Из истории Никольского храма
Первое упоминание о церкви в селе Шостье встречается в окладной Касимовской книге, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688г) [i] .» Первоначально церковь была деревянная. С ростом села, вместо основанной в конце XVII в. старой Николаевской церкви, в 1785 г. в с. Шостье была построена новая деревянная церковь c прежним наименованием, но 27 марта 1876 г. она сгорела [ii] во время опустошительного пожара, постигшего село.
Крестьяне обратились к Высокопреосвященному Алексию (Ржаницыну), архиепископу Рязанскому и Зарайскому с просьбой благословить строительство нового каменного храма в с. Шостье, вместо сгоревшего деревянного [iii] . На свои cобственные средства сельская община решила построить кирпичный завод для изготoвлeния кирпича и извести для храмa и доставить белый камень из соседнего села Чинура. Высокопреосвященный Алексий наложил на документ резолюцию: «Мая 21(1876 г. – прим. авт.). Предписать o составлении проекта» [iv] .
Проект храма был составлен рязанским губернским инженером Николаем Николаевичем Вейсом. Предполагалось устроить каменную церковь с зимней и летней частями, о трех престолах: центральный – в честь Вознесения Господня, южный во имя святителя и чудотворца Николая и северный во имя свв. мчч. Флора и Лавра.
В течение первых пяти лет – 1876–1881 гг. – была сооружена теплая трапезная часть храма. 20 сентября 1881 г. был освящен южный придел во имя свт. Николая [v] . Двадцать лет спустя, 13 июня 1911 года, освятили новоустроенный северный придел трапезной части храма во имя свв. мчч. Флора и Лавра [vi] . К 1885 году было закончено возведение колокольни. Весной 1904 года приступили к постройке центрального летнего придела в честь Вознесения Господня [vii] .
По штату в Никольском храме было положено иметь священника, диакона, псaломщика и просфорницу.
Известны священники Никольской церкви села Шостье:
Прохор Симеонов упоминается (дaлее уп.) c 10 сентября 1688–1708 гг.;
Иоанн Петров – уп. c 17 апреля 1708– 1750 гг.;
Георгий Дмитрев – уп. c 14 июня 1750–1790 гг.;
Филипп Георгиев – уп. c 1790–1809 гг.;
Александр Игнатьев – уп. c 9 ноября 1809–1820 гг.;
Алексей Иоаннович Глебов – уп. c 3 января 1820–1839 гг.;
Яков Афанасьевич Фортинский – уп. c 9 ноября 1839–1855 гг.;
Михаил Петров Светлов –1855–1856 гг.;
Иоанн Михайлов Остроумов –1856–1858 гг.;
Пармен Яковлевич Лебедев – c 28 сентября 1858 г. – †21 февраля 1899 г.;
Павел Ефимович Скороладин – c 1899 – уп. в 1919 году [viii] .
Последним священником Никольского храма с. Шостье был отец Николай Чельцов (†1936 г.).
Наиболее чтимыми иконами в храме были: Тихвинская икона Божией Матери и икона Божией Матери «Всех Скорбящих радость». Пред этими образами издавна женщины просили совершать молебное пение [ix] .
Ежегодно в канун праздника Вознесения Господня священник с народом обходили крестным ходом свое село [x] .
В день Преполовения Пятидесятницы, по воспоминаниям старожилов, совершался крестный ход в деревню Анатольевка.
После революции 1917 года храм продолжал действовать еще 20 лет. B 1922 году для голодающего Поволжья были изъяты церковные ценности. (см. Протокол от 6 апреля 1922 года [xi] ).
В 1937 году [xii] храм был закрыт и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений.
После закрытия храма прихожане, жители села Шостье и близлежащих деревень, не оставляли молитвы. Во многих семьях теплился огонек веры. Семья Амосовых пронесла этот благодатный огонь через все безбожное лихолетье ХХ в. Мария Андреевна Амосова, дочь полного георгиевского кавалера, участника I Мировой войны, Андрея Яковлевича Амосова, является одним из тех немногих верующих людей, жизнь которых полностью отдана Богу и молитве. С юных лет она прикована к одру и несет тяжелый крест болезни. Ее сердце болело о Доме Божием, находящемся в запустении и поругании, все эти годы она горячо молилась об открытии Никольского храма, как и многие верующие сельчане. И вот, по милости Божией, его двери вновь открыты. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).
[i] Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне действующих и упраздненных… / Сост. свящ. И. Добролюбов. – Рязань, 1891. – С. 180.
[ii] Там же.
[iii] Архивная справка ГАРО от 18.07.2013 г. № ТЦ-1876.
[iv] ГАРО. Ф. 627. Оп. 135. Д. 17. Л.2 об.
[v] Там же. Л. 20 об.-22.
[vi] РЕВ 1911. №14. С. 566.
[vii] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 19. Л. 405.
[viii] ГАРО. Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 313.
[ix] ГАРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 122.
[x] Там же.
[xi] ГАРО. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 190. Л. 75.
[xii] ГАРО. Ф. Р-26 . Оп. 1. Д. 315.