ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Составлены по материалам «Практического руководства по приходскому консультированию»

11. О СВЯТЫНЕ И СВЯТЫХ

11.1. Кто такие святые?
– Святость (в отличие от человеческой праведности) – это причастность человека Богу, его преображение под действием Божией благодати. В святом человеке восстановлена поврежденная грехом природа человека и возрожден союз человека с Богом, как «чада Божьего».

Поэтому святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом Своему народу.

Святые стали друзьями Божьими и заступниками за людей пред Богом. Их, как и ангелов Божиих, называют старшими братьями в духовной семье Отца Небесного.

Приобщение к святости совершается через Христа во Святом Духе, причем внешние поступки являются лишь формами и способами «стяжания Духа Святого». Среди них – молитва, милостыня, чтение Священного Писания и важнейшее – участие в Таинствах: «душею и телом да освящуся, Владыко… причащением священных Таин…» (Песнь 9 Канона ко причащению).

Почитание святых в Церкви обусловлено убеждением, что их подвиг был не столько достижением человеческих усилий, сколько выявление в земном мире действия Божьей благодати. В качестве святых почитаются те, чья причастность Богу была явлена Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. Канонизация святых представляет собой, по сути, церковное удостоверение в причастности святого к Богу, в том, что этот человек стал очень похож на Господа (по-славянски: «преподобен»).
11.2. Как почитать святого?
– Почитание святого состоит в изучении его жития, в подражании его святой жизни, в молитвенном обращении к нему, в посещении церковных служб, посвященных дням его памяти. Совершить паломничество и приложиться к мощам святого.
11.3. Зачем молиться святым, если есть Бог, ведь в Священном Писании сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10)?
– Почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученики, пострадавшие за Христа, сразу после своей смерти благоговейно почитались верующими. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную литургию, им возносили молитвы. И сейчас Литургия может совершаться только на антиминсе (четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением композиции «Положение во гроб» или «погребения Христа» и подписью епископа), в центре которого зашиты частицы мощей святых мучеников. Антиминс постилается на Престол в алтаре храма.

Православные христиане поклоняются только Богу, а святых почитают как старших наставников, как людей проживших жизнь в Боге и для Бога, достигших духовной высоты и удостоившихся Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших… и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Вера святых есть вера Православная, и она с апостольских времен призывает к почитанию святых. Церковь Небесная – торжествующая вместе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, являются членами Церкви Христовой. Святые для верующих являются помощниками, молитвенниками и небесными покровителями. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в иконах и мощах, окружает верующих молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет людей от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Святые не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, но сомолитвенники и помощники в служении Христу и общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обоживаются, становятся «богами по благодати». Таким образом, святые это те люди, которые подвигом веры и деятельной любви достигли богоподобия, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь Сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

При молитве к святым угодникам верующие не забывают о молитве Господу, потому что только Он – Податель всех благ. Именно к Нему направляется и молитвенная просьба через предстательство святых, ведь и святые служили именно Богу. Святые помогают не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретенной ими духовной свободы в любви, которая достигнута их подвигом. Она дает им силу предстательства перед Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Помощь во всех житейских нуждах по молитвам святых даруется Самим Господом.
11.4. Как относиться к книгам, в которых указано, к каким святым в каких нуждах обращаться? Неужели у каждого святого своя «специализация» на помощи определенного вида?
– У каждого из святых был особый образ служения людям, свой характер, свои особенности, свои пережитые трудности и борения, свой подвиг перед Богом. Характер служения Господу в вечности является как бы продолжением земного поприща святого. Так, врач-целитель великомученик Пантелеимон продолжает оставаться целителем и после своей мученической кончины; то же можно сказать и о врачах-бессребрениках Косму и Дамиана. Святой великомученик Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Святитель Николай во время своей земной жизни отличался необычайной отзывчивостью на нужды всех скорбящих, путешествующих, его очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве.

Некоторые из святых во время своей земной жизни претерпевали сильную борьбу с различными страстями и напастями. И они, очевидно, глубоко сочувствуют всем тем, кто претерпевает такую же борьбу, и с великой ревностью припадают в молитве к Богу за тех, кто обращается к ним в таких же случаях за помощью. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. На этом и основывается благочестивая церковная традиция, указывающая, кому из святых молиться при различных обстоятельствах жизни.

Это, впрочем, не изменяет общего положения, что каждый из святых может помочь в любой нужде и беде, если обратившийся будет иметь веру, а получение просимого будет полезным для спасения души.

Исполнение просимого всецело зависит от Подателя всех благ – Бога.
11.5. Кто такие святые отцы?
– Святые отцы – это святые подвижники и праведники Православной Церкви, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях ее богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы.
11.6. Что такое нетленные мощи?
– Святые мощи – это останки почивших святых людей, которые своим жизненным подвигом, любовью к людям, усердной молитвой, постом, нестяжанием – образом всей своей жизни достигли святости, к чему должен стремиться каждый. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

Тела некоторых усопших святых сохраняются в сравнительной или даже полной целостности. Однако почитаются они не за их нетленность, а за то, что по причине святости их тела и после смерти являются хранителями божественной благодати, от которой верующие могут получать исцеления и другие духовные дарования. Почитая мощи, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих (Пс. 67:36).

Частицы мощей святых обязательно помещаются в каждом антиминсе, то есть освященном особым чином и надписанном епархиальным архиереем плате с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа, на котором совершается Святая Евхаристия. Это делается в соответствии с раннехристианской практикой совершения Божественной литургии на гробницах мучеников за Христа.
11.7. Где находится Гроб Господень?
– В Иерусалимском храме Воскресения Христова есть Святая Часовня – Кувуклия, возведенная над гробницей Господа Иисуса Христа.
11.8. Что такое Плащаница?
– Святая Плащаница Господа нашего Иисуса Христа – это полотно, в которое Он был обернут после снятия с Креста. На Плащанице сохранились видимые изображения Господа со следами от ран. Плащаница имеет ширину 110 см и длину 486 см. Находится она в городе Турине в Италии (отсюда ее название – Туринская). Многочисленные фотокопии Плащаницы в натуральную величину сделаны, в том числе, и на ткани.

Плащаницей также называется плат с вышитым или иконописным изображением снятого с Креста Спасителя (выносится для поклонения в центр храма в Великую Пятницу) или изображение положения Божией Матери во гроб (выносится для поклонения на праздник Успения Пресвятой Богородицы).
11.9. Надо ли делать земной поклон перед Плащаницей?
– Со среды Страстной Седмицы земные поклоны в храме прекращаются, за исключением поклонов перед Святой Плащаницей. При подходе к любой святыне обычно делается два земных (или поясных) поклона до прикладывания к ней и один поклон после прикладывания. Поклоны делаются после совершения крестного знамения.
11.10. Если давно не причащался, можно ли приложиться к Плащанице?
– Почитание святыни никак не связано со временем причащения. Прилагаться к святыне необходимо с благоговением и сердечной верой.