Матушка Неонилла, давайте вернемся к личности отца Петра, расскажите о нем немного. Батюшка был родом из Курской области, родился в 1938 году в многодетной, верующей семье, его родители пели в церковном хоре. Батюшка был крещен в честь святого мученика Александра Солунского. В 1945 году семья переехала в Москву. С детства отец Пётр пел на клиросе, проникаясь русской церковной культурой. Известно, что в роду у него были священники. Духовными наставниками батюшки стали схиархимандрит Амвросий (Иванов), известный старец, который прошел школу послушания Оптиной пустыни, советские тюрьмы, лагеря, а в конце жизни жил в Балабанове, и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По благословению старца Амвросия батюшка женился, у него с супругой родилась дочь. Отец Пётр закончил Московскую консерваторию по классу контрабаса, там же прошел курс обучения по классу дирижирования и позднее стал известным дирижером, руководил Московской областной филармонией. Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и мужской камерный хор «Благозвонница», имел звания профессора, заслуженного деятеля искусств России. В 51 год его благословили принять священство. Он оставил всю мирскую славу, стал простым диаконом, а потом священником и монахом и полностью посвятил себя жертвенному служению Богу и ближнему. До конца жизни отец Пётр во всем советовался с архимандритом Наумом (Байбородиным). Однажды владыка Феогност (Гузиков), председатель синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ, приехав к нам, сказал: «Надо же, отец Пётр сам старец, а всегда находится в послушании у старца!»
Наша обитель основана архимандритом Петром по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, который сказал, что если местный архиерей не против, можно открыть патриаршее подворье и сестричество. В то время митрополитом Рязанским и Касимовским был монахолюбивый владыка Симон (Новиков), который поддержал доброе начинание отца Петра.
В жизни нашей обители особое значение имеют две даты: 24 декабря 2015 года и 7 мая 2017 года. Решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 декабря 2015 года патриаршее подворье в селе Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь. В 2017 году 7 мая мы с радостью встречали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые на шостьенской земле. Его Святейшество Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении нескольких архиереев и множества священников совершил великое освящение Никольского храма и вручил мне, грешной, игуменский жезл. Сестры обители благодарны Его Святейшеству за оказанные нам доверие и отеческое попечение о монастыре.
Губернатор Рязанской области Любимов Николай Викторович и администрация Касимовского района оказали обители помощь в подготовке к приезду Его Святейшества, так как это событие было значимым для всей Рязанской области. К сожалению, в этот знаменательный день дорогого батюшки отца Петра уже не было с нами, он отошел в небесные обители 11 апреля 2016 года.
А почему именно Шостье? А было это так. В конце 1990-х годов в Шостье приобрела дачу раба Божия Ольга из московских духовных чад отца Петра. По просьбе верующих шостьенцев Ольга стала ходатайствовать перед батюшкой о восстановлении величественного Никольского храма. А батюшка с архимандритом Наумом и со своими духовными чадами как раз молились, чтобы Господь указал место для создания женской обители. Поэтому как волю Божию он воспринял это рязанское село с полуразрушенным храмом. Приезжая в Шостье отец Пётр служил, исповедовал, следил за стройками, вникал во все подробности жизни сестер, как чадолюбивый отец заботился о всех нуждах. Сестры удивлялись: как он все успевает! В 2005 году Святейший Патриарх Алексии II поручил батюшке восстанавливать старинный Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь в селе Акатове Московской области. Батюшка перевел в новую обитель из Шостья старшую сестру-монахиню Антонию (Минину) и часть сестер. Несколько лет назад Акатовский монастырь получил статус ставропигиального. В наших двух обителях одинаковый устав и уклад монашеской жизни, с любовью сохраняется духовное наследие и выполняются благословения батюшки, мы молимся друг за друга. Шостьенские сестры часто посещают могилу нашего дорогого духовного отца, который похоронен в Акатове, в храме святого благоверного великого князя Александра Невского. К батюшке Петру приходило очень много людей, он «брал» духовную боль человека на себя. Батюшка не был авторитарной личностью, не давил своим авторитетом, но советовал, как лучше поступить, и, если человек слушался, у него и в душе, и в семье, и на работе все выправлялось. А если человек не слушался, то потом собирал горькие плоды своей воли. Удивительным было то, что батюшка помнил всех наших родственников и обстоятельства их жизни. Батюшку заботило не только наше духовное состояние, но и во что мы одеты, чем питаемся, тепло ли у нас в кельях. Сестры всем сердцем чувствовали, что отец Пётр был для нас даже не как отец, а как родная мать. Мы знали, что он каждую из нас всегда поймет, вдохновит и мы по его молитвам пойдем дальше по узкому монашескому пути. Вспоминается образ батюшки, всегда исполненный радостью о Господе, и эту животворящую радость он умел передать ближнему, тому, кто оказывался рядом.
А сейчас, после его ухода, вы ощущаете его заботу? Батюшкину кончину в апреле 2016 года нам было очень тяжело понести. Сестры знали, что он тяжело болел, перенес операции, но все равно сознание отказывалось принимать потерю. Мы молимся об упокоении нашего отца духовного и надеемся, что он имеет дерзновение пред Господом молиться о нас.
Матушка Неонилла, мне довелось поездить по рязанской глубинке. Многие деревни стоят с закрытыми школами, разоренным хозяйством, разбитыми дорогами, по которым гоняют многотонные лесовозы, непрерывно переправляющие русский лес в неизвестном направлении. Работы у людей нет, деревня вымирает, молодежь вся подается в город. С появлением монастыря многое изменилось в жизни сельчан, растет также число жителей за счет людей, приехавших сюда семьями из столицы и других регионов, чтобы быть поближе к обители. Как возрождать сегодня русские деревни? Поделитесь, пожалуйста, опытом.
Первое, на что обратил внимание отец Пётр, как я уже говорила, это Дом Божий – храм и школа, это основополагающие факторы, благодаря которым село будет жить. По благословению отца Петра наша сестра казначея ездила в разные организации города Касимова с прошениями. Кто асфальт дал, кто щебенку, кто песок – дороги сделали. Раньше от центра села до старой школы не было дороги, и дети весной из-за большого количества талой воды какое-то время не могли попасть в школу, из-за половодья приходилось даже передвигать весенние каникулы. В 2010 году построили новую школу. Начало строительства было чудом, ведь в районе в неперспективных населенных пунктах школы закрывались. Когда уже были возведены два этажа здания, в Касимовском районе поменялось руководство, и новый глава приехал к нам познакомиться. Увидев строительство, он спросил: «Что это?» Я отвечаю: «Школа строится». А он задает вопрос: «А она здесь нужна?» У меня прямо сердце сжалось. Думаю, неужели руководство района заморозит стройку? Я воскликнула: «Конечно, нужна! У нас 119 детей, это не мало». Слава Богу, достроили! Большая школа, уютная, с просторным спортивным залом.
Матушка Неонилла, поделитесь своими впечатлениями о современных детях и их обучении. Если ребенок хочет получить знания, он сам будет искать дополнительные материалы и усердно готовиться к экзаменам, выйдет подготовленным к поступлению в вуз даже из самой скромной сельской школы. Примером тому могут послужить выпускники нашей школы, в частности воспитанницы монастырского пансиона. Они умеют учиться, найти себе интересные занятия, у них есть свой вокально-хореографический ансамбль. Четыре выпускницы закончили медицинские институты в Москве, работают по специальности, есть искусствовед, регенты, юрист, учителя.
Сюда они возвращаются или остаются в городе? Несколько девушек, выбравших монашескую стезю, вернулись после окончания вуза в обитель уже в качестве сестер. Наша задача – научить наших воспитанниц противостоять пагубному влиянию мира. Не отгородить их, нет – они вполне социализированы, – а дать им твердый моральный стержень.
А кто к вам поступает в основном? Мы берем девочек из православных семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. О нашем пансионе узнают от знакомых и привозят своих детей на беседу. Раньше отец Пётр принимал решение, брать ли девочку на воспитание. Теперь решение принимается на совете воспитателей пансиона. Последнее слово остается за игуменией. Отец Пётр при жизни старался в каждый свой приезд уделять воспитанницам внимание, беседовал с ними о христианской жизни. Стремился по возможности приходить в шостьенскую школу на линейку первого сентября и на последний звонок в конце мая, чтобы сказать молодежи слово духовного напутствия и благословить.
А где работают сами шостьенцы? Раньше работали в колхозе (сейчас его нет), на лесозаготовках, в окрестности были пилорамы. Сейчас в школе работают, в двух магазинах, социальными работниками, есть лесник, егерь. Многие местные жители работают в Касимове. В Шостье есть медпункт и даже зубной кабинет. Это тоже батюшка благословил. Его духовные чада пожертвовали оборудование. В зубном кабинете работает наша прихожанка – зубной врач. За лечение определенной платы нет. Пациенты жертвуют по силам на обитель. К нам часто приезжают из Касимова и из окрестностей священнослужители со своими семьями лечить зубы. На базе сельского Дома культуры отец Пётр благословил создать сельский хор, и поначалу с сельчанами занимались наши сестры, имеющие музыкальное образование. Репертуар хора составляли народные песни и духовные канты. В последствии Господь послал нам талантливого дирижера, глубоко верующего человека, маму многодетного семейства, которая теперь успешно руководит сельским народным коллективом. В хоре с удовольствием поют представители разных поколений. Батюшка еще хотел, чтобы в Шостье появилась своя Школа искусств. Многие деревенские дети хотели бы учиться музыке и живописи, но не у всех родителей есть возможность возить их в Касимов в музыкальную и художественную школы.
Матушка, мы часто в журнале поднимаем тему подростковых расстройств, сложностей обучения в школе, взаимоотношений детей между собой и с учителями. Молодежь сейчас находится на острие. При вашем монастыре создан пансион для девочек, выпускницы поступают в лучшие вузы страны, вырастают душевно здоровыми, полноценными людьми. Поделитесь, пожалуйста, опытом работы с юношеством.
Наш духовный отец говорил, что детям нужно давать нравственное, патриотическое воспитание, прививать хорошее, тогда дурное не будет сильно влиять. Батюшка любил повторять, что детей нужно воспитывать до семи лет, когда все закладывается. Детям нужно уделять много внимания, не терять с ними контакт, не давать им замкнуться в себе, уметь их выслушать, все объяснять. Дети откликаются, их души живые. Конечно, подросткам часто бывает трудно бороться с собой, но зернышки благого воспитания должны в детстве запасть в душу, а потом, во взрослой жизни, прорасти. Повзрослев, девушки начинают оценивать монастырское воспитание.
А в чем их приспособленность к жизни заключается? Они не боятся труда. В коллективе их начинают ценить. Сейчас такое время, когда человек, имеющий ответственность, отвечающий за свои слова и поступки, становится редкостью. Они с этим столкнулись. В наших воспитанницах есть внутренний духовный стержень, который другие замечают. Девушки продолжают общаться, поддерживают друг друга, новые друзья в их жизнь принимаются только через призму старой дружбы. Если человек принимает моральные правила, вынесенные девушками из стен обители, то дружба может состояться, а если нет, то все отлетает, как шелуха.
Матушка Неонилла, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям? Хочется пожелать, чтобы каждый понимал, что от него многое зависит. Если каждый конкретный человек на своем месте будет хорошо делать свое дело, то жизнь будет меняться к лучшему.
Беседовала Вера Первова
Приобрести журнал на сайте slavianka.com