Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области (электронная версия)

ГОЛОСА СЕЛА ШОСТЬЕ

№2 (5), май 2024 год
Обложка пятого номера альманаха «Голоса села Шостье».
Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области

Руководитель проекта:
монахиня Иоанна (Сизикова).

Главный редактор:
Матрона Кормильцева.


Корректор, вёрстка:
Белошенков Д.С.



Содержание:


ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Дорогие братия и сестры!

Грядет знаменательная дата в жизни нашей святой обители – 25 лет со дня ее основания. Это дорогой и важный день для всех нас. Четверть века жизни Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря – историческая дата для села Шостье. По всей нашей стране за эти четверть века многие храмы и монастыри восстали из руин, возродилась монашеская жизнь. Никольская же обитель созидалась на земле, где ранее никогда не было монастыря, «с нуля», и это – действие силы Божией. На наших глазах создалась община сестер так же, как в древности, вокруг духовного отца. И нерушимо то, что создал строитель и духовник обители, архимандрит Петр (Афанасьев †2016), потому что созидал на твердом фундаменте своей нелицемерной веры и жизни по ней, в духе строгой церковности и православных традиций. За прошедшие годы на запустелой территории на окраине села
выросли монастырские стены, жилые и хозяйственные здания, были освящены храмы. Но главное, конечно же, не стены. Главный труд почившего строителя и духовника обители архимандрита Петра (Афанасьева †2016), нынешнего духовника обители иеромонаха Даниила (Константинова), клирика обители протоиерея Владимира Постникова, Настоятельницы и сестер – молитва, духовный подвиг и воссозидание души нашего народа.

Сердечно благодарю протоиерея Владимира Постникова, который с момента основания нашей
обители ревностно предстоит здесь Престолу Божию, духовника обители иеромонаха Даниила
(Константинова), сестер, матушку Надежду Постникову, Марию Андреевну Амосову, благодетелей, трудников, работников и всех прихожан за Ваши неустанные молитвы и помощь! От всей души поздравляю вас с двадцатипятилетием Святой Никольской обители в селе Шостье! Желаю всем здравия, благоденствия и мирного жития на многая и благая лета!

Игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского
ставропигиального женского монастыря


1
25 ЛЕТ СО ДНЯ
ОСНОВАНИЯ ОБИТЕЛИ

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ НИКОЛЬСКОГО ШОСТЬЕНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

1688 год – построен деревянный храм в честь святителя Николая в поселении Шостье.
1876 год – начало строительства каменного трёхпрестольного нового храма на месте сгоревшего старого деревянного Никольского храма.
1937 год – закрытие Никольского храма.

21 июня 1999 года – подписан Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об образовании Патриаршего подворья в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, начале реставрационно-восстановительных работ в храме для возобновления богослужений. Послушание настоятеля Подворья и духовника зарождающейся женской монашеской общины было возложено на священника Александра Афанасьева (впоследствии архимандрит Пётр, наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря; †11.04.2016).
22 октября 1999 года – приезд первых сестёр в Шостье.
30 апреля 2000 года – В день Светлого Христова Воскресения состоялась первая Божественная литургия в храме святителя Николая Мирликийского в селе Шостье.
30 мая 2002 года – по благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено сестричество (женская монашеская община) при Патриаршем подворье Никольского храма.
28 августа 2003 года – закладка камня под строительство храма Успения Божией Матери на территории сестричества.
22 сентября 2004 года – встреча Иверской иконы Божией Матери, подаренной обители Святейшим Патриархом Алексием II.
24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Патриаршего по-дворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь (журнал №115).
9 июня 2016 года, в день празднования Вознесения Господня – на территории обители установлен и освящен скульптурный образ святителя Николая.
11–13 ноября 2016 года – на базе Шостьенской средней общеобразовательной школы состоялся I-й православный молодёжный форум «Ладья». Организацию и проведение форума монастырь осуществил совместно с Молодёжным отделом Касимовской епархии.
7 мая 2017 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил обитель, совершил чин великого освящения Никольского храма и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Были освящены три Престола: центральный – в честь Вознесения Господня, правый – в честь святителя Николая, левый – в честь Святых мучеников Флора и Лавра. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел монахиню Неониллу (Фролову) в сан игумении и вручил ей игуменский жезл.
3 апреля 2019 года – в обитель принесена великая святыня – частица Пояса Пресвятой Богородицы.
24 июля 2022 года – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заложен храм в честь Преполовения Пятидесятницы в деревне Анатольевка Касимовского района.
20 мая 2023 года – совместно со средней общеобразовательной школой и администрацией села Шостье проведен I-й духовный фестиваль «Николин день». К празднику приурочен выпуск первого номера журнала «Голоса села Шостье».

Большое видится на расстоянии

Монахиня Саломия (Кузьмина),
благочинная Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Торжественно празднуя 25-летний юбилей Никольской Шостьенской обители следует прежде всего почтить память архимандрита Петра (Афанасьева), ее основателя, строителя и первого духовника.

Есть замечательное выражение: «Большое видится на расстоянии». Архимандрит Петр почил о Господе в 2016 году. Нашего дорогого Батюшки уже восемь лет нет на этой земле, но никто из нас не дерзнет сказать, что его нет с нами. Благодатную помощь и тепло его отеческих молитв каждая сестра ощущает чувствами души так же ясно и отчетливо, как мы видим своими глазами солнечный свет! И чем старше и опытнее мы становимся, чем больше времени отделяет нас от счастливых дней монастырского детства под руководством Батюшки, тем выше и величественнее видится его духовный образ.

Митрополит Феогност (Гузиков) однажды отметил, что отец Петр обладал редким даром «рождать монахов», то есть, благодаря его наставничеству и личному примеру, немало духовных чад выбрали путь служения Богу в монашеском образе. Для большинства из нас, тех, кому посчастливилось под руководством архимандрита Петра ступить на тернистую стезю иноческого жития, образ дорогого Батюшки навсегда останется овитым благоговейной тайной. Это тайна его души, преображенной Божественной благодатью.

Архимандрит Пётр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата в Курской области, и в младенчестве был крещён в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители, Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его родословной встречались церковнослужители.
В одном интервью Батюшка так вкратце описал свое детство: «С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие – и я был верующим. Учился, как все. В школе меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами… Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время… Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: „Твое дело – царское, срединный путь. Иди потихонечку – и все“. Мама меня воспитывала так: „Терпи, что тебе Господь даст“. И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил – терпел. И гонения терпел, и нападки…»

Батюшка был женат, впоследствии его супруга приняла монашеский постриг вместе с ним, благодарную память об отце и дедушке хранят дочь Ольга, внуки и правнуки.
Музыка на долгие годы стала для Батюшки главным делом жизни. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 г.), гастролировал по России и за границей. Около двадцати лет был художественным руководителем Московской областной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Вместе с архимандритом Матфеем (Мормылем) Батюшка создавал знаменитый хор Троице-Сергиевой Лавры. Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых пластинок хора с церковными песнопениями.
Богатый жизненный опыт, духовное окормление у старцев – схиархимандрита Амвросия Балабановского (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина), архимандрита Кирилла (Павлова) – позволили Батюшке вступить на путь священнического служения уже зрелым, состоявшимся человеком в возрасте 51 года.

Церковное служение отец Петр начал в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в Коломне, где с 1989 по 1992 год был сперва диаконом, а затем священником. В феврале 1995 года он перешел в Высоко-Петровский монастырь. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II назначил Батюшку настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья б. Заиконоспасского монастыря. В 2000 году он был пострижен в монашество с именем Пётр — в честь святителя Петра, митрополита Московского.

Вокруг опытного, мудрого, любящего пастыря, обладающего несомненным даром непрестанной молитвы, довольно быстро собрался большой крепкий, дружный приход. Величественный, видный, большого роста и богатырского телосложения, отец Петр являлся душой прихода, заботливым и терпеливым отцом духовных чад, ежедневно являя собой поистине «образ кротости», долготерпения и снисхождения к человеческим немощам и недостаткам.

За годы своего служения Церкви, Батюшка с Божией помощью восстановил из руин старинный Заиконоспасский мужской монастырь в центре Москвы, восстановил Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь в селе Акатово Клинского района и построил Никольский Шостьенский монастырь. Все три монастыря имеют статус ставропигиальных, то есть, относящихся к ведению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Пользовавшийся огромным авторитетом, архимандрит Пётр смиренно скрывал все свои чины, достижения и особенно духовные дары. Богослужение было для него синонимом жизни, медленно перетекавшей из времени в Вечность и постепенно приготовлявшей его к встрече с Господом. Даже перед смертью, стойко перенося тяготы страданий, он на вопрос о самочувствии всегда радостно отвечал: «Служу!»

Вечная память приснопоминаемому архимандриту Петру – нашему дорогому Батюшке.


Сослужитель, сподвижник и друг

Монахиня Саломия (Кузьмина),
благочинная Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Протоиерей Владимир Постников предстоит Престолу Божию в Никольской Шостьенской обители с первых дней ее основания. В его лице архимандрит Петр (Афанасьев) нашел мужественную душу, сослужителя, сподвижника и друга, готового разделять все невзгоды и тяготы неустроенного быта общины конца 90-х, крепкую опору в многотрудном деле создания женской монашеской обители.

Отец Владимир родился в победном 1945 году, на Курской земле, в Горшеченском районе, в селе Мокрец. Он был старшим ребенком в многодетной семье, рос неизбалованным, трудолюбивым; на всю жизнь, как добрую закваску, впитавшим в себя аромат и вкус домашнего хлеба, испеченного бабушкой в русской печи. В юности за плечами осталась школа в родном селе, Старооскольский геологоразведочный техникум, Московский электротехнический институт связи, служба в армии в ракетных войсках стратегического назначения. Верную подругу своей жизни, Надежду Васильевну, отец Владимир встретил в горах, куда их обоих привело увлечение альпинизмом. В семье родились двое детей. Потекла размеренная жизнь: квартира в Москве, работа. Однако Господь премудро уловил неводом веры своего будущего служителя, как некогда апостола Павла. Духовным отцом семьи Постниковых становится сначала архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а затем архимандрит Петр (Афанасьев), наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

В 1994 году Владимир Постников рукополагается во диакона в храме Свято-Успенского женского монастыря в с. Дунилово; в 1998 году – в сан священника в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново, архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым). По Резолюции Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия он в 1998 году зачислен на должность эконома Заиконоспасского монастыря г. Москвы.

Архимандрит Петр (Афанасьев) искал среди служащих священников своего монастыря того человека, кто был бы готов променять обустроенную спокойную жизнь в Москве на жизнь в незнакомой рязанской деревне без дорог, в простом деревенском доме без удобств, без газа. Что называется «с нуля». Он предложил отцу Владимиру переселиться в Шостье с супругой, как людям крепким, основательным, имеющим деревенские корни, любящим землю. И не ошибся. Отец Владимир и матушка Надежда уже двадцать пять лет являются душой нашего прихода, щедро даруя любовь, тепло и заботу сельчанам, простым труженикам.

Шостье начала 2000-х встретило москвичей суровой действительностью: осенью и зимой – бездорожье, холод; весной и летом – тучи всепроникающей жалящей мошкары, жара, бездождье, полив огородов вручную, бесконечный тяжелый физический труд. Те из сестер, кто застал первые зимние службы в полуразрушенном нетопленном Никольском храме в начале 2000-х, запомнили отца Владимира в огромном, на несколько размеров больше, иерейском облачении, надетым поверх ватника. Молиться в алтаре на протяжении нескольких часов ему приходилось стоя на промороженном цементном полу. Сестры в храме и на клиросе стояли на дощечках. Коврики от холода не спасали.

Однако, никакие удобства и комфорт не заменят того радостного, благодатного подъема духа, который Господь дал первым насельникам и труженикам святой обители. В отце Владимире каждая сестра могла найти твердую опору в шествии по тернистому монашескому пути. Отец Владимир и матушка Надежда всегда относились к нам, молодым сестрам, как к собственным детям, разделяя наши радости и невзгоды. Батюшка и матушка щедро делились с нами, молодыми неопытными сестрами, не только духовной мудростью, но и бытовыми житейскими советами. Дверь их гостеприимного дома всегда была открыта для нуждающихся в помощи и утешении.

В 2024 году исполняется 30 лет со дня диаконской хиротонии нашего дорогого отца Владимира. Он является одним из старейших служащих клириков Московской епархии. Несмотря на солидный возраст, отец Владимир являет пример ревностного, самоотверженного служения Престолу Божию.

Сестры монастыря, трудники и прихожане благодарны Создателю, что рядом с нами все двадцать пять лет находятся такие замечательные люди: отец Владимир и матушка Надежда. Многая им и благая лета!

Картинки из прошлого

История жизни монастыря – это не отдельная история каждого человека, тем более не годовая опись всех строек и перемен, происходивших здесь. Это – жизнь общины во Христе: как рождение и становление духовного младенца, его рост, падения, ошибки и преодоления. Это живая ткань нашей духовной жизни, единая, соединившая нас во Христе Его Неисповедимым Промыслом, ведущим ко спасению.

Здесь день как год, и год как день, а времена года – весна, лето, осень, зима – сменяют друг друга так быстро, что не успеваешь задуматься. Оглядываешься назад и удивляешься: монастырю ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ лет, ведь это целая жизнь, а разве каждый день ты помнишь? Или год чем отличался один от другого?

Конечно, были особенные даты – первая Пасха, основание Успенского храма, первый постриг и так далее. Но, вот ведь, что интересно, запоминаются самые трогательные моменты, самые прекрасные, которые полны радости, любви. Господь так нас создал, что мы помним только самое хорошее, а плохое или неприятное забываем. В нас Богом заложена любовь. Мы её забыли, потеряли. Мы разучились любить как дети. Просто так, ни за что.

Проходит много времени, а в нашей памяти остаётся только хорошее, оно всплывает в трогательных воспоминаниях, греет душу, укрепляет в терпении… Вот такие воспоминания не прошли бесследно в моей памяти, они отпечатались в доброй, радостной мысли, что жизнь проходила неповторимо, она оставила духовный след.


Рассказ первый
Инокиня Евфалия (Благушина)

Было это в 2006 году перед праздником Крещения. Зима. Знаменитые крещенские морозы. Я была тогда еще студенткой педагогического университета. Сессия чудесным образом сдана досрочно, и по благословению батюшки Петра первый раз приезжаю в монастырь.

Первое впечатление после Москвы – это обилие белого снега, простор и тишина. Службы в плохо тогда отапливаемом храме. Все прихожане, чтобы не стоять ногами на холодном полу, приносили с собой картоночки под ноги. Вспоминаю замерзший пруд, который мы переходили по сугробам, сокращая себе дорогу к храму, чистку снега огромными деревянными лопатами. Все это для меня, москвички, привыкшей видеть зиму из окна автобуса, необычно и странно. Первый опыт чтения Неусыпаемой Псалтири. И люди. Люди, которые меня окружали.

Монастырь оказался очень молодой, почти все вокруг – мои ровесницы, такие же вчерашние студентки, которые оставили всё, и пошли по такому, как мне тогда казалось, странному пути. На всю жизнь запомнила, как батюшка на исповеди показал мне на сестёр в храме и сказал очень значимые для меня слова: «Посмотри на них, они отдали свою молодость, время, свои силы – Богу». Конечно, тогда невольно вставал вопрос: «А что же могу отдать Богу я? Неужели так и проживу свою жизнь в тепленьком уголке, для себя?» Было страшно, не хотелось оставлять такой знакомый и уютный мир. Но душа уже услышала зов, хотя разум еще противился всему, что его окружало.

Паломники жили тогда на втором этаже, над трапезной. В их распоряжении было просторное помещение, в котором сейчас располагается швейная мастерская. Каждому в «собственность» выделялся матрас, который лежал прямо на полу, а вместо тумбочки полагался пенек, который ставили у изголовья. Нам тогда казалось это очень «по-монашески» и поэтому очень нравилось. Вместе со мною в комнате было еще человек семь таких же молодых студенток, которые по благословению батюшки отца Петра (Афанасьева) приехали паломничать в монастырь. Поэтому скучать не приходилось. Вечерами в нашей паломнической комнате было довольно шумно, весело и так же знакомо, как на студенческих «квартирниках». Вот только темы разговоров были совсем другие. Именно здесь я узнала слова «послушание», «преодоление себя», «жертвенность». Всё было трудно, всё было в первый раз: начистить целую ванну рыбы, тяжелыми деревянными лопатами, за ручку которой брались сразу по двое, расчистить снег вокруг храма, помочь вывезти навоз в коровнике, два часа не прерываясь читать свою череду Псалтири.

Шостье разрушило все мои «книжные» представления о монастыре. Было тяжело, сложно и… интересно. По приезду домой я сделала запись в своем дневнике: «Если уходить в монастырь, то только не в Шостье». Знала бы я, что уже через полгода сама переступлю порог монастыря с решением остаться здесь навсегда, а еще через четыре месяца буду зачислена в послушницы.
Оборачиваясь назад, невольно вспоминаешь слова, ставшие уже избитыми, но сколько в них порою горькой правды. «Если бы люди знали, какая радость их ждет в Царствии Небесном, все бы пошли в монастырь. Но если бы знали, какие скорби ожидают монаха, никто бы не дерзнул пойти». И главная скорбь – встреча с самим собой. Не молитва, о которой так много читал, и не полёт души, а горькая встреча с самим собой: своими немощами, своей слабостью и несовершенством. Часто люди, впервые переступающие порог монастыря, ожидают от его насельников совершенства добродетелей: любви, кротости, незлобия. Но добродетели не вырастают так просто, как грибы после дождя. И порою, когда люди видят немощи и несовершенства монахов, никто даже не подозревает, что в этот момент происходит самая главная первая встреча – встреча с самим собой.

И уже из этой встречи, когда мы увидели себя не такого, как я себе придумал и хотел бы видеть, а себя такого, какой я есть на самом деле. И тогда, из этой грязи несовершенства происходит вторая ГЛАВНАЯ встреча со своим Творцом. И только после многих лет поисков и потерь, когда душа смирится в своей немощи, когда слова «без Тебя не могу ничесоже», проникнут во все силы души, происходит третье чудо – Господь «немощная врачуяй и вся исполняяй» дарует душе чистоту добродетелей.

Но тогда это всё казалось очень далеко, почти несбыточно. И была зима, мороз и мой первый в жизни монастырь.


Рассказ второй
Монахиня Анна (Дёмина)

Крестилась я поздно и понятия не имела, что такое монастырь. Моим духовным отцом стал отец Пётр. Он послал меня в Шостье. Я приехала сюда в числе самых первых сестёр. Всё было необычно, ново, интересно. Корпуса тогда не было, поэтому жили в деревне, в частном доме. Холодно было, всё продувалось, мы усиленно и прочно все дыры укрывали старыми пальто. Раньше я жила в Москве, кругом привычная цивилизация, удобства, комфорт – а здесь?

Ну, вот, к примеру, вспоминаю свой первый ночлег. Приехали с Наташей Кузьминой (ныне благочинная монастыря монахиня Саломия). Нас встретила в доме Надежда (ныне монахиня Ксения). Худенькая, заботливая, хлопотливая – она с такой любовью устраивала мне посередине избы ночлег на деревянном диванчике! Копошилась, как птичка над гнездом, а я думала: «Как я буду так спать? Никогда не спала в таких условиях! Точно не усну!» Как бы не так! Спала так крепко, просто чудо какое-то.

В храме было очень холодно. Каждый приносил под ноги дощечку, чтобы ноги не мерзли. Гудели какие-то доисторические агрегаты – бойлеры – которые очень шумели и гудели, но всё-таки было намного теплее с ними.

Позже мы переехали на постоянное место жительство в здание старого интерната и пришлось ходить в храм по дороге. Это было то ещё испытание! Весной разливалась на дороге такая лужа, что её звали не иначе как река. Пройти было невозможно, поэтому ставили ящики и по ним перебирались. Позже Батюшка (архимандрит Пётр (Афанасьев) – прим. ред.) «разобрался» с этим «водохранилищем» – проложили даже трубу, появился сток воды и лужа постепенно высохла.
Меня часто посылали за грибами в лес. Надо сказать, что это одно из любимых моих занятий. Сколько было в лесу ягод, грибов! Мы собирали и чистили, готовили в русской печи борщи, каши, грибы. Это необыкновенно вкусно и полезно.

Какое-то время я несла послушание в деревне Кулово, где подвизались братья (в Кулово располагается подворье Заиконоспасского монастыря – прим. ред.), готовила им обеды. Жили без условий, топили печь, носили воду из колодца, готовили в печи. И пост держали строгий…
Яркие воспоминания остались о природе и красоте окружающего мира. Тишина, лес, запахи лесные, закаты и рассветы. Помню прилёт журавлей на поле. Выйдешь на крыльцо – дымка такая нежная и журавлики клокочут.

В храм ходила из Кулово пешком пять километров, и было это в удовольствие. Иду по дороге, а жаворонок летает прямо над головой. Как будто провожает.

Никогда не могла насытиться лесом. Свободный денёк – и опять в лес! Трава выше пояса, тропы нехоженые. Один раз я гуляла по лесу и вышла на удивительную поляну – посреди её небольшое лесное озеро. Откуда оно здесь? Плавают по нему дикая уточка и селезень, а берег крутой, обрывистый, поросший травами. Кругом земляника, душистые травы. Как в сказке…
Мы жили в доме с послушницей Людмилой и читали на крыльце полунощницу. Пели, а душа так отдыхала в этой первозданной красоте и тишине! Людмила часто пела: «Уголок России, отчий дом…»


Рассказ третий
Монахиня Анисия (Перова)

Я раньше жила в Эстонии с мамой и папой, и мы часто ездили в монастырь Пюхтицы. Мне там нравилось, природа красивая: сосны, озеро.

Когда подросла, появились мысли о замужестве, но и о монастыре тоже задумывалась. «Хочу в монастырь», – словно не от меня внутри кто-то говорил. С такими неопределёнными мыслями приехала я с родителями в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву лавру, к старцу Науму. Он не сразу смог принять, пришлось ждать и молиться у дверей его кельи. На третий день приезжает отец Пётр к старцу и две игумении – матушка София и матушка Мария (ныне почившие). Я, вроде как, с женихом приехала, взять благословение на брак, а у самой мысль «хочу в монастырь». Этими мыслями я с матушками поделилась. Так мы и оказались все вместе у старца: отец Пётр, матушки и я. Матушки после разговора со мной говорят старцу: «Эта девочка в монастырь хочет». Зашёл отец Пётр с сёстрами. Такой он мне высокий показался, запомнила его руки на уровне моих глаз. Позже старец сказал своё благословение: «Поезжай к отцу Петру, там автобус 27, беги, а то опоздаешь», а игумениям наказал: «Проводите её». Дальше помню всё, как в тумане: бегу на остановку автобуса, за мной игумении бегут, выполняют послушание. Им тяжело, не успевают, говорят мне вдогонку: «Беги, мы не успеваем за тобой, мы же старенькие» Подбегаем, а там стоит белая Волга, в ней отец Пётр с водителем. Увидев меня, сразу: «Ты ко мне? А коров доить умеешь? А петь умеешь? А в «музыкалке» училась? Садись к сёстрам в автобус, поехали с нами!» У меня страх, говорю ему: «Батюшка! Да куда? У меня документов нет, ничего с собой нет, вот так сразу?». Отец Пётр распорядился сходить своему водителю со мной, забрать вещи и документы. Прощаясь со знакомыми женщинами в иконной лавке, я выслушала радостное их напутствие о том, как радостно и правильно выполнить первое благословение. Они торжественно благословили меня иконой Николая Японского и, вздохнув, отправили в монастырь на подвижническую жизнь.

Так, оказавшись в автобусе с первыми шостьенскими сёстрами, я уезжала в неизвестность. От волнения и страха я плакала всю дорогу, а сёстры пели песни о коне, с которым так хорошо гулять в одиночку в поле, о бодрости духа и любви к Родине. Я с замиранием сердца думала о том, что мне всего двадцать лет и ЧТО меня может ждать в незнакомом далёком Шостье, в котором так прекрасно общаться и гулять ночью с конём.

Это было зимнее время, 2003 год. Заснеженная деревня, как игрушечная, казалась утопающей в снегу, с небольшими расчищенными тропинками. Мой монастырь, в который определил старец, состоял из одного старого корпуса и небольшого строящегося нового домика. Деревянный забор, теплица, признаки начинающегося хозяйства и всё. Началось знакомство с сёстрами и новыми правилами. Наташа Кузьмина (ныне благочинная монастыря монахиня Саломия) показала мне удобства: « Вот здесь ванна, но мыться нельзя, так как воды нет(!), но если очень нужно, можно наносить бидонами и тазиками. Печку нужно топить круглосуточно, ибо она – главный источник тепла».

Следующее назидание я получила от Наташи Елизаровой. Она сообщила, что рано утром надо ходить на правило в Никольский храм и желательно опередить всех. «Кто придёт первым, тот получает самую большую благодать», – торжественно прошептала Наташа. Утром, пробираясь по пояс в снегу, в темноте, так как фонарей тогда не было, дорог не было видно, а всё заметало за ночь, мы пробирались к Никольскому храму на монашеское правило. Я одета по-городскому, поэтому юбка, сапоги намокали от количества снега и в таком заснеженном виде мы приходили в храм.

Тогда правило начиналось в полной темноте, с одной зажжённой свечой. Я стояла как вкопанная и совершенно ничего не видела, а только старалась изо всех сил вслушиваться в слова молитвы. Бесконечное чтение – одно закончилось и начиналось что-то другое. И так без конца. Рассвет уже начинался, наконец можно было рассмотреть стены храма, обшарпанные и серые, старые коврики под ногами и на скамейках. Я думала, что попала в семнадцатый век, вспоминался древний патерик с описаниями сурового жития подвижников. Терялось ощущение времени и мне иногда казалось, что это мне всё снится и происходит не со мной.

Так проходили первые годы жизни в Шостье, в послушании и молитве. Батюшка приезжал часто, много разговаривал с сёстрами, утешал, поддерживал, исповедовал и многим дарил чётки. С замиранием сердца ждала и я такого подарка от него, в мыслях проговаривая: «Я тоже хочу подарок».

Наконец услышала долгожданное: «У меня есть для тебя одна вещь, освободишься от послушания в коровнике, приходи». После послушания несусь к нему со всех ног. Отец Пётр торжественно достаёт большую красивую книгу – «Всё об Эстонии. Древние эсты». «Господи, помилуй! Зачем же мне будущему монаху эти эсты? А я же чётки ждала! Это шутка?» Видимо, всё так отразилось на моём лице, что Батюшка это увидел и мгновенно выпалил: «Ой, я же забыл!», и выносит маленькие чёрные чётки, «на тридцать», с красными шариками. Переживание ещё то! Всем большие, а мне такие маленькие? Какие же мы были непосредственные, как дети!

Запомнилось, как шили первое облачение на постриг. Никто ничего не умел и не знал. Опыт был только у монахини Иоанны, она уже шила облачение и апостольники, поэтому Батюшка определил её руководить процессом шитья, а остальным помогать. Матушка Антония (тогда послушница Татьяна) дала в помощь монахине Иоанне почти 10 человек. «Что кто может делать?», – по-деловому поинтересовалась она, но была разочарована. Опыт у всех был только по пришиванию пуговиц. «Ладно», – опять спокойно изрекла она, повернувшись ко мне сказала:«Будешь обрабатывать петли вручную и пришивать пуговицы, на каждую пуговицу – двенадцать поклонов». Я послушно и благоговейно делала поклоны и, не дыша, пришивала пуговицы. В ту ночь мы должны были сшить две рясы, апостольники, отдыхали прямо здесь, в швейной, под столом. Но это было первое облачение и первый постриг в обители.

Как-то весь пост Батюшка не приезжал, у меня накопилось множество вопросов, я очень сильно унывала, плакала сильно, не справлялась с эмоциями, поэтому, как сейчас говорят, «заедала» свой стресс. Сильно поправилась на свежевыпеченном хлебе, да так, что когда приехала в Лавру, мои знакомые тётушки из иконной лавки удивлённо произнесли: «Батюшки! Ты как мать игумения!»
Батюшка приехал и слушал, как я рассказывала о своих переживаниях и плакала. Он с любовью тогда сказал: «А знаешь, твоя мама сюда приедет!» Я опять в плач: «Не приедет!» А он говорит: «Приедет, вот увидишь!»

Действительно, приехали мои родители – и папа, и мама. Сидят с чемоданчиками на брёвнах, возле храма Успения. Папа тогда не настроен был оставаться, говорил: «Танюша, поедем домой. Ты уже исправилась». Да где там! Божий Промысел! Папа здесь остаток жизни прожил, здесь его и похоронили. И мама осталась в Шостье жить рядом с монастырём.


Рассказ четвертый
Монахиня Иоанна (Сизикова)

…Наш первый приезд в Шостье. Мы садились в поезд в Москве, на Казанском вокзале, поздно вечером. Я и мой сын школьник. Долгая приятная дорога в тёплом полупустом плацкартном вагоне. Рано утром, насытившись долгой дорогой, мельканием сельских пейзажей за окном, выходим на одиноком полустанке в далёком Шостье. Выкатываемся из вагона с высокой подножки с множеством чемоданов, сумок, гитарой. Нас встречает на лошади с подводой сестра Юлия (ныне монахиня Тавифа). Добродушная, улыбчивая, она помогает нам грузить наши вещи. Всю дорогу мы о чём-то радостно говорим так, как будто давным-давно знаем друг друга, а не только что познакомились. А что вокруг? Глухое далёкое село: бездорожье, дома, гуси, коровы, куры, жирные свиньи в огромных лужах, как царевны в каретах – словом, сельская экзотика в изобилии.

Подъезжаем к деревянному корпусу, единственному, где проживают сёстры. Его окружает деревянный забор, а перед ним небольшая площадка, на которой немудрёное первое хозяйство – ведра у грядок, лопаты. С крылечка «посыпались» сёстры – встречают нас, новеньких. Все радостно «щебечут»: «Благословите, благословите». В монастырях таким образом сёстры приветствуют друг друга. Мой сын, растерявшись от такого благоговейного к нему отношения, торжественно встаёт во весь рост на телеге и, осенив всех крестом, громко говорит: «Благословляю!» Нас с сыном поселили в отдельном доме.

Первое время при встрече со мной сёстры говорили мне это прекраснейшее «благословите» с улыбкой, а я в ответ, не зная правильного церковного этикета, говорила: «Бог благословит!», очень довольная своим благоговейным словом. Позже мне рассказали, что многие недоумевали, что «новенькая» сестра отвечает как священник, а так не положено. Положено в ответ говорить тоже «благословите», но об этом я узнала позже.

Первые молитвы в Никольском храме. Рано-рано утром мы идём по просёлочной дороге в храм на монашеское правило (с первого дня отец Пётр благословил читать его полностью). Грязи по колено, идём в резиновых сапогах. Я очень боялась гусей. Они расхаживали по деревне огромными стаями и были очень воинственные. Завидев нас, из стаи выходил первый и, пригнув голову, разгонялся в нашу сторону, поднимая крылья и шипя так, как будто мы отобрали у них всё годовое пропитание. Я спасалась бегством, отчаянно и громко умоляя Богородицу защитить от деревенского забияки.
Только удалившись на приличное расстояние, оглядывалась назад, видя, как победоносно драчун возвращается в стаю, одобряемый своими соплеменниками. И так каждый день. Походы сопровождались страхами и бегством. Странно, но сейчас гуси гуляют по деревне и ни на кого никогда не бросаются. Просто мирно пасутся и при встрече с тобой уступают дорогу. Благодать!
Как любили мы эти первые правила в храме! Утренняя свежесть, приятный холод, не колючий, не обжигающий. Большие иконы Спасителя и Богородицы в центральном иконостасе. Матерь Божия держит Младенца на руках – до сих помню Её мягкий взгляд. Лампадки горят, немного покачиваясь. Слышится голос сестры, читающий монотонным голосом канон: «Иисусе Сладчайший, спаси нас!» На сердце очень хорошо, сладко. Маленький земной рай…

В единственном доме, в котором проживали сёстры, была и первая трапезная, и первая швейная, и склад, и кухня, и библиотека, и позже даже просфорня. В коридорчиках разгуливали домашние питомцы, а ночью можно было услышать и тех, которые никогда не имеют пристанища, но нелегально пытаются пристроиться в холодные времена, перезимовать рядом с тёплой кухонкой.
Эти квартиранты, неожиданно появляясь перед очередной сестрой, повергали её в мгновенный стресс, сопровождающийся громким визгом на ноте «ля». На отчаянный крик о помощи (хотя помощь требовалась больше тому маленькому существу, на котором не было вины, что оно появилось на белый свет в своём сером образе), появлялась другая сестра (или сёстры) и начиналась защита «обиженной». Всё заканчивалось позорным и скорым бегством серого маленького зверька, потревожившего сестру.

Сестры, оставаясь на кухонке, заводили разговор о том, как мышь прогрызла дырку в Ковчеге и чуть было его не потопила, если бы не благочестивая кошка. Но никто не мог вспомнить – откуда в Ковчеге взялась мышь. Богословские беседы на эту тему заканчивались твёрдым решением – вести непрерывную борьбу с грызунами и все в решимости расходились по кельям…
Наше духовное детство… Добрый и Заботливый Отец Небесный вёл Своих детей бережно, покрывая их Своей щедрой благодатию.

Небольшой деревянный уютный дом, в котором все помещались и не было тесно. Дом, в котором кипела новая жизнь с правилами, молитвами, разговорами о монахах, о монастырях. И звёздный шатёр шостьенского неба, напоминающий мне подробную карту из старого учебника астрономии. Глядя на этот шатёр, я думала о Великом и Прекрасном Боге, Который раскинул такую неповторимую красоту даже над маленьким селом Шостье!

ПАСХА 2005 ГОДА

Каждый год мы ждём её как самое великое Событие, как самую великую Радость. Каждый год мы готовимся к Ней, проходя дни Великого поста. Каждый год мы с грустью в душе отсчитываем ещё один год прожитой земной жизни и приближением к главному Экзамену в жизни вечной.
Когда-то Господь призвал нас в Церковь, освятив нашу душу верою. Мы были духовные дети, младенцы в вере. Любящий Отец берёг нас от сильных ветров и кормил благодатной пищей. Детям свойственно больше быть капризными и требовать утешений. Мы в достатке их получали, не сознавая и не видя – как зорко и внимательно нас бережёт Отец…

1999 год. Весна. Шостье. Размытые дороги, полуразрушенный холодный храм, дощатые полы, скромные иконы. Клирос. Лица молодые, радостные. Поют первую Пасху в Никольском храме. В храме много бабушек. Молятся, подпевают. На лицах радость! Отец Владимир такой ещё молодой. Бодро читает, приподнято, радостно. Это было давно, а, кажется, это было вчера.

2005 год. Вознесенский придел. Пасха Христова. Накрыты столы для прихожан. После службы ждут всех. Обязательно всех. Отзвенела пасхальная служба. Сёстры, не снимая облачений, уставшие, но радостные, поздравляют друг друга и спешат помочь в общей трапезе в храме. Кто-то открывает боковую дверь на улицу. О, чудо! С небес валил белый пушистый снег. Снежинки, крупные, мохнатые в радостном вихре и танце словно ликовали! Сёстры от радостной неожиданности запели:«Рождество Твое Христе Боже Наш…», а потом «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ…», за ним «Дева днесь Пресущественного раждает…». Какое-то было радостное ликование и ощущение обнимающей всех Божией благодати! Как в Иерусалиме, где все двунадесятые праздники круглый год!

Мы повзрослели. Прожитые годы в монастыре принесли опытность, внимательность в нашей общежительной жизни. На многие вещи мы стали смотреть другими глазами. Немного научились с терпением смотреть на обстоятельства и окружающих нас людей.


Сейчас мы смотрим с волнением на бушующий мир: военные действия, наводнения и пожары, ураганы и смерчи. Везде страдают наши братья и сёстры. Все нуждаются в молитве, в сплочённости. Ведь этого ждёт от нас Христос!

Он победил ад, смерть и даровал всем жизнь вечную! Пасха нетления обнимает каждого, а Христос ждёт от нас единства и любви друг к другу. Ради этого мы живём на земле: научиться любить, как заповедовал Христос. Тогда наступит вечная Пасха, которая будет жить в нашем обновлённом сердце. Такая Пасха, какая была у святых круглый год и как преподобный Серафим в любой день года мы могли бы сказать каждому: «Христос Воскресе, радость моя!»


2
ШОСТЬЕ:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Святитель Николай – покровитель села Шостье

Первое, что видят водители, подъезжая к селу Шостье – большую каменную церковь с золотыми сверкающими куполами, с красивой кирпичной оградой. Это монастырский храм, в котором проходят основные богослужения. За оградой – ухоженная территория, асфальтированные широкие дорожки, красивые деревья и кустарники, в летнее время – цветы. Хорошо виден большой деревянный Крест. Он указывает место старого погоста, место памяти и поклонения тем, кто здесь нашёл последнее пристанище. Не сохранились их имена, и только поклонный большой Крест напоминает о том, что когда-то здесь были их могилы.

На уличной стороне алтарной части особенно привлекает внимание большая мозаичная икона святителя Николая Чудотворца. Это сразу наводит на мысль, что храм посвящён этому святому. Действительно, несмотря на то, что главный придел храма посвящен празднику Вознесения Господня, храм зовут Никольским – по старой доброй традиции. Это ещё потому, что когда возникло поселение Шостье, была построена деревянная церковь в честь святителя Николая. История повествует, что церковь сгорела и на её месте была построена каменная, имеющая три престола. Но храм так и сохранил название в честь святителя Николая.

История появления мозаичной иконы святителя Николая на алтарной части – новейшая. Однажды настоятель Патриаршего подворья архимандрит Пётр разговорился с одним из местных жителей, который вдруг вспомнил, что раньше на церкви была икона. Какая – не вспомнил, а место настоятелю показал. Батюшка принял решение – установить мозаичную икону Николая Чудотворца. Нашёлся специалист, художник-монументалист Михаил Николаевич Алексеев, москвич, преподаватель Строгановского училища. Отец Пётр, давно знавший Михаила Алексеевича, предложил ему заняться иконой в своей московской мастерской.

Михаил Николаевич, хорошо знающий свое дело, ознакомившись с предложенным проектом, произнёс: «Работа нетрудная, небольшая, я такие панно выкладывал в Московском метро, а здесь – просто!» Пообещал сделать за месяц. Прошёл месяц, звонит специалист и говорит: «Трудно что-то идёт, не получается!» И так ещё через месяц: «Лик святителя уже несколько раз перекладывал, ничего не понимаю, не получается!» Встретились они с батюшкой, поговорили. Что оказалось? Михаил Николаевич специалист хороший, да икону выкладывать – дело непростое, а молитвенное. С покаянием, с верою к Святителю нужно. А если нет благоговения – ничего не получится. Недаром Господь призвал мастера: душа дороже всяких дел! Художник пришёл в храм, исповедовался, причастился. После этого – дело пошло, закончил он мозаичную икону святителя Николая.

Икона представляет собой мозаичное изображение святого в полный рост с Евангелием в руке. Она выложена из камней мрамора и гранита крупными квадратами. Икона была привезена зимой к празднику святителя Николая и установлена в центре алтарной части, на улице. Художнику, приехавшему на монтажные установочные работы, помогали местные школьники, в основном мальчики.

После этого всякий проходящий мимо храма, не мог не остановиться и не поклониться святителю Николаю. Как живой встречает он каждого и выслушивает моления, просьбы о помощи и благодарения. Кто бы ни проходил мимо, обязательно помолится Николаю Чудотворцу, перекрестится. А кто-то долго стоит, шевеля губами и кланяясь.

В 2008 году, когда появился при монастыре детский сад, малыши приходили во время прогулок и в храм. Тогда родился духовный кант Николаю Чудотворцу, который пели маленькие дети перед мозаичной иконой: «Святой Николай, ты к нам приходи! Святой Николай, ты нам помоги! Ты нас научи, как Бога любить, послушными, добрыми быть!»

Позднее сестричество при храме Николая Чудотворца стало женским монастырём, а монастырь стал называться Никольским.

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
(Шостьенские рассказы-были)

Рассказ матушки Надежды Постниковой

Собирали мы деньги на мозаичную икону Николая Чудотворца всем селом. Отец Пётр, настоятель Патриаршего подворья, сказал: «Надежда, проси по 100 рублей, а там – кто сколько даст». Люди охотно давали по 100 рублей и более, бабушки свои узелки развязывали, мужички, хоть и неверующие, также не отказывали. Душа христианская отзывалась на дело благое.
Запомнился случай с дядей Колей Мумликовым. Жил он в ту пору один, баба Настя померла, супруга его. К нему мужички захаживали, поэтому денег у него до пенсии не оставалось. Подхожу я к нему и говорю: «Дядя Коля, пожертвуй 100 рублей на икону Николая Чудотворца». А он мне в ответ: «Ой, мать, сейчас ни копейки, пенсию получу – отдам». Через какое-то время встречаю его, а он мне сразу: «Я тебе 100 рублей должен, а с собой нет». «Да не мне, дядь Коль, а Николе Угоднику». Проходит время, приходит он ко мне сам и подаёт сто рублей, говорит: «Вот, ты просила, возьми!» «Да не мне –говорю, – а Николаю Чудотворцу!» «Знаешь что, мать, скажи ему, что я тебе отдал!» Вот дяди Коли давно нет, а я когда псалтырь читаю, помяну его и говорю: «Николай Чудотворец, а дядя Коля 100 рублей отдал!»

Второй рассказ матушки Надежды

Попросила меня одна женщина съездить в лес и нарубить колышков осиновых для лечения. Время было уже холодное – и снежок, и ледок! Недалеко я уехала от села и стала в лесочке колышки искать. Да не разберу, деревья уже покрылись инеем. То ли осинки, то ли нет. Села в машину в обратный путь, да и застряла колесом во льду. Рядом никого, на улице морозец – приятного мало! Что делать? «Николай Чудотворец! Помоги! Беспомощное положение!» Стою и молюсь, а сама замерзать начинаю. Вдруг слышу – машина идёт прямо ко мне. Подъезжает, а из неё выглядывает наш сельчанин Коля Артюхов. Вытащил он мою машину, помог выбраться из леса. Я ему говорю: «Я же Николе Угоднику молилась!» А он мне: «А я и есть Николай!» Сам мне поведал, что ехал по своим делам и не торопился. Решил остановиться и отдохнуть. Вышел из машины и вдруг услышал, как его зовёт кто-то. Сначала подумал, что показалось. Нет, точно кто-то зовёт! Матушка говорит: «Я не звала никого и не кричала на помощь, а просто тихо молилась». Вот такие чудеса!

Рассказ монахини Иоанны и прихожанки Елизаветы

Когда в селе открыли православный детский сад при монастыре, был такой интересный случай. К калитке детского сада подкинули щеночка. Время было тёплое, ранней осенью. Забавная собачка песочного цвета, с белой грудкой, маленькая, с большими выразительными глазами. Тихая, пугливая и ласковая. Взяли мы её к себе, конуру построили. Назвали Найкой. Найда – это как-то солидно, а Найка – что-то маленькое и забавное. Собачка жила при детском садике и вскоре подружилась со всеми детьми, стала всеобщей любимицей. Она ходила с нами на Крестный ход, играла во дворе, но и через год оставалась такой же маленькой, как щенок. Через два года случилось неожиданное событие: наша Найка стала мамой. Однажды я заглянула в конуру и заметила, что Найка что-то прячет под животом. Каково же было моё удивление, когда мы обнаружили маленького щенка. Он был такой же забавный, маленький, песочного цвета, с крупными выразительными глазами. Найка виновато смотрела на нас: вот, мол, доставила вам хлопоты.

Щенок подрастал, но характер у него был другой. Он иногда лаял, требовал к себе внимания, постоянно охотился, лез во все запретные зоны. Одним словом – мальчик!

Стали мы думать, куда бы его пристроить. Предлагали в селе, да что-то никто не взял, у всех свои собаки есть. Наступали холода, надо было срочно его пристроить: боялись, что подрастёт и привыкнет, будет сложнее. Поехали мы с Елизаветой в город Касимов и решили попробовать пристроить щенка там. Взяли его с собой. Время было вечернее, стемнело. Мы едем и молимся святителю Николаю, просим его помочь пристроить щенка. Там мы умоляли Николая Чудотворца, просили, чтобы в хорошие руки, к людям добрым попал наш питомец. Он лежал и тихонько поскуливал, чувствуя расставание с привычным домом, с матерью. Поскуливал, предчувствуя неизвестность и новые перемены в своей судьбе.

Так мы доехали до города, сделали все намеченные дела и поехали в храм на службу. Это был храм Николая Чудотворца. Мы стояли всю вечерню и усердно молились святителю Николаю. Закончилась служба, прихожане стали расходиться. Служители церкви сами подошли к нам, узнав, что мы приехали из монастыря. Мы рассказали им про собачку, которая в машине, про то, что нужно найти ей хозяина.

Одна женщина вдруг вспомнила, что прихожане храма, добропорядочная семья, искали щенка. Дело в том, что у них неожиданно умерла собачка. Самое большое горе было у дочки этих людей. Девочка очень любила своего друга.

Нам дали адрес этих людей и мы в надежде поехали по указанному адресу. Честно, нас одолевали тревожные мысли – возьмут ли нашего щенка? А вдруг он им не понравится? А может уже взяли или передумали? Так мы подъехали к дому по указанному адресу и, выйдя из машины, прихватили сразу с собой щенка, завёрнутого в одеяло. Он продолжал тоскливо скулить.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели, как с крыльца дома с радостным визгом вылетает девочка лет двенадцати, подлетает к нам и ни слова не говоря, выхватывает нашего завернутого в одеяло щенка, крепко прижимает к себе! (Прихожане позвонили этим людям и сообщили о нашем визите). Она какими-то возгласами выражала свою радость, а счастливые родители стояли рядом и говорили, что наш щенок – копия той собачки, которая умерла недавно. На наших лицах было молчаливое изумление! Это чудо! Чудо святителя Николая!
Мы возвращались в Шостье радостные и счастливые. Как хорошо, когда услышана молитва. Как хорошо, что кто-то сегодня несказанно рад, и ты к этому имешь прямое отношение.

Рассказ Елены Поваровой о том, как святитель Николай спас… русскую печь

Семья Поваровых приехала в Шостье из Москвы на постоянное место жительства. Так и в старину бывало, и сейчас – некоторые семьи имеют желание, а главное решимость, оставить городскую суету и поселиться в глубинке рядом с монастырём. Олега Поварова сразу пригласили в монастырь работать водителем, а бабушка и супруга Елена занимались домом и хозяйством. Была в новом доме большая печь. Городскому жителю непривычно: места много занимает, топить надо, дрова заготавливать. То ли дело – газ: включил и никаких проблем! Бабушка решительно настроена: убирать печь эту надо. Елена Поварова рассказывает, что расстроилась от этих слов. Печка! Русская! Как в сказке! С ней уютно, как в древние времена. Домашние настаивают – убрать! Спорить не хочется, а как договориться? Елена взмолилась Николаю Чудотворцу: «Помоги оставить печку». У ворот монастыря Елена встретилась с монахиней Синклитикией, к ним и Олег подошёл. Узнав о печке, монахиня говорит: «Ни в коем случае не ломайте!» Приходят домой, а бабушка печку затопила, в доме тепло. Сидит и говорит: «Как хорошо печка топится, и дым в избу совсем не идет! Давайте не будем ломать!» Вот так всё мирно разрешилось!


Жители села о монастыре

Сельчане и монастырь, прихожане и монастырь: соседство – противостояние или сотрудничество? Разные люди, разный подход, разные взгляды, неодинаковое отношение. Однако есть перемены, которые очевидны для всех. И это благодаря монастырю…

Юлия Фёдоровна Миняева, учитель начальных классов Шостьенской общеобразовательной школы, в настоящее время пенсионерка

– Как Вы оцениваете роль монастыря в жизни села?
– Я просто восхищена монастырём. Если бы не было монастыря, то наше Шостье так бы не процветало, да просто не было бы такого Шостье. Монастырь помогает. В обеспечении натуральными продуктами, в благоустройстве самого села: зимой дороги чистят, летом облагораживают внешний вид посадками цветов и кустарников.
– Может был случай, когда лично пришлось обратиться за помощью в монастырь?
– Конечно. Когда мой муж заболел, я обратилась за помощью в монастырь. К ним приезжают специалисты из областной больницы города Рязани. Нашей семье помогли, дали направление в Рязань, на лечение. Муж получил в больнице конкретную медицинскую помощь, сейчас принимает лекарство и ежегодно наблюдается у врачей. Это помощь монастыря.
– Как монастырь повлиял на Ваш духовный рост?
– Когда монастырь был в начале своего пути, ещё начинал строиться, мы не знали ничего про монахинь и про духовную жизнь. Я преподавала в школе, ходила на работу по одной дороге с матушками. Они в обитель, а я в школу. Со временем мне стало казаться, что Господь видит каждый мой шаг, даже мысли видит и читает. Я боялась даже что-то плохое подумать, но всё время была наполнена радостью, что есть монастырь у нас в селе, задумалась серьёзно о вере. Многие стали ходить в храм, читать молитвы, познакомились с канонами. Разбираться немного стали, что-то понимать духовное, поменялось мировоззрение.
– Как монастырь повлиял на школу?
– Наша школа была первой в районе, в которой появился предмет «Основы православной культуры». Монастырь со школой сотрудничал тесно и до сего времени это продолжается. Монахини преподают в школе. Они также ведут большую просветительскую и миссионерскую работу. Одним из крупных проектов является форум «Ладья», который ежегодно проводится в стенах школы совместно с Касимовской епархией. И очень много всего интересного. Духовную поддержку от монастыря получают не только дети, но и взрослые, то есть педагоги. Раньше учителя стеснялись говорить о вере, о храме. Теперь такого нет. Раньше крестик прятали, но сейчас нет. Многие посещают богослужения.
На день мучеников Флора и Лавра 31 августа монастырь готовит угощение для прихожан и гостей, устанавливает столы прямо на улице. В храме и на Пасху, и на Рождество накрываются столы для всех жителей села – никто не бывает обижен. Всех угощают, всех встречают приветливо и с душой. Столько радости! Монастырь – это жизнь для Шостье.

Александр Андреевич Миняев, директор Шостьенской средней школы с 1991 по 2010 годы, имеет Патриаршую награду, юбилейную медаль «К 1000-летию преставления св. равноап. вел. кн. Владимира» за сохранение народных традиций, ныне пенсионер

– Как Вы оцениваете роль монастыря в жизни села?
– Отлично! А как ещё! (заплакал, вспоминая прошедшие годы)
Я всю жизнь работал директором школы, всегда был за монастырь. Во время моего руководства стали проводиться уроки по предмету «Основы православной культуры» и это были первые уроки в районе. Всё начиналось с монастыря и всё продолжается благодаря монастырю. Мой отец жил и трудился в советские годы и был коммунистом, также директором школы. А как он работал? Утром уходил, вечером приходил! Всего себя отдавал воспитанию детей и к православию не относился враждебно.
Я вспоминаю отца и говорю о том, что он любил православие, несмотря на свою принадлежность к коммунистической партии. Это было в крови предков. Когда приехал Батюшка Пётр и сёстры начали восстанавливать храм и строить обитель, школа в составе неравнодушных учителей и сельчан, а также детей выходила на субботники: убирали мусор из храма, чистили территорию, словом – помогали всем миром, делали всё возможное, а потом многие в церковь пришли на службы и на причастие. Это было общее дело.

Елена Артюхова, домохозяйка
– Как Вы оцениваете роль монастыря в жизни села?
– Положительно, на все сто! Благодаря монастырю село процветает. Всё изменилось в лучшую сторону и это очень заметно. Монастырь всегда всем помогает в трудную минуту. К кому бы я ни обратилась из монастыря, всегда дадут дельный совет, помогут. В нашей жизни монастырь имеет огромное значение. Я часто обращаюсь к матери Синклитикии, она много нам помогает. Когда я тяжело заболела, Матушка игумения помогла устроиться в Рязанскую больницу. С хорошими вестями мы, конечно, реже ходим, чаще с проблемами, с трудностями, но монастырские всегда с нами.
Когда моя дочка Дашенька росла, монастырь открыл группу детского сада и мы с удовольствием её туда водили. О садике остались только лучшие воспоминания и хорошее впечатление, я очень благодарна воспитателям: матери Иоанне, матери Матроне и Фотинии. Какие праздники там устраивали детям, какие шили костюмы, сколько интересных занятий с ними проводили. Дети ходили с удовольствием.
Благодаря монастырю школу построили. Это «монастырские» организовали «Зарницу». Может быть, поэтому сын Сергей выбрал профессию военного. В городе так не чистят дороги, как у нас в Шостье. А работа? Благодаря монастырю, многие трудоустроены. А храм восстановили! Отец Иаков (Царство Небесное!), всегда приходил домой причащать, исповедовать, сейчас тоже в этом не отказывают. Что можно ещё сказать? Огромную благодарность выразить и всё!

Елена Кормильцева, домохозяйка, 49 лет, многодетная мама и бабушка
Родное моё Шостье научило меня жить! Дышать! Петь! Слышать тишину! Чувствовать природу!
Приехали мы в Шостье в 2003 году. По милости Божией я принимала участие в пошиве облачений на постриг под руководством пожилой монахини Ольги, которая тогда проживала в монастыре с дочерью, монахиней Филаретой. Тогда строился монастырь, восстанавливали храм, меняли полы, плиты, штукатурили стены. Наш папа Толя также принимал участие. Они с рабочими вешали паникадило и выполняли другие работы, а я с дочерьми пасла монастырских коров. Здесь выросли наши дети: в послушании, целомудрии, посте и молитве. Мы помогали в росписи храма монахине Параскеве, помогали в воскресной школе и в детском саду. Нам очень дороги отец Пётр и отец Владимир. Нам построили дом, это проявление любви и заботы. Ведь у нас многодетная семья.
Шостье – это моё место. Здесь душа поёт! Каждое дерево, и лес, и поле, и трава, и земля – всё родное! Упадёшь в траву и смотришь в небо – шостьенское небо, открытое и благодатное! Монастырь такой же родной, сёстры – родные, и наша Матушка Неонилла тоже. Мы живём здесь в радости и тепле, очень благодарны за всё. Ничего, кроме Шостье, нам не надо!
Материалы подготовлены ученицей Шостьенской общеобразовательной школы Матроной Кормильцевой

Любовь Дёмина, повар братской трапезной Никольского Шостьенского монастыря
– Вы помните, как строился монастырь в селе? Расскажите.
– Монастырь в селе Шостье начал строиться в 1999 году. Тогда храм стоял в селе в разрушенном состоянии, на крыше берёзки росли. Потом к нам приехали сёстры, будущие насельницы монастыря. Они начали работы по восстановлению храма, труды на этой земле. Сельчане не остались в стороне, помогали в восстановительных работах: чистили, мыли. Всё село участвовало. Все хотели, чтобы в селе был действующий храм, поэтому с радостью стали в этом помогать. Приходили и дети, и взрослые и делали всё, что могли. Колхоз тогда был и тоже помогал. Все участвовали!
– Как монастырь повлиял на жизнь села и сельчан?
– Когда церковь стала действующей, то есть начались службы, народ потянулся в храм. Раньше было очень много людей невоцерковлённых, неверующих и даже некрещённых. Стали детей крестить, посещать службы, молиться. Сёстры из монастыря преподавали в школе и очень много занимались с детьми. Они рассказывали о Боге, о православии, о вере, часто организовывали поездки по монастырям и святым местам России, экскурсии по городам, где дети могли побывать на интересных выставках. Дети любили сестёр, тянулись к ним.
Важным в воспитании наших детей были также общие дела на послушаниях. У монастыря своё хозяйство: куры, овцы, лошади, коровы. Детки ходили и с удовольствием помогали сёстрам с лошадками и коровками. Вообще, сёстры обращали большое внимание на наших деток. Были службы ночные на большие праздники – Пасху и Рождество. Дети всегда помогали, хотя такие службы им было трудно выстоять. Тогда матушки укладывали детей спать прямо на полу в храме, на ковре. Дети после исповеди засыпали, а потом на Причастие их будили. Им всё очень нравилось!
– А когда построили монастырь, как изменилось село? Начало ли оно процветать?
– Наше село очень изменилось. Если бы не монастырь, то и село бы не было таким, какое оно сейчас есть. У нас появились рабочие места, монастырь многих обеспечил работой. Монастырь помогает селу в его проблемах: в сельском хозяйстве, в бытовых проблемах, в благоустройстве в целом. Благодаря монастырю, была построена новая школа, одна из лучших в районе. Эту школу посещают не только наши дети, но дети из соседних сёл и деревень, их привозят на автобусе.
Молодёжь ходит в церковь, имеет опыт исповеди, многие причащаются. Хорошо знают и уважают отца Владимира, он крестил многих наших деток. Идут к нему, иногда специально приезжают, и взрослые, и дети. Монастырь сильно повлиял на село. Благодаря ему, всё село стало православным.
– Как монастырь повлиял конкретно на Вашу семью?
– Наша семья стала ходить в храм. Мы стали более воцерковлёнными. У меня сын Дима попросил благословения быть алтарником и, когда учился в школе, прислуживал в алтаре. Были большие надежды, что он станет священником, но Дима выбрал другой путь: он стал военным. Мы посещаем регулярно храм, я тружусь в трапезной монастыря.
Мы очень рады, что в селе Шостье есть монастырь!
– Большое спасибо за интервью.
С Любовью Дёминой беседовала Ульяна Дёмина, ученица Шостьенской общеобразовательной школы

Герб и флаг села Шостье

Каждое поселение, выражая свою самостоятельность и индивидуальность, имеет свой герб и флаг. Те, в свою очередь, должны отображать особенности жизни данного поселения, его предназначение и основную роль.

Очень отрадно видеть, что герб и флаг села Шостье отражают главное его предназначение: духовная миссия на пространстве окружающих поселений. Шостье – духовный форпост, молитвенный щит. Это произошло с появлением в селе женского монастыря святителя Николая Чудотворца.

Герб и флаг села Шостье были разработаны Михаилом Константиновичем Шелковенко, членом Геральдического совета при губернаторе Рязанской области. Они в полной мере отражают всю особенность жизни села Шостье.

Толкование символики герба села Шостье


Геральдическое описание:

«В зеленом поле – золотой осьмиконечный крест, трилистный на трёх главных концах, внизу проросший в стороны и вверх двумя ветвями роз, на каждой из которых по четыре серебряных с золотым убором цветка; в оконечности – серебряный, червленый и серебряный узкий дважды просеченный пояс. В золотой вольной части со скругленным внутренним углом – старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой и золотым украшением („городком“) с лазоревым самоцветным камнем. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца».

Обоснование символики:

Герб представляет собой зеленый геральдический щит (зелень – символ надежды, изобилия, свободы, независимости и радости), напоминающий своим цветом о том, что Шостьинское поселение окружено лесами. В центре щита помещен золотой (золото означает христианские добродетели – веру, справедливость и милосердие, а также и мирские качества – могущество, знатность, постоянство, а также богатство) восьмиконечный православный крест, нижний конец которого прорастает в стороны и вверх двумя ветвями роз с серебряными (серебро из христианских добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств – благородство и откровенность), с золотым убором цветками (белая роза – символ Девы Марии), означающим, что в поселении находится Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь. Количество цветков (восемь – по четыре на каждой ветке) соответствует числу населенных пунктов сельского поселения. В оконечности (нижней части щита) помещен узкий серебряный, червленый (червлень – красный цвет, символ храбрости, мужества и неустрашимости, силы, здоровья, энергии) и серебряный дважды просеченный пояс (горизонтальная полоса), вместе со щитом воспроизводящий цвета флага и мантии Патриарха в знак того, что Шостьенский монастырь является ставропигиальным (патриаршим).

В знак региональной принадлежности Шостьинского сельского поселения к Рязанской области, в соответствии с законом Рязанской области «Об официальной символике в Рязанской области» от 07.03.2012 № 09-ОЗ, в правом верхнем углу щита (левом от зрителя) помещена золотая вольная часть (специальный прямоугольник площадью от 1/9 до 1/4 гербового щита) со скругленным внутренним углом с изображением на ней старинной зеленой княжеской шапки, венчающей голову князя в гербе Рязанской области; шапка имеет черную соболью опушку, над которой золотое украшение («городок») с лазоревым самоцветным камнем, означающей принадлежность сельского поселения к Касимовскому муниципальному району. Венчающая щит золотая корона с тремя видимыми заостренными зубцами обозначает административный статус муниципального образования как сельского поселения.

Герб зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 13725.
Утвержден решением Совета депутатов Шостьинского сельского поселения от 18 августа 2021 года № 55.
Источник описания герба: сетевое издание «Геральдика.ру» https://geraldika.ru/s/43118


Толкование символики флага села Шостье

Описание флага:

«Прямоугольное зеленое полотнище, воспроизводящее в центре композицию фигур из герба Шостьинского сельского поселения – желтый восьмиконечный православный крест, трилистный на трёх главных концах, внизу проросший в стороны и вверх двумя ветвями роз, на каждой из которых по четыре белых с желтым убором цветка над узкой бело-красно-белой горизонтальной полосой общей шириной в 1/12 длины флага, отстоящей от нижнего края полотнища на 1/10 ширины флага».

Флаг повторяет композицию и символику герба.

Флаг зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 13726.
Утвержден решением Совета депутатов Шостьинского сельского поселения от 18 августа 2021 года № 55.
Источник описания флага: сетевое издание «Геральдика.ру» https://geraldika.ru/s/43119

3
ГОТОВИМСЯ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Продолжаем знакомить читателей с письмами школьников к старцу Паисию Святогорцу.

В прошлых выпусков нашего альманаха «Голоса села Шостье» мы знакомили вас с письмами, которые написали школьники старцу Паисию. Сколько искренности, простоты и доверия показали дети к святому. Это беседы и просьбы, надежда и любовь…Так открываются детские сердца Божиим избранникам. Обратимся и мы к почтенному и любящему старцу вместе с нашими детьми.

ПИСЬМО 17.

Дорогой Паисий! Я бы хотела у Вас попросить о здоровье моей сестры, у неё больные почки. Она мучается от этого. И я бы хотела попросить, чтобы у меня в жизни всё было хорошо, чтобы я стала успешной и поступила в колледж. А, кстати, мне 14 лет, а будет 15. Помоги мне, пожалуйста, закончить «художку» на красный аттестат. Прошу тебя, помоги мне с родителями помириться, чтобы они меня искренне любили, чтобы в жизни всё было хорошо. Спаси, Господи.

ПИСЬМО 18.

Дорогой Паисий! Я хочу, чтобы во всем мире было только добро и все люди были без проблем и у них не было беды.

ПИСЬМО 19.

Паисий Святогорец! У меня есть подруга, у неё больные ноги. Я очень хочу, чтобы у неё всё было хорошо. Старец Паисий, помолись за неё, вылечи её ноги. (15 лет)

ПИСЬМО 20.

Старец Паисий! Я хочу, чтобы я и все мои родные жили и, больше всего, чтобы у всех у них было спасение души. Меня зовут Елисей. Мне 13 лет.

ПИСЬМО 21.

Дорогой отец Паисий! Я никогда не просила у Вас ничего и не обращалась. Меня зовут Настя, мне 14 лет. Я учусь в восьмом классе. Я бы хотела попросить сдать хорошо экзамены в музыкальной школе и чтобы на Украине всё закончилось. Спаси, Господи.

ПИСЬМО 22.

Старец Паисий, помолитесь за меня, чтобы я не болела, чтобы я хорошо училась. Помолитесь, пожалуйста. (От Насти Степаковой)

ПИСЬМО 23.

Здравствуйте, батюшка Паисий! Никогда не слышала о таких святых, как ВЫ.
Желаю Вам хороших дней на Небесах!

ПИСЬМО 24.

Здравствуй, старец Паисий! Я хочу, чтобы была хорошая жизнь.

ПИСЬМО 25.

Дорогой Паисий! У меня всё хорошо. Я хочу, чтобы в деревне всё было хорошо. Спасибо!

ПИСЬМО 26.

Здравствуй, старец Паисий! Ваша история очень интересная. Меня в жизни всё устраивает и я ни в чём не нуждаюсь.

ПИСЬМО 27.

Я желаю попросить у старца Паисия целомудрия. (9 класс, 16 лет)

ПИСЬМО 28.

Благословите, старец Паисий. Если бы я Вас увидела, то я бы обрадовалась. Я буду Вас любить и всех любить. И я радуюсь, что мне дал Бог. Я знаю, что Вы были добрый и весёлый. (Русанюк Анастасии, 10 лет)

ПИСЬМО 29.

Старец Паисий, я пожелаю Вам счастья и Вы очень добрый.

ПИСЬМО 30.

Здравствуйте, старец Паисий! Я хочу, чтобы война закончилась. Хочу, чтобы бабушке было хорошо и всей семье.

ПИСЬМО 31.

Здравствуйте, старец Паисий. Я ученик 6 класса, мне 11 лет, меня зовут Николаев Матфей. Я прошу Вас, чтобы не было войны, мы хорошо учились в школе и не баловались там. Всего Вам хорошего, старец Паисий.

ПИСЬМО 32.

Здравствуйте, старче Паисие! Я хотел бы пожелать, чтобы у моих родных были хорошие дни, чтобы они не ссорились, чтобы они долго жили. С уважением, для старца Паисия ученик 6 класса, 12 лет.

ПИСЬМО 33.

Здравствуй, старец Паисий! Я к Вам обращаюсь, чтобы учиться на одни пятёрки, чтобы я вёл себя хорошо, чтобы поступил на хорошую работу, и чтобы была хорошая семья, делать родителям хорошие подарки, чтобы отблагодарить их за их старание, чтобы они были счастливы, и брат мой был счастлив. До свидания, дорогой Паисий.

ПИСЬМО 34.

Старец Паисий! Я мечтаю, чтобы моя семья была здоровая, чтобы долго жили, чтобы мир и небо были ясные.

ПИСЬМО 35.

Здравствуйте, старец Паисий! Я хочу пожелать Вам, чтобы ВЫ и дальше были С Богом!

4
ЛИТЕРАТУРНОЕ ШОСТЬЕ

Игумения Феодосия (Дикарёва)

настоятельница Касимовского Казанского женского монастыря
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Солнце радостно играет,
В небе Ангелы поют,
Воскресенье Твое славят,
В торжество Любви зовут.

Двери Царствия отверсты,
Смерть Крестом побеждена,
И ликует наше сердце –
Жизнь Тобою нам дана.

На Кресте Любовь страдает.
Но приникни к Ней сильней –
Ведь она не умирает –
Воскресаем только с ней.

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

Горят сердца печальных мыслей бурей,
Как пережить разлуку этих дней?..
И мысль опять летит туда, где на Кресте Он умер,
Где погребен в пещере свет наших очей.

И рано поутру, лишь солнце засветило,
Бегут туда, препобеждая страх.
В руках – благоухающее миро,
Любовь в сердцах, и слёзы на глазах.

Бежим! Послужим, пусть хотя бы телу,
Помажем миром и слезами обольём.
Возлюбленному хоть это дело
В последний раз с любовью принесём.

Но вот пещера – и отвален камень.
И Ангел светлый возвещает им:
«Иисуса ищете? Его здесь нет – смотрите сами,
Скажите всем, что смерть Он победил!»

О, радость! Счастье несказанно!
Мы плакали, а Он воскрес!
И Сам Господь, сердцам Желанный,
Речет им – «Радуйтесь!»
Христос воскрес!
Воистину воскрес!

Крылатой птицей время мчится,
Течёт стремительно, как быстрая река.
«Христос воскрес!» – любовию лучится
Чрез женские сердца – на все века.

Елена Лованова

преподаватель, город Тума
ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ликует небо и земля,
И, в унисон им всем твердя,
Ликуешь ты, ликую я!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Какая радостная весть!
Своею смертью смерть поправ,
Дорогу к жизни даровав!
Хвала взлетает до небес.
Христос воистину Воскрес!
Любовью вечной возлюбил,
От тьмы греха освободил!