«Время собирать камни…» (Еккл. 3:5)

История духовной жизни в селе Шостье

Село Шостье
Из истории села Шостье

Село Шостье Касимовского района Рязанской области расположено в тридцати километрах к югу от районного центра – города Касимова.

Первое упоминание о городе Касимове, как о Городце Мещерском, восходит к 1152 г. В 1376 г. город был разрушен во время ордынского нашествия и вскоре восстановлен, тогда же он вошел в состав владений великих князей московских. В 1452 г. Городец Мещерский был пожалован татарскому царевичу Касиму за верную службу Московскому государству. Зависимое от Москвы Касимовское ханство просуществовало до 1681 г.

Касимов стал уездным городом в составе Рязанской губернии, учрежденной по губернской реформе 1778 г.

История села Шостье (Шостья) насчитывает не одно столетие. Предание гласит, что первоначально на этом месте поселился выходец из близлежащего с. Ерахтура с пятью своими сыновьями, который и говорил о себе «шост я», отчего и место его поселения стало называться «Шостья» [i] .

Первое упоминание о селе Шостье можно найти в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г., в которых описывается население и хозяйственные угодья города Касимова и окрестных селений.

В XVIII в. село Шостье принадлежало действительному тайному советнику, сенатору графу Андрею Петровичу Шувалову. Его сын, генерал-лейтенант граф Павел Андреевич Шувалов, был участником Отечественной войны 1812 г.

Во второй половине XIX в., после освобождения крестьян от крепостной зависимости, население села Шостье представляло собой общину государственных крестьян. К этому времени в селе имелось волостное правление, земско-общественная школа, земская станция, оптовый винный склад, винная лавка, три мелочных и две с красным товаром лавки, две маслобойни, шерстобитка, кузница, кирпичный завод и трактир [ii] .
[i] Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. – Рязань, 1890. – Т.7, вып.2: Касимовский уезд. – С. 475.

[ii] Там же.


Никольский храм села Шостье
Из истории Никольского храма

Первое упоминание о церкви в селе Шостье встречается в окладной Касимовской книге, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688г) [i] .» Первоначально церковь была деревянная. С ростом села, вместо основанной в конце XVII в. старой Николаевской церкви, в 1785 г. в с. Шостье была построена новая деревянная церковь c прежним наименованием, но 27 марта 1876 г. она сгорела [ii] во время опустошительного пожара, постигшего село.

Крестьяне обратились к Высокопреосвященному Алексию (Ржаницыну), архиепископу Рязанскому и Зарайскому с просьбой благословить строительство нового каменного храма в с. Шостье, вместо сгоревшего деревянного [iii] . На свои cобственные средства сельская община решила построить кирпичный завод для изготoвлeния кирпича и извести для храмa и доставить белый камень из соседнего села Чинура. Высокопреосвященный Алексий наложил на документ резолюцию: «Мая 21(1876 г. – прим. авт.). Предписать o составлении проекта» [iv] .

Проект храма был составлен рязанским губернским инженером Николаем Николаевичем Вейсом. Предполагалось устроить каменную церковь с зимней и летней частями, о трех престолах: центральный – в честь Вознесения Господня, южный во имя святителя и чудотворца Николая и северный во имя свв. мчч. Флора и Лавра.

В течение первых пяти лет – 1876–1881 гг. – была сооружена теплая трапезная часть храма. 20 сентября 1881 г. был освящен южный придел во имя свт. Николая [v] . Двадцать лет спустя, 13 июня 1911 года, освятили новоустроенный северный придел трапезной части храма во имя свв. мчч. Флора и Лавра [vi] . К 1885 году было закончено возведение колокольни. Весной 1904 года приступили к постройке центрального летнего придела в честь Вознесения Господня [vii] .

По штату в Никольском храме было положено иметь священника, диакона, псaломщика и просфорницу.

Известны священники Никольской церкви села Шостье:

Прохор Симеонов упоминается (дaлее уп.) c 10 сентября 1688–1708 гг.;

Иоанн Петров – уп. c 17 апреля 1708– 1750 гг.;

Георгий Дмитрев – уп. c 14 июня 1750–1790 гг.;

Филипп Георгиев – уп. c 1790–1809 гг.;

Александр Игнатьев – уп. c 9 ноября 1809–1820 гг.;

Алексей Иоаннович Глебов – уп. c 3 января 1820–1839 гг.;

Яков Афанасьевич Фортинский – уп. c 9 ноября 1839–1855 гг.;

Михаил Петров Светлов –1855–1856 гг.;

Иоанн Михайлов Остроумов –1856–1858 гг.;

Пармен Яковлевич Лебедев – c 28 сентября 1858 г. – †21 февраля 1899 г.;

Павел Ефимович Скороладин – c 1899 – уп. в 1919 году [viii] .

Последним священником Никольского храма с. Шостье был отец Николай Чельцов (†1936 г.).

Наиболее чтимыми иконами в храме были: Тихвинская икона Божией Матери и икона Божией Матери «Всех Скорбящих радость». Пред этими образами издавна женщины просили совершать молебное пение [ix] .

Ежегодно в канун праздника Вознесения Господня священник с народом обходили крестным ходом свое село [x] .

В день Преполовения Пятидесятницы, по воспоминаниям старожилов, совершался крестный ход в деревню Анатольевка.

После революции 1917 года храм продолжал действовать еще 20 лет. B 1922 году для голодающего Поволжья были изъяты церковные ценности. (см. Протокол от 6 апреля 1922 года [xi] ).

В 1937 году [xii] храм был закрыт и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений.

После закрытия храма прихожане, жители села Шостье и близлежащих деревень, не оставляли молитвы. Во многих семьях теплился огонек веры. Семья Амосовых пронесла этот благодатный огонь через все безбожное лихолетье ХХ в. Мария Андреевна Амосова, дочь полного георгиевского кавалера, участника I Мировой войны, Андрея Яковлевича Амосова, является одним из тех немногих верующих людей, жизнь которых полностью отдана Богу и молитве. С юных лет она прикована к одру и несет тяжелый крест болезни. Ее сердце болело о Доме Божием, находящемся в запустении и поругании, все эти годы она горячо молилась об открытии Никольского храма, как и многие верующие сельчане. И вот, по милости Божией, его двери вновь открыты. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).


[i] Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне действующих и упраздненных… / Сост. свящ. И. Добролюбов. – Рязань, 1891. – С. 180.

[ii] Там же.

[iii] Архивная справка ГАРО от 18.07.2013 г. № ТЦ-1876.

[iv] ГАРО. Ф. 627. Оп. 135. Д. 17. Л.2 об.

[v] Там же. Л. 20 об.-22.

[vi] РЕВ 1911. №14. С. 566.

[vii] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 19. Л. 405.

[viii] ГАРО. Ф. Р-­6788. Оп. 1. Д. 313.

[ix] ГАРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 122.

[x] Там же.

[xi] ГАРО. Ф. Р­-12. Оп. 1. Д. 190. Л. 75.

[xii] ГАРО. Ф. Р-26 . Оп. 1. Д. 315.


Никольский храм села Шостье
Возрождение Никольского храма в селе Шостье

В 1999 году верующие сельчане обратились к настоятелю Заиконоспасского мужского монастыря г. Москвы архимандриту Петру (Афанасьеву) с просьбой о помощи в восстановлении святыни.

По ходатайству архимандрита Петра Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание в селе Шостье Патриаршего подворья.

Храм находился в запущенном, полуразрушенном состоянии. В трапезной части уже много лет не было крыши, стекол в окнах, на стенах росли деревья, пол был завален мусором, во многих местах проломлен «кладоискателями». Центральный придел в честь Вознесения Господня пострадал менее.

Активную помощь в ремонтно-реставрационных работах оказал приход Заиконоспасского мужского монастыря, жители города Касимова, неравнодушные сельчане. Директор сельской школы Александр Андреевич Миняев с педагогическим коллективом и учащимися устраивали субботники по уборке мусора, накопившегося десятилетиями. Александр Андреевич своими руками соорудил временные фанерные перегородки для иконостаса во всех трех приделах Никольского храма.

На Пасху 2000 г. была совершена первая Божественная Литургия, после более чем 60-ти летнего перерыва.

Первые годы храм отапливался железными печами, установленными внутри, но они давали не столько тепло, сколько копоть и гарь. Во время богослужений священнику приходилось надевать ватник под облачение: в храме было очень холодно.

За прошедшие годы были проведены обширные ремонтно-реставрационные работы: храм был покрыт железной крышей, восстановлены купола с крестами, произведена замена более 500 кв.м. полов, проведено газовое отопление, были установлены иконостасы, стены храма украсились росписями.