Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Новости монастыря

Праздники и будни женской обители
1 / 14 октября 2020 года
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Богоматери. Ок. 1399 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: // нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, // за ны Христу молящуюся.

Верующие люди называют жизнь на земле временной. Эта жизнь очень короткая, пролетает незаметно и быстро. Святые Отцы говорили о том, что земная жизнь – это подготовка к жизни вечной, это экзамен на верность Христу и Его учению. Святые, имея сильную веру, проявляли мужество терпения земных неприятностей и скорбей, вменяли в ничто тленные богатства и проводили жизнь подвижническую, умом и сердцем взывая к Богу день и ночь.

Но не каждому дана сильная вера. Многие, стремясь к лучшему, в том числе и к духовной жизни, испытывают чувства разочарования и страха, отступления и даже ненависти. Отчасти это зависит от самого человека: от расслабленной воли и любви к страстям, от немощи и невежества; отчасти это зависит от нападок врага рода человеческого, который все силы и старания прилагает для того, чтобы погубить род человеческий. Но есть у нас Защитница на земле, простирающая Свой Покров над немощными и больными, над отступниками и предателями. Её милосердие простирается на всех.

Прекрасным подтверждением служит Праздник Покрова Божией Матери. История возникновения праздника такова. В начале X века Константинополь был осаждён врагами (исторические источники указывают, что это были язычники русы, наши древние предки). Жители города собрались во Влахернской церкви, где находились Риза Богоматери, Её головной Покров и часть Пояса. Во время Всенощного бдения святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу. С Ней были Иоанн Предтеча и апостол Иоанн. О, чудо! Дева молилась за христиан! Затем, сняв сияющий Покров, простёрла его над всеми, кто был в храме. Святому Андрею было это прекрасное видение из духовного мира. Это уверение в том, что молитвы, искренние и слёзные, упование на защиту Богородицы, не напрасны. Помощь пришла с Неба, враг отступил от города. Христиане с благодарностью взывали к Божией Матери.

Вспоминая это событие, православные христиане стали обращаться к Богородице с особой просьбой о защите: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!».

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

14 / 27 сентября 2020 года
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста. Икона двусторонняя. Конец XV века. Новгород
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Это день торжества христианской веры над врагом и противником Господним – дьяволом. Крест – орудие казни – для всех верующих стал освобождением от страданий, потому что через него даровано роду человеческому Воскресение.

Смерть, тление и ад были уготованы каждому до восшествия Господа на Крест. Крест – основание веры и оружие силы. Каждый христианин, желая спасения, получает от Бога свой Крест, который должен понести в земной жизни с благодарением, понимая, что только через крест страданий можно очистить душу для Царствия Небесного. Страдания очищают и возвышают. Истинное величие души, настоящее любящее сердце выковываются из страданий.
«Вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него…» (Флп.1, 29). «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2.3). Грехолюбивые и сластолюбивые сердца человеческие, наполненные греховных желаний, мыслей и чувств не способны к благородству и любви. Греховный сон делает человека жестоким, бесчувственным и равнодушным. Страдания же, напротив, очищают. Душа становится способной видеть и понимать других, уметь сопереживать. Исстрадавшееся сердце умягчается и становится способным любить.

Святой апостол Павел говорит: «Сердце наше расширено» (2 Кор. 6,11). Все святые очистили души свои путём страданий. Чистое сердце – награда Господа за страдания, это плод Креста и Воскресения. В поругании на Кресте был Наш Спаситель и, чтобы быть причастными этим страданиям и вместе с Ним царствовать вечно, постараемся нести бремя тяжести земных страданий, воздавая славу Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Читать о празднике на сайте Православие.ру
8 / 21 сентября 2020 года
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы, псковская икона XVI-XVII веков
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства, / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.


Ветхозаветные пророки предвозвещали рождение Спасителя от Пречистой Девы.

Проходили годы, столетия, пророчества повторялись. Человечество томилось ожиданием: когда, в какой век и день произойдёт величайшее событие, которое навсегда изменит ход истории? Какая Великая Жена сможет стать Матерью Мессии? В Ветхом Завете много прообразов Божией Матери: Ноев Ковчег, спасающий праведников от потопления, Лествица Иакова, которую видел он во сне, соединяющую Небо с землёю, Неопалимая Купина – которую видел пророк Моисей – горящая и не сгорающая.

Божий Промысел готовил рождение Пречистой Девы. Маленький, никому не ведомый город Назарет, находящийся далеко от Иерусалима, станет на века благословенным и святым оттого, что в нём жили праведные Иоаким и Анна, родители Марии Богородицы. Их жизнь не отличалась от жизни современников. Праведные супруги жили безбедно, были милосердны к нуждающимся, бескорыстно и щедро помогали бедным от своих доходов.

Но великая скорбь сопровождала их в течение многих лет жизни. Иоаким и Анна были бесчадны. Господь не давал им детей. Такие семьи часто терпели поношение и презрение единоверцев, так как бездетность считалась Божиим наказанием. Во время праздника праведный Иоаким приносил жертву Богу в иерусалимском храме, когда услышал от служителей укорение и поношение за безчадие. В глубокой скорби Иоаким отправился в пустыню, где провёл 40 дней в горячей молитве к Богу. В Назарете плакала и молилась праведная Анна. Молитвы их были так горячи, а скорбь так безутешна, что Бог услышал их и послал ангела, извещающего о том, что у них родится Дочь. Благословенно будет Её рождение, ибо Ей суждено стать Матерью Спасителя.

Свершилось пророчество. Рождение Пресвятой Богородицы – это начало новой благодатной Жизни, это Милосердие Всевышнего Бога к падшему человечеству, это исполнение обетований и ожиданий ветхозаветных пророков и праведников, это Надежда всех живущих на обретение потерянного рая.

Читать о празднике на сайте Православие.ру
31 августа / 13 сентября 2020 года
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Ин кондак, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395–408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II (память 5 августа – греч.). Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил Пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного Пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы.

3 апреля 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Христорождественском кафедральном соборе г. Рязани состоялась торжественная передача ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы Никольскому Шостьенскому ставропигиальному женскому монастырю.

13 сентября 2020 года праздничное богослужение возглавил клирик монастыря протоиерей Владимир Постников. Праздничные песнопения исполнил хор обители. За богослужением молились насельницы обители во главе с настоятельницей монастыря игуменией Неониллой (Фроловой) и прихожане.

Читать подробнее о передаче монастырю ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы
27 августа / 9 сентября 2020 года
Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Никольский Шостьенский монастырь
9 сентября 2020 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева), наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, выездная экспертная Комиссия посетила Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

В состав Комиссии вошли: председатель – архимандрит Феофилакт (Безукладников), член Научно-методического совета, заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; секретарь – кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря.

Цель поездки: определение готовности к реализации программы курсов базовой подготовки в области богословия для насельниц Никольского Шостьенского монастыря и решение о выдаче представления.

Работа Комиссии началась с посещения учебной площадки в Никольском монастыре, которая располагается в сестринской трапезной. Здесь была проведена встреча настоятельницей монастыря игуменией Неониллой (Фроловой), руководителем курсов монахиней Иннокентией (Яцыной), преподавателем Д. С. Белошенковым и насельницами – слушательницами курсов.

В ходе беседы с преподавателями обсуждались особенности рабочих программ базовой части по восьми дисциплинам. Комиссии были представлены нормативные документы курсов, стандарт, положение, учебный план и календарный график занятий, библиотечный фонд. Комиссия осмотрела библиотеку и необходимую материально-техническую базу для возможности начала проведения занятий.

Во время беседы представители Комиссии разъяснили присутствующим цели и задачи курсов и ответили на ряд вопросов.

В обращении к слушательницам курсов архимандрит Феофилакт (Безукладников) подчеркнул, что эти курсы нужны, прежде всего, для спасения наших душ: «Святая Церковь прямо говорит, что наше спасение должно содеваться разумно, осмысленно, осознанно, добровольно».

Начало обучению сестер в области духовного образования в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре было положено в 2016 году. В 2020 году действующие монастырские курсы были преобразованы в Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви, также были пересмотрены и скорректированы программы по базовым предметам в соответствии с требованиями Церковного стандарта.

С сентября 2020 года обучение на очных трехгодичных курсах базовой подготовки, в области богословия монашествующих, продолжат 16 насельниц монастыря.

15 / 28 августа 2020 года
Успение Пресвятой Богородицы
Облачное Успение. к. XII — н. XIII вв. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 155 × 128 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропарь, глас 1

В рождестве Девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу/ и предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Читать об Успении Пресвятой Богородицы на сайте Православие.ру

Успение Пресвятой Богородицы является престольным праздником обители. В храме Успения Пресвятой Богородицы в полночь была совершена Божественная Литургия, на которой по традиции молились и причащались только сёстры обители. Литургию служил клирик монастыря протоиерей Владимир Постников. По окончании Божественной Литургии состоялся Крестный ход вокруг храма с плащаницей Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы.

Накануне состоялось Всенощное бдение в Никольском храме, на котором собралось большое количество молящихся прихожан и гостей. Праздничные песнопения исполнил хор обители и хор воспитанниц монастырского пансиона.

Вечером 28 августа в обители совершили чин Погребения Божией Матери. В конце Богослужения вокруг Никольского храма прошел торжественный крестный ход сестер и прихожан, воспевающих Царицу неба и земли, оказывая Ей благоговейное почитание и восхваление.
6 / 19 августа 2020 года
Преображение Господне
Преображение Господне. 1403 год. Феофан Грек
Тропарь, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, // Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша; / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, // яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Читать подробнее о празднике Преображения Господня
Никольский храм села Шостье, август 2020 года
19 августа 2020 года в нашем монастыре встретили праздник Преображения Господня.

В этот день служение Божественной литургии в Никольском храме обители возглавил клирик Никольского Шостьенского монастыря протоиерей Владимир Постников, ему сослужил клирик Заиконоспасского мужского монастыря иеромонах Савва (Буханцев). За богослужением молились насельницы обители во главе с настоятельницей монастыря игуменией Неониллой (Фроловой) и прихожане.

По традиции в этот день Церковь благословляет плоды нового урожая. Священнослужители совершили молебен, окропив святой водой принесенные в храм «начатки»: виноградные грозди, яблоки, груши и другие садовые плоды.

Читать материал «Фаворский свет Преображения» в разделе «Публикации»

1 / 14 августа 2020 года
14–27 августа 2020 года. Успенский пост
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успенский пост — две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост длится всего две недели: с 14 по 27 августа. Он считается таким же строгим, как и Великий пост.

По своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. На Успенский пост попадает два праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас») 1/14 августа и Преображение Господне («Яблочный Спас») 6/19 августа.

Читать подробнее на сайте Православие.ру



1 / 14 августа 2020 года
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», 1510 год
Тропарь Креста Господня, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста Господня, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/908028.html

Читать материал об иконографии праздника на сайте Фома.ру
8 / 21 июля 2020 года
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
Московский список иконы из Елоховского собора. 1579 год
Тропарь, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.

8 / 21 июля Православная Церковь празднует день явления Казанской иконы Божией Матери. Праздник был установлен в 1595 году, спустя шестнадцать лет после чудесного явления иконы Божией Матери в городе Казани. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм и продолжаются до сих пор.

Очень быстро Казанская чудотворная икона Божией Матери приобрела широкую известность у русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Богородицы. Дважды в год в благодарность за заступничество Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы совершаются празднества и крестные ходы: в день явления – 8/21 июля и в память освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков - 4 ноября/22 октября.

Молитва перед Казанской иконой Божьей Матери помогает во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах, скорбях.


Читать подробнее на сайте Православие.ру
29 июня / 12 июля 2020 года
Празднование памяти апостолов Петра и Павла в нашей обители
В воскресный день 12 июля состоялась Божественная Литургия в Никольском Храме Шостьенской обители. Прославление святых апостолов Петра и Павла после долгого Петрова Поста приходится на макушку лета. В знойный июльский день, храм был украшен множеством цветом в изобилии и красоте красок.

Божественную Литургию возглавил клирик Заиконоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев). Ему сослужил главный клирик Никольской Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников.

За Божественной Литургией молились игумения Неонилла (Фролова) с сестрами. Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор Никольской обители.

В годы земной жизни Спасителя жили своей обычной и размеренной жизнью самые простые и незаметные, бедные и незнатные рыбаки. Занимались они своим промыслом, чтобы прокормить семьи, слушали Иоанна Крестителя, стремились жить Богоугодной жизнью, имея от природы добрые и простые сердца и даже не подозревали, какая встреча ждёт их на берегу Галилейского моря! Как изменится их жизнь после этой встречи, какие новые неизведанные чувства обретут их души, какой новой жизненной силой наполнятся их сердца!

Их ждала встреча с Богом.

Не с Тем Богом: Невидимым, Всемогущим, Карающим, Недосягаемым и Непознаваемым, а с Богочеловеком – Доступным, Любящим, Близким – Который совсем рядом и протягивает руку помощи. И всё же Богом Всемогущим, исцеляющим больных, воскрешающим мёртвых и знающим про них всё! Богоизбранные апостолы жили в это несравненное время, видели, слышали Христа, находились в постоянном общении со Спасителем, удостоились великой чести – получить Дары Духа Святого в День Пятидесятницы.

Апостол Пётр до призвания Господом назывался Симоном, был из простых и неучёных рыбаков, имел семью: жену, тёщу, сына и дочь. Когда брат Симона первый раз привёл его к Иисусу Христу, Господь сказал ему: «Ты еси Симон сын Ионин: ты наречешися Кифа» (Ин.1, 42). Впоследствии он последовал за Господом в числе первых Его учеников и стал одним из самых ревностных и преданных апостолов. За своё высокое исповедание Божества Иисуса Христа: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», – удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси Симоне. Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф.16, 16–18).

Апостол Пётр был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий в Его жизни. Пётр ходил ко гробу после Воскресения Христова, видел пелены и плат. Трикратное прежде отречение исповедал трикратным ко Господу изъявлением любви и получил милостивое прощение и утверждение в первоапостольском служении. И сказал ему Иисус три раза: «Паси овцы Моя (Ин.21, 15–17). По сошествии Святого Духа апостол Пётр стал богопричастным, духоносным и уразумел великую тайну искупления человечества и спасения в Церкви, созидаемой как столп и утверждение истины на краеугольном камне, на вере в Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия. Святой проповедью апостол Пётр присоединил к Церкви Христовой до трёх тысяч душ человеческих и ещё пять тысяч привёл ко Христу. Пламенная любовь к Богу и верность Ему и Его учению – личный и свободный выбор неучёного и простого рыбака, ставшего первоверховным апостолом и принявшим крестную смерть в Риме 29 июня, прославив Бога.

Изображение апостола Петра на иконе с ключами основывается на Священном Писании (Мф. 16, 18–19), где повествуется, что Спаситель в лице апостола Петра изрёк обетование дать ключи Царствия Небесного. То есть власть отверзать и заключать вход в это Царство, перешедшую затем и утверждённую за всеми преемниками его служения – пастырями Церкви (Ин. 20, 23).

Апостол Павел происходил из колена Вениаминова и до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился в киликийском городе Тарсе и был римским гражданином. Савл был воспитан в строгости отеческого закона и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона.

Как все иудеи не признал Мессию Христа, ненавидел христиан, одобрил убиение архидиакона Стефана. Но Бог не оставил своего избранника: пламенная вера и верность Савла, ослеплённого жестоким законничеством, нуждалась в просвещении. И этот Свет Духа Божьего снизошел на Савла по пути в Дамаск. Савл ослеп от Божественного света и не видел до тех пор, пока его духовные очи не прозрели. В Дамаске апостол Анания крестил Савла и он прозрел не только физически, но и духовно. Он был наречён Павлом и сделался, по выражению Иоанна Златоуста из волка – агнцем, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из бохохульника – богословом.

Апостол Павел проповедовал веру Христову среди иудеев и среди язычников, написал 14 посланий в пути своего миссионерства, проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах, говорил о христианстве как об истинной вере, о спасении во Христе. О покаянии, о Суде и воскресении мёртвых. Могущество его проповеди было так велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения. Силой Христовой апостол Павел творил чудеса, исцелял больных, воскрешал мёртвых, даже от его вещей случались исцеления, а злые духи покидали одержимых. За такую пламенную проповедь Господь удостоил его восхищения до третьего неба, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы» (2 Кор. 12, 2–4).

Ему пришлось перенести немало скорбей и испытаний. «От иудеев, – пишет он, – пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской, мног раз был в путешествиях, в опасностях на реках,, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11,24–27).

По словам святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел бесчестия и оскорбления искал больше за свою проповедь, нежели мы чести; смерти больше, нежели другие жизни; бедности больше, нежели мы;печали больше, нежели другие радости; и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было ему страшно и опасно – как бы не оскорбить Бога. Любовь ко Христу он ставил выше всего. С этой любовью он лучше желал быть в числе последних и наказываемых, нежели без неё в числе высших и получаемых чести.

29 июня / 12 июля 2020 года
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Апостолы Пётр и Павел. Первая треть XIII века дерево, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Тропарь, глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели,// верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине сведый сердечная.

Величание

Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.


В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Читать подробнее на сайте Православие.ру
21 мая / 3 июня 2020 года
Клирику обители протоиерею Владимиру Постникову исполнилось 75 лет
3 июня 2020 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, штатному клирику нашей обители протоиерею Владимиру Постникову исполнилось 75 лет. Отец Владимир служит в Никольской Шостьенской обители с момента основания. Сёстры обители и прихожане храма, с которыми все эти годы батюшка по-отечески разделяет все радости и горести, поздравили его с Днём рождения и пожелали многая и благая лета.
25 мая / 7 июня 2020 года
Мир и Радость в Духе Святом
Архимандрит Пётр (Афанасьев). 23 июня 2013 года. День Святой Троицы
Святое Евангелие повествует о том, как на пятидесятый день по Воскресении Господа в Сионской горнице собрались апостолы, с ними была и Божия Матерь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния апостолов 2, 1–4). День этот стал днём рождения Церкви.

Спаситель создал Церковь на земле и названа она Телом Христовым, так как «мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим.12, 5). Глава Церкви – Христос, поэтому Церковь является Святой. Господь искупил Её, очистил и укрепил Святой Своею Кровию. Вдохновляет и живит Церковь Дух Святый Божий, Таинства церковные освящают людей и готовят стать их гражданами небес. В День Святаго Духа мы призываем Господа, третье Лицо Пресвятой Троицы, прекраснейшей молитвой «Царю Небесный, Утешителю…».

«Когда на Предвечном Совете планировался человек, Бог решил дать ему отпечаток Сына и уподобиться Богу через Святого Духа. Ведь Дух Святой – это вечное подобие Отца.

Дух Божий – Дух правый, Дух милостивый и милосердный… По Писанию Он – Дух Премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия. Дух страха Божия. Эти семь даров, излитых в мир через Христа, видели в небесах боговидец Моисей и апостол Иоанн Богослов, как семь светильников, горящих пред престолом Бога. Дух поддерживает Закон Божий, очищает пророков, открывает им тайны, вся Библия написана Им, Он очищает сердца и умы пророков и на них, как на чистых зеркалах, пишет Своё слово. Огненные языки в виде несущегося урагана наполняют Сионскую горницу и погружают апостолов в глубины Божественной жизни. Огонь показывает Божественную природу Духа, ибо Бог Наш есть огонь, поедающий всякую нечистоту.

Язык пламени Пятидесятницы показывает сродство Духа со Словом, ибо нет ничего более близкого к слову, чем язык. Так Сионская горница стала духовной купелью, в которой родилась Церковь. Дух Святой отыскивает среди всех народов истиннолюбцев и вводит их в Свою Церковь. Он открывает людям Иисуса Христа Сына Божия» (Священник Даниил Сысоев. Простыми словами о тайне Троицы).

Особенно красиво украшен Божий храм в день Пресвятой Троицы. Укоренившаяся русская традиция украшать Дом Божий в этот день зелёными берёзками и букетами первых цветов напоминает нам о красоте Божьего рая, в котором жили первые люди. Если так красива природа наступающего лета и благоуханны её первые букеты сирени, ландышей, тюльпанов, то как благоуханен и красив Божий рай! Среди этого цветущего благолепия и благоухания звучат песнопения Празднику Пресвятой Троицы. Слаженно и торжественно поёт монастырский хор «Благословен еси Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей…»

В Шостьенском монастыре Божественную Литургию возглавил клирик обители протоиерей Владимир Постников (в праздник Владимирской иконы Божией матери ему исполнилось 75 лет). Ему сослужил клирик Заиконоспасского монастыря г. Москвыиеромонах Савва (Буханцев). Дело монашеское – служба Божия и прославление Бога. Немало трудностей испытывает сейчас наша Россия, на её долю выпали испытания и скорби, но Дух Божий вдохновляет монастыри на молитву с верою и упованием перенести всё с благодарением.



25 мая / 7 июня 2020 года
День Святой Троицы. Пятидесятница
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас тойже
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день — в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.


Читать подробнее о Дне Святой Троицы на сайте Православие.ру

15 / 28 мая 2020 года
Престольный праздник храма
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. (Лк. 24, 50–53)». Это событие произошло в 40-й день Пасхи и празднуется нашей Церковью как Великий Господский Праздник – Вознесение Господне. Каждый может по всеобщем Воскресении также взойти в высшую, Божественную обитель. Спаситель, поднимаясь в облака и прощаясь со своими учениками, обещал послать Утешителя – Святого Духа, исходящего от Отца. Ученики с грустью провожали Любимого Учителя, и в это время предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон…» (Деян. 1, 9–12).

Русские монахини, живущие в монастыре на горе Елеон, любят говорить, что Господь в момент Вознесения стоял лицом на север, об этом свидетельствует расположение Его стоп. То есть Он смотрел в сторону России. «Недаром смотрел Он не на восток, не на запад, не на юг, а именно на наш север, – пишет писатель Александр Сегень. – Где ещё так разовьётся и так по сей день оберегаемо будет Его учение, если не в наших северных краях. Оттого-то и не любят нас так люто враги Христовы, что в нашу сторону с надеждой и упованием смотрел Господь в миг Своего расставания с землёй».

В нашей обители сегодня Престольный Праздник, так как главный престол Никольского храма посвящен Вознесению Господню. Накануне, на центральном аналое, украшенном весенними букетами цветов, появилась новая икона Вознесения , написанная опытными иконописцами и подаренная благодетелями обители. Радостное и приятное событие! По обычаю Божественную Литургию возглавил клирик Никольской Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников. Ему сослужил клирик Заиконоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев).

За Божественной Литургией молились игумения Неонилла (Фролова) и игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря. Богослужебные песнопения исполнили сестринский хор Никольской обители и хор воспитанниц монастырского пансиона.

По окончании Литургии состоялся Крестный ход с праздничной иконой и хоругвями вокруг храма.

15 / 28 мая 2020 года
Вознесение Господне
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

Вознесение Господне (Вознесение) – двунадесятый, переходящий, христианский праздник, установленный в воспоминание события новозаветной истории, вознесения Иисуса Христа во плоти на Небо. А так же в память обещания второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Отмечается праздник на сороковой день после Пасхи, т.к. от Своего воскресения из мертвых до вознесения Господь пробыл на земле сорок дней. Праздник всегда приходится на четверг 6-й недели по Пасхе.

Число сорок — особенное число во всей Священной истории. Согласно закона Моисеева в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. Иисус Христос в сороковой день после Воскресения, а по сути, после нового рождения, должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо.

Читать о празднике Вознесения Господня на сайте Православие.ру
9 / 22 мая 2020 года
Праздник святителя Николая
Чтимый образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который находится в храме Успения Божией Матери монастыря
22 мая 2020 года, в день памяти перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в нашем монастыре состоялось праздничное Богослужение. Престольный праздник обители по обычаю прошёл в храме Вознесения Господня, в приделе, посвященном Святителю Николаю. Накануне Святителю Николаю был отслужен водосвятный молебен с акафистом. Божественную литургию возглавил клирик Никольской Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников. Ему сослужил клирик Заиконоспасского мужского монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев).

За Божественной литургией молились игумения Неонилла (Фролова) с сёстрами и воспитанницами монастырского пансиона.

Божественные песнопения исполнил сестринский хор Никольской Шостьенской обители.

После праздничного Богослужения состоялся Крестный ход с почитаемой в обители старинной иконой Святителя Николая. Эта икона явила много случаев помощи верующим в заступничество великого святого. На алтарной стене главного придела Никольского храма можно издалека увидеть большую мозаичную фреску, на которой изображён Святитель Николай в полный рост. Он благословляет каждого приходящего и приезжающего на эту землю. В любые времена будем взывать к доброму и милостивому Святителю: «Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!».
7 / 20 мая 2020 года
Архиепископ Феогност возглавил Божественную Литургию в монастыре
20 мая 2020 года, в день отдания праздника Преполовения Пятидесятницы, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил Божественную литургию в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре.

В Успенском храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили клирик Никольской Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников и клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы иеромонах Савва (Буханцев).

За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами и воспитанницами монастырского пансиона.

Церковные песнопения исполнил сестринский хор Никольской Шостьенской обители.

По окончании Литургии владыка Феогност обратился к насельницам обители с архипастырским словом об ответственности перед Богом за выполнение Божественных заповедей и сохранение отеческого наследия, о важности единения и единомыслия, об умножении любви.

В завершение архиерей подчеркнул, что особенно это важно сейчас, в трудное для всех время испытаний, посланных Господом для укрепления нашей веры и духа.

Фото: Владимир Ходаков


3 / 16 мая 2020 года
Живая Вода
В Неделю о самаряныне Святая Церковь вспоминает одно из самых трогательных и ярких евангельских событий – встречу Господа Иисуса Христа с самарянкой у колодца, беседу о истинной духовной жизни, о живой воде – Божьем Слове для каждой души. Эта беседа описана очень подробно, что говорит о важности этого эпизода в ряду евангельских повествований.

В этой встрече трогает всё: простота и откровенность Спасителя в беседе с простой женщиной, отеческая и искренняя забота о её душе, проникновенные и высокие слова. Жизнь самарянки разделилась на две части – до встречи у колодца и после неё. Если раньше она и не помышляла о высоком предназначении человеческой жизни, жила греховно, то после встречи со Спасителем в её душе произошёл настоящий переворот. Самарянку коснулась Благодать и глаголы Вечной жизни так затронули истосковавшуюся по чистоте душу, что её жизнь после беседы изменилась полностью. Как многие из верных и любящих мироносиц, она присоединилась к последователям учения Христова, вплоть до мученического венца. Святая Церковь вспоминает её как мученицу Фотину. Дивный Божественный Учитель омыл и оживил её душу, наполнил истинным блаженством её жизнь. Слово Божие исцелило самарянку и многих учеников Христа. Не просто исцелило, а насытило.

В Евангелии сказано: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 4). Для нас это напоминание, что истинная пища не временная, питающая тело, а духовная – вечная, питаясь которой человек не будет алкать и жаждать. «Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник!» – подтверждают эту непререкаемую истину пасхальные радостные песнопения. Благодать изменяет всё существо человека, преображает его плоть, изменяет душу – мысли, чувства, волю. Всё становится светоносным, благородным, божественным и соединяет с главным Источником и Подателем новой жизни – с Богом.

29 апреля / 12 мая 2020 года
Крестный ход на Преполовение Пятидесятницы
12 мая 2020 года, в Праздник Преполовения Пятидесятницы после Божественной Литургии в Никольском храме, состоялся Крестный ход в деревню Анатольевка к Поклонному Кресту. Деревня Анатольевка расположена в 5 километрах от села Шостье. Несколько домиков куплены монастырём, в которых проживают сёстры. Ежедневно они совершают монашеское правило, читают псалтырь и трудятся на подсобном хозяйстве.

Издавна существовала традиция – совершать Крестный ход в Анатольевку на Праздник Преполовения. Традицию эту возобновили сёстры монастыря, и вот уже несколько лет совершается радостное праздничное шествие с иконой Воскресения Христова, хоругвями и Пасхальными песнопениями.

Погода в этом году выдалась холодная, ветреная и совершенно не соответствовала радостному настроению, но сестёр это не устрашило, и Крестный ход двинулся по лесной дороге. У Поклонного Креста в деревне Анатольевка был отслужен молебен иеромонахом Саввой (Буханцевым). Принять участие в молебном пении пришли немногочисленные жители деревни. Это люди очень преклонного возраста, но как по-детски они радовались и молились вместе с сёстрами! «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!», – уносил ветер слова пасхальных стихир в открытое поле бескрайних рязанских просторов, а благодарная и покорная Богу природа отзывалась радостью – выглянуло солнышко после молебна.

Почивший духовник обители архимандрит Пётр (Афанасьев) мечтал о постройке в Анатольевке храма с главным престолом Преполовению Пятидесятницы. Совершая молебен, сёстры надеялись, что придет время, и Милостивый Господь поможет возвести в Анатольевке Божий храм.

7 / 20 апреля 2020 года
Монастырские куличи
В нашей обители много лет существует традиция приготовления пасхальных куличей. Монастырский кулич выпекается с молитвой, используются только натуральные ингредиенты. А затем сёстры украшают его «Шостьенской росписью» – уникальным сочетанием весенних растительных орнаментов и традиционным Пасхальным приветствием.

«Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи?

В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа.

После окончания Пасхального богослужения верующие „разговляются и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами „Христос Воскресе!“ — „Воистину Воскресе“».

Использованы материалы сайта Правмир.ру: https://www.pravmir.ru/kulich/

6 / 19 апреля 2020 года
Христос Воскресе!
Великое чудо во вселенной – Рождение Богочеловека, великое чудо – Воскресение из мертвых Иисуса Христа. Благая весть роду человеческому – Святое Евангелие и возникновение на земле Христианской Церкви – корабля спасения всех верующих в Господа Иисуса Христа.

Христос родился и пришёл в этот мир к людям не для того, чтобы дать новое учение о нравственности и совершенстве, научить их новому закону и правилам поведения и спасения. Он пришёл, чтобы пострадать за нас, взять на себя грехи всего мира, искупить человеческий род Своею Честною Кровию, обновить, возродить падшее человеческое существо благодатию Святых Таинств, прежде всего - Святого Причащения. Христиане – это люди, верующие в Господа Иисуса Христа, в жизни земной стремящиеся стяжать благодатные дары Святого Духа, получить обожение. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит» (2 Кор., 3, 6). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню (Причастие) в страхе Божием» (2 Кор., 7, 1).

«Воплотившийся Бог Слово, пребывая с нами, с исчерпывающей полнотой показал нам, как применить к себе духовные законы, преподал тайны невидимой брани. Человек, борясь со грехом и страстями, доказывает свою веру в Воскресение, в бессмертие и вечную жизнь…Твёрдая вера чувствуется в тех, кто подвизается и побеждает грех и смерть в самих себе, кто прославляет в своих членах воскресшего и царствующего Господа, ибо поистине Христос – «смертию смерть попрал». Христианство – это призвание к пожизненной борьбе с диаволом и смертью, борьбе до окончательной победы над ними. Своим примером Богочеловек Господь показал нам на деле верный способ достижения бессмертия и вечной жизни.<…> В день воскресения сможем и мы сказать словами пасхального церковного канона: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь воскресшу Тебе». ( Старец Иосиф Ватопедский «От смерти к жизни»)

Христос Воскрес! Победил смерть и тление!

Христос Воскрес! Подарил нам Вечную радость соединения с Собой в Святых Тайнах!

Христос Воскрес! Непререкаемая надежда на будущее наше воскресение из мёртвых и ожидание вечной и блаженной жизни!

Христос Воскрес! Соединил нас с Собою и друг со другом, чтобы вместе радоваться в Небесном Иерусалиме!

Воистину Воскресе Христос!

Читать Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Читать о Светлом Христовом Воскресении

Апрель 2020 года
Ежедневные молебны и крестные ходы в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре
Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре ежедневно совершается крестный ход.

По окончании «Молебного пения во время губительного поветрия и смертоносной заразы» насельницы монастыря с пением молитв обходят территорию обители и храм святителя Николая. В крестном ходе сестёр сопровождают святыни монастыря, в том числе ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы и чтимые иконы обители.

Колокольный звон, разливающийся над Шостьем во время крестного хода, служит напоминанием жителям села о непрекращающейся монастырской молитве. Укрепляет сердца, приносит утешение и призывает пребывать непоколебимыми как скала в уповании на Бога, в надежде, что Всемилостивый Господь по молитвам прелагает печаль на радость и скорбь на веселие.

Читать материал «Традиция крестных ходов» в разделе «Публикации»
22 марта / 4 апреля 2020 года
Ночная Литургия в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре
В Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре в ночь с 3 на 4 апреля 2020 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы состоялась ночная Божественная Литургия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех монастырях Русской Православной Церкви было совершено ночное богослужение.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения и молитва, читаемые во время распространения вредоносного поветрия.


7 / 20 марта 2020 года
Игумения Неонилла (Фролова) приняла участие в собрании наместников и игумений ставропигиальных монастырей
20 марта 2020 года настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) приняла участие в собрании наместников и игумений ставропигиальных монастырей, которое состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ставропигиальном женском монастыре Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Читать подробнее на сайте monasterium.ru
18 февраля / 2 марта 2020 года
Начало Великого Поста
После Прощеного воскресенья, именуемого также «Воспоминанием Адамова изгнания», Церковь вступила на поприще Великого поста. Его задача — помочь христианам очиститься духовно, достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Как с пользой для души провести это время рассказывают афонские подвижники.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом — постом и бдением — то он бросает оружие и отступает. «Посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прие́м...», — говорит песнописец.

Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.

Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых.

Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды — потихоньку вся она утечёт.

СХИМОНАХ ПЕТР (КОЗЛОВ)

Теперь же еще скажем немного, какой требуется чин и порядок о воздержании в пище, а именно: если хочешь пожить мысленным путем, то скажу тебе, большого поста не держи, чтобы не расслабить себя в пути твоем и чтобы не смущался ум твой. Ибо от этого придешь в изнеможение, и сотворишь из себя неключимого и никуда непотребного, и в этом пользы мало.

Святые отцы сказали, что пост сам по себе не есть добродетель, а только способ к добродетели. Поэтому будем иметь мерное воздержание, и по силе своей. Будем идти путем средним, ибо пост не силен воздать дарование, а дает един Бог. А которые весь труд и надежду возложили на пост, ошиблись и сделались рабами неключимыми, так как Господь сказал: «Воздадите кесарева кессареви, а Божия Богови» (Мф. 22, 21). Так и нам, что естество требует, то и надо воздавать ему, без чего и жить нельзя.

ИГУМЕН РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ СХИАРХИМАНДРИТ ИЕРЕМИЯ (АЛЕХИН)

Пост — это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42). Человек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни.

Источник: https://afonit.info/biblioteka/afonskie-nastavleniya/afonskie-startsy-o-poste

2 / 15 февраля 2020 года
Сретение Господне
Слово «сретение» на церковно-славянском языке означает встречу. Событие, которое произошло много лет назад в Иерусалимском храме, рассказывает о Встрече Богомладенца Христа с праведным старцем Симеоном. Закон Моисеев предписывал, чтобы над каждым младенцем мужского пола на сороковой день был совершен обряд посвящения Богу. Пречистая Дева и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Дом Божий.

Праведному Симеону было предсказано, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Мессию. Святой Дух указал старцу, дожившему до преклонных лет, что на руках он держит Спасителя мира. Растроганный Симеон произнёс слова, которые стали известной молитвой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Святое Евангелие рассматривает Сретение как встречу Ветхого и Нового Заветов. Два птенца, принесённые бедным семейством, символизируют израильский народ и непросвещенное язычество. Спаситель приходит, чтобы всех людей объединить Своей Любовью и привести к Отцу.

Божией Матери старец Симеон предсказывает страдания, которые Ей придётся перенести: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Поэтому Праздник Сретения по традиции является Праздником и Господским, и Богородичным.

Встреча совершилась… После Сретения праведного Симеона стали называть Богоприимцем. Каждый христианин, вспоминая это Событие, должен задуматься о своей личной встрече с Господом. Она должна произойти ещё здесь, на земле. Святое Евангелие предписывает каждому прежде всего заботиться о чистоте своей души. Она должна стать Храмом Божиим, в котором сможет поселиться Господь. Только тогда эта главная Встреча – человека и Бога – произойдет. Бог живёт в чистых сердцах. Преподобный Серафим Саровский говорил о самом главном в жизни христианина – стяжании Духа Святого. Душа, принявшая благодать Духа, будет блистать Божественным Светом. Истинные добродетели, которые украсят душу человека, станут крыльями, которые поднимут ее в сретение Владыки Христа.

25 января / 7 февраля 2020 года
Маленькие паломники из посёлка Ташенка
7 февраля 2020 года Никольский монастырь в Шостье посетили юные паломники из посёлка Ташенка, расположенного на правом берегу Оки недалеко от Касимова. Педагоги и учащиеся младших классов познакомились с историей обители, смогли посетить маленькую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, приложиться к главной святыне монастыря – Поясу Божией Матери, послушать интересный рассказ о монастырских святынях. Экскурсию, организованную для детей и учителей, проводила благочинная монастыря монахиня Саломия, долгое время несущая послушание учителя в местной сельской школе и монастырском пансионе для девочек.

Затем учителя и дети побывали в гостях в детском саду, который давно действует при монастыре. Знакомство с садиком началось с беседы о Божьем творении, Божьем мире. Короткий познавательный урок провела для них старший воспитатель детского сада монахиня Иоанна. Дети посмотрели фильм-сказку, а учителя в это время смогли побеседовать с монахинями на темы, касающиеся воспитания подрастающего поколения.

Дети получили подарки — книги и игрушки. Учителя поблагодарили за тёплый приём и пожелали продолжить сотрудничество с монастырём в деле воспитания и образования детей. Принимая гостей, желающих услышать Божье Слово, будем вспоминатьЕвангельские слова: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
19 января / 1 февраля 2020 года
В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия
1 февраля 2020 года, в одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви совершал богослужение в интронизационных облачениях.

В торжественном богослужении приняла участие настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова).

Читать подробнее на сайте patriarchia.ru
15–16 / 28–29 января 2020 года
Игумения Неонилла (Фролова) приняла участие в работе XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
28–29 января 2020 года настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) приняла участие в работе XIV направления XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности».

Читать подробнее на сайте monasterium.ru
6 / 19 января 2020 года
Крещение Господне
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!» - поётся на Божественной Литургии больших праздников. «Христос есть Ипостась истинная, Личность всесовершенная, божественная. В Крещении мы становимся членами Тела Христова, потому что нам сообщается Его жизнь». (Архимандрит Захария). Отныне мы соединены со Христом, облеклись в Него. Мы, грешные и несовершенные, потерявшие благодать Божию и связь с Творцом, по Его милости и любви, становимся едины с Ним. Такое возрождение нам даёт Таинство Крещения, открывается дорога в вечную жизнь. Приняв Таинство Крещения, всю свою земную жизнь христианин обязуется посвятить Христу.

19 января Православная Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии – Крещение Господне. Иисус Христос, Сын Божий, Совершенный Бог во плоти, не нуждался во Крещении. Великое смирение показал всем людям Господь, родившись от Пречистой Девы в убогом вертепе. Такое же неподражаемое смирение проявилось в Крещении Господнем на реке Иордан от руки Иоанна Предтечи. В стихирам Праздника Крещения прославляется Бог, ибо «крещается Христос с нами» и «погружения ради иже к Богу наш восход бывает».

Христос Бог в Крещении на Иордане – молчаливое согласие быть в единстве с грешным миром, «да обратиши мир от лести». Жертвенное служение Христа, послушание Богу Отцу для спасения человеческого родапроявляется во всех случаях Его земной жизни – в Рождестве, в Крещении на реке Иордан, в служении людям, в отказе от земных стяжаний, человеческой славы и чести. Христос во всём образ смирения –«Путь, Истина и Жизнь».

Явился еси Свет Вселенней,
И Свет Твой, Господи, знаменася на нас
В разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.»

Вот, наконец, пришёл долгожданный морозец. В этом году ждали его православные в Рождество, не дождались. А в Крещение всё-таки появился: и снежок пошел мягкий, пушистый, серебристый, а солнце заиграло по снежному покрову яркими свежими лучами. Маленькие птахи в поисках корма весело чирикали, устроив раннюю перекличку во дворе детского сада. Там висит для них домик –кормушка, наполненный пшеном и семенами подсолнечника. Когда стихал ветер, зимняя природа умиротворялась.

Наше Шостье было похоже на красивую старинную открытку: дым из печных труб сельских домиков поднимался к небу прямо и ровно, зимняя дорога, вдали видны фигурки играющих детей- и всё освящалось ласковым солнцем. Крещенская Благодать пришла на нашу русскую землю. Дай Бог, чтобы так было всегда!


27 декабря / 9 января 2020 года
Рождественские традиции в Шостье
В Шостье живёт добрая прекрасная традиция, которую знают и любят все православные: в святочные дни ходить с Рождественской звездой по домам сельчан, поздравлять их с Рождеством Христовым и петь рождественские колядки. Каждый год ждут шостьенцы сестёр обители: дом прибран, угощение приготовлено, настроение приподнятое. Все знают: обязательно постучатся в каждую дверь, пропоют тропарь Рождеству и весёлые колядки.

Так было и в давние времена: возрождается храм, восстанавливается монастырь, а село с его жителями, глядя на молодых подвижниц, просыпается как от долгой спячки. С каждым годом живущие рядом с монастырём ощущают сопричастность монастырской жизни: школа у нас одна, где все – и сёстры, и миряне пекутся о воспитании будущего поколения; сельский храм с Богослужениями и праздниками, где всех соединяет Чаша Христова. Одним словом – соборяне.

В Шостье Рождественские праздники проходят по-семейному: посещение гостей и колядки, подарки и, конечно, радость детская – вертеп. В монастыре вертеп выглядит особенно. В центре – икона Рождества Христова, колыбель с младенцем, а вот фигурки животных необычные: они сделаны из соломы руками сестер и детей.В воскресной школе и православном детском садике прошли праздничные Рождественские ёлки со спектаклями и славящими Христа-Младенца колядками. « Христос раждается, славите! Христос с Небес – срящите!» Больше всего радуются дети! Во-первых, Празднику и Рождественской ёлке, во-вторых, подаркам со сладостями и, конечно, каникулам.

«С нами Бог!» Как тепло с Ним и радостно, спокойно и умиротворённо.
«С нами Бог!» Это значит, что мы едины с Ним и друг с другом.
«С нами Бог!» Это значит, что мы не одиноки в этом мире боли и страданий.

«С нами Бог!» Он родился во плоти, приблизился к нам как равный и подарил нам надежду!

26 декабря / 8 января 2020 года
Рождественская ёлка в детском саду
8 января 2020 года самых маленьких жителей Шостье ждала нарядная Рождественская ёлка. В здании, где расположены православный детский сад и воскресная школа, в этот день было много гостей: дети, родители и сёстры монастыря, несущие послушание воспитателей.

Старшие школьники подготовили праздничное представление, в котором детей встречали Дед Мороз, Снегурочка и Машенька, героиня русских народных сказок. Дети читали стихи, пели Рождественские колядки, водили хороводы у праздничной ёлки и Рождественского вертепа.

По доброй, старой традиции детский праздник закончился чаепитием и вручением Рождественских подарков.
25 декабря / 7 января 2020 года
Рождество Христово
7 января 2020 года в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре встретили праздник Рождества Христова.

Накануне в Никольском храме обители была отслужена великая вечерня.

Божественная литургия началась в полночь. Торжественное богослужение возглавил клирик Никольского Шостьенского монастыря протоиерей Владимир Постников в сослужении клирика Заиконоспасского стравропигиального мужского монастыря иеромонаха Саввы (Буханцева).

Желание почтить Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа привлекло в храм множество молящихся.

За богослужением присутствовали настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами и воспитанницами Никольского монастыря, прихожане и гости обители.

Праздничные песнопения исполнил монастырский хор.

По монастырской традиции всем молящимся по окончании богослужения было предложено угощение.

6 / 19 декабря 2019 года
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Престольный праздник
19 декабря 2019 года в Никольском Шостьенскомставропигиальном монастыре встретили престольный праздник в честь Святителя Николая. Накануне, 18 декабря, по обычаю был отслужен водосвятный молебен и Всенощное бдение. Праздничное Богослужение в южном приделе храма, освященном в честь Святителя Николая, возглавил клирик Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников. Ему сослужил клирик московского Заиконоспасского мужского ставропигиального монастыря иеромонах Савва (Буханцев).

За Божественной Литургией молились игуменияНеонилла (Фролова) с сестрами, воспитанницы монастырского пансиона, прихожане и гости обители.

Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор женской Шостьенской обители и хор воспитанниц монастырского пансиона.

По окончании Божественной Литургии состоялся Крестный ход по случаю Престольного праздника. К собравшимся прихожанам и гостям с пастырским словом обратился клирик Шостьенской обители протоиерей Владимир Постников. В своей проповеди он выделил , что «народ особенно любит и почитает Святителя Николая, которому усердно молится все века, призывая на помощь во всех нуждах». После Богослужения прихожанам было предложено монастырское угощение.

6–8 ноября 2019 года
VII Молодежный Православный форум Касимовской епархии «Ладья»
6–8 ноября 2019 года состоялся VII Молодежный Православный форум Касимовской епархии «Ладья», в котором приняли участие около 60 учащихся общеобразовательных школ г. Рязани, Касимовского, Шиловского, Сасовского, Клепиковского районов, Свято-Сергиевской общеобразовательной православной школы г. Касимова, а также педагоги, студенты Рязанских ВУЗов и Рязанской Православной духовной семинарии, православные активисты Рязани и Касимова, духовенство Рязанской митрополии, заинтересованные миряне не равнодушные к судьбе Русской Православной Церкви и Отечества.

Организаторами форума стали Молодежный отдел Касимовской епархии, Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, Отдел религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, миссионерский отдел Рязанской епархии, Духовно-просветительский центр во имя священномученика Матфия Касимовского и управление образования Касимовского муниципального района.

Темой форума было выбрано знаменательное событие, юбилей которого мы будем праздновать в 2020 году – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

23 сентября 2019 года
Круглый стол по обмену педагогическим опытом для учителей основ православной культуры Шиловского района
23 сентября 2019 года Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь в сотрудничестве с МОУ «Шостьенская СОШ» провели круглый стол по обмену педагогическим опытом для учителей основ православной культуры Шиловского района.

Сестры монастыря, преподающие в шостьенской средней школе основы православной культуры и историю, дали открытый интегрированный урок ОПК и краеведения под названием «в гостях у графа Шувалова». Мероприятие превратилось в увлекательное состязание трех команд. Даже гости круглого стола не остались в стороне и в качестве отдельной команды приняли участие в литературном «путешествии» в прошлое села Шостье, приоткрыли для себя тайны истории, работали с копиями архивных документов из государственного архива Рязанской области, решали ребусы и задания на смекалку.

После открытого урока состоялся обмен методиками преподавания основ православной культуры и патриотического воспитания в общеобразовательной школе. В завершение гости круглого стола посетили храмы Никольской обители и получили от сестер памятные подарки.


18 / 31 августа 2019 года
День памяти святых мучеников Флора и Лавра. Престольный праздник
31 августа 2019 года, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре встретили престольный праздник.

В этот день праздничное богослужение в северном приделе храма, освященном в честь святых мучеников Флора и Лавра, возглавил и.о. настоятеля Заиконоспасского мужского ставропигиального монастыря, духовник Шостьенской обители иеромонах Даниил (Константинов) в сослужении клирика Заиконоспасской обители иеромонаха Саввы (Буханцева) и клирика Шостьенской обители протоиерея Владимира Постникова.

За Божественной литургией молились настоятельница монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами и воспитанницами монастырского приюта, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове игумения Антония (Минина), прихожане и гости обители.

Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор Шостьенской обители.

По окончании Литургии состоялся крестный ход по случаю престольного праздника.

Затем к собравшимся прихожанам и гостям с пастырским словом обратился иеромонах Даниил.

В завершение участникам богослужения было предложено монастырское угощение.

15 / 28 августа 2019 года
Успение Пресвятой Богородицы. Престольный праздник
28 августа 2019 года, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре состоялся престольный праздник.

Накануне всенощное бдение в Никольском храме обители возглавил клирик монастыря протоиерей Владимир Постников в сослужении клирика Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонаха Саввы (Буханцева).

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами, паломники и гости обители.

В сам день праздника в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре были отслужены две Божественные литургии: ранняя ночная в храме Успения Божией Матери для насельниц обители и поздняя в Никольском храме для паломников и гостей.