Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области (электронная версия)

ГОЛОСА СЕЛА ШОСТЬЕ

№1 (4), январь 2024 год
Обложка четвёртого номера альманаха «Голоса села Шостье».
Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области

Руководитель проекта:
монахиня Иоанна (Сизикова).

Главный редактор:
Ульяна Дёмина.

Литературный редактор, корректор:
Нина Иванова.

Дизайнер, верстальщик:
Ирина Мамонтова.



Содержание:


С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Дорогие читатели!

Приближается Рождество Христово – великий праздник, который каждый год отмечает Православная церковь, воздавая хвалу родившемуся Богомладенцу Христу. Для всего человечества рождение Спасителя – это непрестанная радость, это ликование всех ждав-ших исполнения обетования. Пришел в мир Бог во плоти, родился Спаситель, который навсегда разрушит власть дьявола, освободит всех людей, верующих в Него, из вражьего плена, искупит верных Своею Пречистою Кровию, разрушит царство тьмы и вернет людям блаженство пребывания в Дому Отчем, в Раю.

Рождество называют детским праздником. Оно связано с детскими радостями: пахнущей елкой, подарками, со святочными колядками и чудесами. Рождается Младенец Бог и дарит всему миру детскую радость. Он мал, лежит в убогом вертепе, согреваемый добрыми животными. Прижимаясь к Материнской груди, лепечет, как обычный Младенец, но мир уже озарился несказанным Светом: родился Бог во плоти! Всё еще впереди: детство, скромная жизнь в доме Иосифа, первые ученики, проповедь, служение людям и чудеса, зависть врагов и предательство, страшная казнь на Кресте и Воскресение…

А пока Он тихо спит на руках у Божией Матери, а мы, молчаливо созерцая Великое Таинство Боговоплощения, поем Ему вместе со всеми: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Подойдем к яслям, посмотрим еще раз на Тихого и Кроткого Богомладенца, попросим Его от всего сердца даровать нам любовь друг ко другу, искреннюю и простую, будем молить Его о прощении наших согрешений, о прими-рении враждующих, о даре благодати. Для нас и нашего спасения Он пришел в мир, чтобы навсегда соединить нас с Собой и друг с другом. В общение с Ним войдут только добрые, незлобивые, бесхитростные:

Что несем Младенцу-Богу, чем порадуем Отца?
Любит Он простых и добрых, ищет чистые сердца!

С наступающим Рождеством Христовым!


Редакция альманаха «Голоса села Шостье»



1
В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Рождественские традиции в Шостье

Монахиня Иоанна (Сизикова), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
В Шостье живет добрая прекрасная традиция, которую знают и любят все православные: на Святках ходить с Рождественской звездой по домам сельчан, поздравлять их с Рождеством Христовым и петь рождественские колядки. Каждый год ждут шостьенцы сестер обители: дом прибран, угощение приготовлено, настроение приподнятое. Все знают: обязательно постучатся в каждую дверь, пропоют тропарь Рождеству и веселые колядки.

Так было и в давние времена: возрождается храм, восстанавливается монастырь, а село с его жителями, глядя на молодых подвижниц, просыпается, как от долгой спячки. С каждым годом живущие рядом с монастырем ощущают сопричастность монастырской жизни, а монастырь всё больше входит в будни и праздники сельчан: школа у нас одна, где все – и сестры, и миряне – пекутся о воспитании будущего поколения; сельский храм с богослужениями и праздниками, где всех соединяет Чаша Христова. Одним словом – соборяне.

А как прекрасно и радостно прокатиться на лошадке под звон бубенцов! Это тоже наша традиция: в монастыре живут лошадки. В будни у них трудовое послушание, а в праздники, особенно в Рождество – особенное послушание: катать детвору и гостей. Эх, прокачу! С ветерком! Полозья скрипят, снег блестит, лица разрумянились от морозца, повсюду – веселый смех и улыбки. Деревенское живое «такси». После прогулки угостим хлебом и сахарком.

В трапезной пьют чай гости монастыря и прихожане. В воскресной школе для взрослых традиция: на Рождественские праздники готовить концерт. Песни, духовные стихи, подарки – всё, что согревает душу и объединяет.

Но, пожалуй, самые радостные дни у детворы – в воскресной школе. Красавица-елка, Рождественское представление, вертеп, подарки – всё это незабываемое, трогательное, теплое. Не один день, а целые Святки славят Христа и взрослые, и дети!

«С нами Бог!» Как тепло с Ним и радостно, спокойно и умиротворенно!

«С нами Бог!» Это значит, что мы едины с Ним и друг с другом.

«С нами Бог!» Это значит, что мы не одиноки в этом мире боли и страданий.

«С нами Бог!» Он родился во плоти, приблизился к нам как равный и подарил нам надежду!


История шостьенского вертепа

Монахиня Параскева (Бычкова), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Вертеп – это пещерка, в которой укрываются животные во время нестерпимой южной жары. В таком вертепе родился Наш Спаситель – Иисус Христос. По всему миру существует традиция: перед Рождеством создавать вертепы из всевозможных материалов, чтобы атмосфера праздника стала необычной, ведь Рождество – это детский праздник. Радость получают, прежде всего, дети.

Наш шостьенский вертеп – это островок тепла и уюта на фоне лютых морозов среднерусской зимы. Самый первый вертеп мы попробовали сделать в Акатовском монастыре вместе с детьми, которые приехали на зимние каникулы. Это был эксперимент, и мы тогда не думали, что это станет традицией. Просто было радостно, весело, было ощущение праздника, когда мы залезли на ель, чтобы напилить лапник для будущего вертепа. Зверушек – ослика, вола и овечек – слепили из снега. Поселили их в пещерку из лапника, натянули гирлянду. Вифлеемскую звезду удалось соорудить на своем месте.

Все были довольны результатом. Отец Петр особо поблагодарил за вертеп. Так и повелось с тех самых пор…

Теперь каждый год мы делаем вертепы и в Акатово, и в Шостье. Они получаются разные: или чуть-чуть отличающиеся, или похожие. Творческий процесс идет постоянно: мы спрашиваем друг друга о том, кто что-нибудь новенькое придумал. Общий стиль остаётся, а наполнение или материал для фигур меняются.

Например, сначала мы делали из снега только зверушек, а потом захотелось, чтобы были и Матерь Божия, и праведный Иосиф Обручник. Подобрали подходящие ткани, задрапировали фигуры, даже лица из папье-маше с благоговением сделали, но чувствовали, что что-то не то…

Батюшка нам посоветовал не делать из снега фигуры святых, лучше пусть останется каноническая икона, а со зверушками мы продолжали экспериментировать. Очень запомнились фигурки из сена – и процесс, и результат, вот только руки были исколоты и исцарапаны. Тогда так увлеклись работой, что даже соорудили сложную фигуру верблюда. Надо сказать, что стоячую фигуру сложно выполнить, так как она должна выдерживать атмосферную нагрузку. Наш сварщик Сергей Толстоус помог справиться с этой технической задачей, и рождественский верблюд не только выдержал атмосферную нагрузку, но и стойко перенес все нападения монастырского котика Снежка. Снежок, кстати, постоянно претендовал на место в вертепе. Он прокрадывался туда, обнюхивал и восседал в центре под мигающими лампочками рядом с фигурками животных на радость детворе.

Были овечки из шерсти, а вот в прошлом году мы сделали вязаные фигуры на каркасах из подручных материалов. Получилось основательно, но это не означает, что наш творческий поиск прекратился. Есть еще не воплощенные проекты. Присоединяйтесь! Или просто приходите, приезжайте, посмотрите – разделите радость праздника Рождества Христова, унесите домой частичку тепла!

Р.S. Детям – участникам и создателям вертепа – оставляют сладости в корзинке – яслях Богомладенца. Это еще одна прекрасная традиция Шостьенского вертепа.


Рождество в «Никольской заставе»

Инокиня Евфалия (Благушина), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Рождество – один из самых волшебных праздников в церковном году. Тут и долгое ожидание, и строгость Рождественского поста, и подготовка, когда из подручных материалов создаются чудесные вещи. Наверное, в каждой воскресной школе есть свои традиции празднования Рождества. Есть они и у нас. Одна из самых приятных традиций – это сама подготовка, когда задолго до наступления Рождества мы начинаем рисовать и оформлять открытки, вырезать снежинки и игрушки для елки, разучивать новые колядки, готовить костюмы для праздничного спектакля.

Много лет подряд одна из наших обязательных традиций – подготовка спектакля к Рождеству. Мы всегда вместе с ребятами выбирали сценарий и вместе его дописывали, придумывали новые сцены и смешные реплики. Подростки редко принимают дидактические спектакли с навязчивой моралью и слишком явным поучением, поэтому мы обычно берем классические вещи: «Щелкунчик», «Маленькая принцесса» по мотивам книги Ф. Бернет, «Улыбка Судьбы» Т. Шишовой и т. д., экспериментируем, добавляем «рождественскую ноту» и начинаем работать. Распределение ролей всегда волнительно для актеров и является нелегкой задачей для режиссера. Мы всегда старались назначить исполнителей так, чтобы работа над ролью была для ребенка одновременно и проработкой какого-то качества характера, когда роль незаметно работала над маленьким актером, воспитывала его, заставляла преодолевать что-то в себе.

Репетиции в гулком пустом зале клуба, горячий чай из термоса, игра в снежки по дороге домой – всё это составляло традиционную, ежегодную часть подготовки к Рождественскому спектаклю, которого ожидали и дети, и взрослые. Рождественский спектакль ставился всего один раз в году, но был прекрасным событием, служил тем связующим звеном, что скрепляло всех нас в дружную семью, то, чего ждали весь год. Наши выпускники вспоминают свое участие в Рождественских спектаклях как одну из самых ярких страниц занятий в воскресной школе.

Особенно запомнилось Рождество 2019 года, когда Рождественский спектакль показывали не только в нашем сельском клубе, но и в монастыре для сестер и родителей. В тот год у нас было два спектакля: кукольный, по мотивам путешествия волхвов к колыбели Богомладенца, и взрослый, по сценарию известных педагогов, драматургов и психологов Т. Шишовой и И. Медведевой. Он назывался «Улыбка Судьбы».

В большой трапезной детского корпуса собралось много желающих – и детей, и родителей, которые, в свою очередь, принесли к столу домашнюю выпечку. Пришли и сестры Никольского монастыря. Праздник начался с кукольного спектакля, потом юные актеры читали стихи, играли на баяне и саксофоне, а в завершение старшая группа показала свое актерское мастерство. А под конец было общее чаепитие, подарки и викторины для самых маленьких участников. В атмосфере Рождественского праздника все почувствовали себя детьми – и родители, и «солидные» выпускники воскресной школы. А главное – в этой радостной атмосфере мы ощущали, что мы все вместе радуемся Рождению в мир Младенца Христа.

Но какое же Рождество без пения рождественских колядок! Здесь воскресная школа одна из первых! Впереди идет наша ежегодная спутница – Вифлеемская звезда, за ней с пением Рождественского тропаря юные колядовщики, а завершает нашу группу живой настоящий… ослик, которые вот уже несколько лет присоединяется к колядкам и с удовольствием подвозит на своей серой спине самых юных участников похода. Обычно заходим почти во все дома, знакомые и не знакомые. Всегда радостно наблюдать, как хмурые лица проясняются, многие начинают подпевать нам и улыбаться. Думаю, что все участники колядок чувствуют, что приносят в дома частичку праздника, а конфеты, которые они «зарабатывают» во время колядок, идут на совместное чаепитие. Позади сложная подготовка к празднику, работа над спектаклем, долгая рождественская служба. Наверное, поэтому колядки всегда ощущаются как светлая и радостная «работа» – мы идем славить Христа!

Украшение воскресной школы – также важная и приятная часть воспитательного процесса. Обязательно рисуем на окнах рождественские картинки, приклеиваем звезды и снежинки, везде развешиваем мишуру и елочные гирлянды. Каждый год дети придумывают что-то новое, идет творческий процесс – украсить свою воскресную школу.

Так уже сложилось, что наши выпускники собираются в Шостье именно к Рождеству. Поэтому одной из традиций воскресной школы является встреча выпускников. Те, которые уже выросли, закончили школу и разъехались по разным городам и учебным заведениям, приезжают в гости. Уже стал традиционным вечер выпускников при свечах, когда мы смотрим старые совместные фотографии и отрывки наших спектаклей, просто вспоминаем прошедшее, делимся планами на будущие и радуемся встрече.

2
ШОСТЬЕ:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Наше слово – верное!

Нина Иванова, литературный редактор альманаха «Голоса села Шостье»
17 ноября 2023 года в актовом зале Коломенской Духовной Семинарии прошла торжественная церемония награждения победителей VI регионального открытого творческого конкурса «Верное слово», который с 2016 года проводится подмосковным отделением Союза журналистов России при поддержке Московской митрополии.

О конкурсе

Конкурс объединяет журналистов, блогеров и всех неравнодушных людей, освещающих в средствах массовой информации вопросы духовности и нравственности. По традиции «Верное слово» проводится в пяти номинациях: «Духовные святыни Подмосковья», «Божий мир», «Человек веры», «Свеча на приходе», «Доброе дело». В этом году конкурс собрал более 80 участников из 23 городов Московской области, из Москвы и еще 12 городов России.

В церемонии награждения приняли участие Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; председатель Союза журналистов Подмосковья, секретарь Союза журналистов России Н. А. Чернышева; ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов и другие почетные гости.

Наш альманах «Голоса села Шостье» тоже был представлен на конкурсе «Верное слово». Он занял второе место в номинации «Божий мир» и получил на церемонии награждения памятный подарок.

По окончании церемонии для ее участников были организованы трапеза и экскурсия по Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю и музею Коломенской духовной семинарии.

Личные впечатления

Впечатлениями от посещения мероприятия поделилась представительница нашего альманаха, корреспондент Матрона Кормильцева:

«17 ноября 2023 года, мне, по Воле Божией, удалось побывать в Коломенской духовной семинарии. Вообще мы ехали в Коломну на награждение, но потом нам предложили остаться на экскурсию. Поэтому после замечательного обеда мы пошли на экскурсию. В качестве экскурсовода был студент третьего курса Коломенской духовной семинарии. Мы посмотрели музей, узнали историю открытия семинарии, историю семинарского храма. Также я приобрела себе замечательную книгу «Вечность в повседневности», ее мне посоветовал купить семинарист КДС, он очень интересно рассказывал мне о герое этой книги, даже рассказал, где сейчас находятся мощи этого святого человека. После его рассказа я просто не могла не купить эту книгу.

Не могу не вспомнить толстого рыжего кота, который постоянно сидел у входа в монастырь и ждал, когда ему дадут что-нибудь вкусненькое. У него были большие зеленые глаза, они убедительно говорили прихожанам, что он голодный. Мы не прошли мимо такого милого создания Божия, накормили его пирожком.

Хочется сказать спасибо всем, кто организовывал такое мероприятие. Отдельное спасибо экскурсоводу. Мы обязательно приедем ещё раз в Коломенскую духовную семинарию».

Письмо нашло адресатов

Для школьников и взрослых, которые работают над созданием нашего альманаха, был большой радостью тот факт, что жюри конкурса «Верное слово» отметило альманах в числе призеров. По окончании конкурса на имя директора Шостьенской СОШ С. Н. Саплешиной пришло благодарственное письмо за подписью секретаря Союза журналистов России, председателя Союза журналистов Подмосковья Н. А. Чернышевой. В нем, в частности, говорится:

«Ваши работы, присланные на конкурс, – это достойный вклад в развитие местных средств массовой информации, в формирование духовно-нравственной культуры общества. Желаем альманаху «Голоса села Шостье» дальнейшего процветания и динамичного развития, а педагогам школы – крепкого здоровья и неиссякаемой энергии. Также желаем новых творческих успехов юным авторам альманаха. Благодарим их за неравнодушие и целеустремленность. Уверены, что участие в выпуске альманаха позволит им сформировать навыки и умения, которые будут востребованы во взрослой жизни, где бы они ни оказались в будущем и какую бы профессию для себя ни выбрали».


Гости остались довольны

Матрона Кормильцева, корреспондент альманаха «Голоса села Шостье», ученица Шостьенской СОШ
В мудрой книге древнего христианского подвижника преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова: «Свет монахам – ангелы, а мирянам свет –монашеское житие». Так было издавна, так продолжается и сейчас. Неслучайно многие православные стремятся совершать паломнические поездки по монашеским обителям. В Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре не отказывают паломникам, желающим познакомиться с жизнью обители. Всех радушно встречают, проводят экскурсию с рассказом об истории монастыря и села, в котором он находится. Поэтому сюда охотно приезжают и взрослые, и дети.

Одна из таких паломнических поездок состоялась 30 октября. В этот день монастырь посетили ученики Свято-Сергиевской православной школы города Касимова. Ребята и сопровождавшие их взрослые побывали на экскурсии и познакомились с историей монастыря, наших храмов, помолились перед иконой Казанской Божией Матери, с радостью попили чай в трапезной и поделились своими впечатлениями.

Иерей Дмитрий Уляшин, настоятель Архангельского храма в городе Касимове:

– Мы с детьми познакомились с бытом, укладом монастыря, посетили территорию монастыря и его храмы. Дети увидели много интересного, посетив скотный двор. Кто-то первый раз увидел живую лошадку, а коровки так радостно мычали, будто здоровались с нами. Также нам понравилась трапеза, всё было очень вкусно. В обратный путь мы отправляемся, наполненные яркими впечатлениями.

Алексей Уляшин,11 лет:

– Я приехал в Шостье на экскурсию, мне всё понравилось, особенно коровки. И еда была очень вкусная!

Евфимий Уляшин, 9 лет:

– Мне понравилось, что мы ходили к коням, курочкам, коровкам. Посмотрели храм, прикладывались к иконам, вкусно покушали.

Елизавета Блинова, 8 лет:

Мне понравилось в маленьком храме (Успенский храм на территории обители). Еще понравились лошадки.

Иван Сучков, 4 года:

– Я побывал в храмах и посмотрел на лошадок. Видел у одной лошадки забинтованную ногу.

София Михайловна Блинова, педагог:

– Спасибо большое за экскурсию! Мы впервые с детишками побывали в Шостьенском монастыре. Учителя, родители, дети – все очень довольны. Спасибо за душевный прием. Детишки приложились к иконам, помолились, послушали интересные истории. Мы обязательно вернемся!


Поездка в Балушево-Починки

Монахиня Иоанна (Сизикова), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
10 декабря после окончания Литургии взрослые ученики воскресной школы села Шостье посетили храм Воздвижения Господня в селе Балушево-Починки. Это был престольный праздник одного из приделов храма – иконы Божией Матери «Знамение».

Нас ждали и тепло встретили прихожане храма. Был накрыт стол с угощением. В этот день здесь проводили праздник «Постная кухня», поэтому нам были предложены с любовью напеченные пирожки и разнообразие постных блюд. Проводился и конкурс на лучшую квашенную капусту. Все представленные на него соления были отмечены наградами, ведь плохой капусты не бывает, если всё приготовлено с любовью для других.

А самое приятное, что вспоминается об этой поездке, – общение друг с другом. Вспомнили интересные случаи из жизни, о чудесной помощи Богородицы, почитали духовные стихи. Тепло, дружественная беседа, поддержка – это всё в соборности нашей Православной церкви, это по-христиански. Расстались с надеждой на дальнейшее общение. Впереди Рождество! До встречи!

3
ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ

«Ладья» уверенно продолжает свой путь

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23–25 ноября 2023 года Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь стал одним из организаторов ежегодного Православного молодежного форума Касимовской епархии «Ладья».

Символическое судно и его экипаж

«Застлала очи пелена,/ И зорок пусть не каждый,/ Но каждому ладья нужна,/ А не корабль бумажный», – написала несколько лет назад христианская поэтесса Ольга Шаховская. В Шостье с ее словами согласятся многие, ведь здесь тоже есть своя ладья, хотя и не совсем обычная.

На три дня в «Ладью» превратилась Шостьенская школа, символизируя собой то самое судно с веслами и парусом, которое в представлении христиан олицетворяет связь Церкви и каждого отдельно взятого верующего.

«Экипажем» этого судна стали участники одноименного православного молодежного форума – подростки, которые учатся в средних школах на территории Касимовской епархии. А его «кормчими» – организаторы. В их числе, помимо Никольского Шостьенского монастыря, – Молодежный отдел Касимовской епархии и сотрудники Миссионерского отдела Рязанской епархии.

«Ладья-2023» собрала 60 юных участников – представителей г. Рязани, Касимовского, Шиловского, Сасовского, Пителинского, Клепиковского районов Рязанской области, а также духовенство Рязанской епархии, педагоги, студенты Московской духовной академии, рязанских вузов, заинтересованные миряне, неравнодушные к судьбе Русской Православной Церкви и Отечества.

Как всё начиналось

«Ладья» – миссионерский и образовательный проект. Задумали его еще в 2015 году в Никольском Шостьенском монастыре. О том, как это было, мы попросили вспомнить педагога Шостьенской СОШ, благочинную Никольского Шостьенского монастыря монахиню Саломию, которая стала одним из инициаторов проведения форума. Вот что она рассказала:

– Началось всё с того, что однажды в наше село приехали иеговисты. Сейчас религиозная организация «Свидетели Иеговы» запрещена в России, а раньше они свободно ездили по городам и селам, занимались агитацией. Вот и к нам они как-то приехали на двух машинах, припарковались у сельского дома культуры, стали ходить по домам, раздавать литературу. Нам позвонили прихожане, мол, поговорите с ними, мы не хотим, чтобы они стучали в наши двери.

Мы с сестрами тут же поехали к дому культуры. Что нас удивило – все агитаторы были молодыми людьми: один парень, по всему видно, что активный, умный, и несколько девчонок – скорее всего, студенток. Мы им говорим: «Вы хоть понимаете, что ваша организация – американская секта, которая финансируется Госдепом США?». Они стали это отрицать. Тогда мы попросили, чтобы они перестали здесь распространять свою литературу. К тому времени сайт иеговистов в интернете был закрыт Роспотребнадзором и распространение литературы запрещено. Мы прямо так и сказали агитаторам: «Вы совершаете противоправные действия!» Но это было бесполезно…

Потом к нам подошли два прихожанина, которые сразу поняли, в чем дело, и разыграли сценку, якобы один хочет побить агитаторов, а второй уговаривает этого не делать: «Не надо с ними связываться! А вы лучше побыстрее убирайтесь, незваные гости». И снова без результата. После еще пришли местные бабушки, попросили: «Ребята, не надо здесь ездить по нашей деревне». Нет, не уезжают. И только когда появилась глава администрации и на повышенных тонах с ними поговорила, они быстренько свернули удочки и сказали: «Всё, не надо шума, мы уезжаем». Не хотели связываться с властью. Это было единственное, чего они боялись.

После этого они приезжали еще раз. Мы снова очень вежливо сказали: «Простите, не нужно здесь вашей идеологии, мы отказываемся от ваших книжек, не надо сюда приезжать». Многие жители села тогда вышли, чтобы защитить от чуждого влияния свои традиции и веру. Молодые верующие парни попытались вразумить приезжих. Они разговаривали с главой группы, всячески старались достучаться до его совести, пристыдить. Но тот был как замороженный, с какими-то стеклянными глазами, страшно было смотреть… Во что превратился человек?

Мы увидели, что это тот же парень, который приезжал в село в первый раз, а девушки с ним другие. Скорее всего, у них район был разделен на участки, и этому парню достался наш участок, он обязан был сюда ездить.

А затем я встретила его в Касимове. Мы друг друга узнали. Он был окружен мальчишками лет 12–13. Они бежали рядом с ним и заглядывали ему в рот, а он держался так, будто он их духовный лидер. Увидев меня, он с ехидной улыбочкой поздоровался. И я представила, как он постоянно, изо дня в день, обрабатывает молодежь, затягивает в свои сектантские узы. Мне стало страшно, и я задумалась: как объединить православную молодежь против подобной нечисти?

Это и был первый шаг к организации «Ладьи». Вторым шагом послужил слёт вожатского актива в 2015 году, еще до того, как появились «Движение Первых», «Юнармия» и другие объединения для детей и молодежи. Актив вожатых детских лагерей составляли в основном старшеклассники. Периодически для них проводились слеты, и как раз наша школа была на очереди, чтобы принимать у себя такой слет. Нас, сестер монастыря, работающих в школе, пригласили принять участие в этом мероприятии. Познакомившись с форматом слёта, мы подумали, не провести ли подобное мероприятия для православной молодежи.

Для начала решили собрать верующих детей из Касимовской епархии. Посмотреть, кто здесь есть, кто насколько инициативен, кто какую пользу может принести в делах прихода. И в 2016 году провели первую «Ладью» на тему «Мое место на приходе». Следующая «Ладья», в 2017 году, была о том, как самоопределяется православный подросток. В 2018 году, в год 100-летия мученической кончины святых Царственных страстотерпцев, у форума была историческая тема: «Личность в истории». Затем мы провели «Ладью» еще один раз, в 2019 году, а потом началась пандемия, из-за коронавируса пришлось прерваться на целых четыре года.

Первый форум после четырехлетнего перерыва

Нынешней осенью форум «Ладья» состоялся впервые после четырехлетнего перерыва. Главная тема, которую обсуждали участники, – «Семейные ценности». Поясняя, почему была выбрана именно она, организаторы форума подчеркивают ее актуальность в нынешнее непростое время и ссылаются на мнение Его Преосвященства Владыки Василия, епископа Касимовского и Сасовского, который уделяет большое внимание воспитанию молодежи и считает, что со школьниками непременно надо вести беседы на тему семьи и семейных ценностей, разъяснять, помогать ребятам почувствовать, что такое настоящая хорошая православная семья.

«Представления о семейных и нравственных ценностях у многих современных подростков искажены, – говорит м. Саломия. – Когда начинаешь рассказывать им про Петра и Февронию, они отмахиваются: "Это же были святые люди, да и жили они давным-давно!" К сожалению, многие ребята считают, что в наше время супружеская верность не в моде. По их представлениям, на нее сейчас никто не обращает внимания, и главное для человека – вовсе не семья, а карьера и деньги, которые позволяют добиться успеха».

В свою очередь, работающие с детьми педагоги отмечают: раньше тот факт, что в семье много детей, не считался чем-то из ряда вон выходящим, а сейчас это воспринимается как родительский подвиг. Понятие о том, что многодетная семья может быть счастливой, укладывается в головах далеко не у всех школьников, потому что у большинства из них просто нет такого опыта. А некоторые дети и вовсе растут в неполных семьях, где их воспитанием занимается одна мама. Поэтому организаторы «Ладьи» провели для ребят «Встречи со счастливыми», пригласив на них многодетную семью протоиерея Димитрия Питерского, клирика Рязанской епархии, настоятеля храма Рождества Богородицы с. Искра, а также многодетную семью Аббакумовых из села Борки Шиловского района Рязанской области.

Встречи с этими супружескими парами, у одной из которых восемь, а у другой – девять детей, были призваны показать ребятам, что семьи, в которых царят любовь, уважение и верность, есть и в нашем XXI веке. И гости действительно смогли передать участникам «Ладьи» атмосферу семейной радости и благополучия, которую дети почувствовали, пообщавшись с ними.

Место встреч, познаний, откровений

Кроме встреч с многодетными семьями для участников форума было подготовлено много других совместных дел. Сразу же по прибытии в Шостье их распределили по отрядам, причем в каждом отряде были ученики из разных школ (примерно поровну мальчиков и девочек), чтобы ребята могли познакомиться, подружиться и, возможно, продолжить общение в будущем. В прошлом на «Ладье» уже возникали и новые интересные знакомства, и дружба, и даже любовь. Двое рязанских вожатых, встретившись во время одного из Шостьенских форумов, влюбились друг в друга и через какое-то время поженились, создали православную семью. Сейчас они воспитывают своего двухлетнего малыша.

Интересно, что некоторые участники «Ладьи» прошлых лет, приезжавшие сюда школьниками, сейчас стали студентами и вернулись на форум в качестве вожатых. Православная девушка-вожатая была в каждом отряде. Глядя на нее, девочки могли о многом задуматься и расспросить о том, как она живет в современном мире, почему ходит в храм, почему выбрала себе тот или иной вуз и как она учится.

Вторым вожатым в каждом отряде был семинарист. В этом году на «Ладью» приехали семинаристы из Московской духовной академии. Одной из их задач было отвечать на мальчишеские вопросы. Для них, будущих священников, это стало хорошей практикой, ведь в отряде, как в настоящем приходе, каждый человек – со своими переживаниями, раздумьями, проблемами и потребностью разобраться в них.

Конечно, организаторы форума не оставили молодых вожатых без поддержки более опытных взрослых – старшей вожатой и так называемых отрядных батюшек, которые с раннего утра до позднего вечера проводили время с участниками «Ладьи». Отрядными батюшками были священники Касимовской епархии, обладающие даром заниматься с молодыми людьми, приводить их в храм, объяснять и раскрывать перед ними красоту православной веры, зажигать огонек в их сердцах.

Молитвы, творчество, общение

Началась «Ладья» с молебна, по окончании которого с приветственным словом к присутствовавшим обратились секретарь Касимовской епархии иеромонах Савва (Максименков), настоятельница Никольского Шостьенского монастыря игумения Неонилла (Фролова), начальник Управления образования и молодежной политики Касимовского района Ольга Сергеевна Макарова.

Расписание мероприятий в рамках форума было разнообразным и насыщенным. Кроме уже упомянутых встреч с многодетными семьями ребята вместе смотрели кино «со смыслом» и обсуждали его на дискуссионных площадках, готовили отрядные «визитные карточки» для концертной программы, ходили на экскурсию по Никольскому Шостьенскому ставропигиальному женскому монастырю. И, конечно же, они участвовали в богослужениях в Никольском храме обители, в том числе в Божественной воскресной литургии, на которой клирику монастыря протоиерею Владимиру Постникову сослужили священники Рязанской епархии, участники форума.

Во время бесед со священством и отрядных «свечек» обсуждались проблемы современной жизни, которые волнуют подростков: выбор жизненного пути, создание семьи, лидерство, самореализация, отношение к современной массовой культуре, конфликт «отцов и детей» и др.

Большой интерес как у детей, так и у взрослых вызвала традиция, заведенная на одном из первых форумов: перед заездом участников в школе на видном месте был установлен ящик с надписью: «Задай вопрос священнику, и он тебе обязательно ответит». Любой желающий мог анонимно оставить записку в этом ящике, а потом на общей встрече услышать ответ батюшки на свой вопрос.

Удивительно, какие разные вопросы задают ребята: от практичных, жизненных до философских, экзистенциальных. «Как выйти замуж? Где искать мужа? Что такое хорошая жена? Как избежать семейных скандалов?» И тут же: «Как Господь участвует в нашей жизни? Что такое жизнь?».

Многим запомнился ответ, который дал на одном из предыдущих форумов бывший глава Касимовской епархии, епископ Дионисий, ныне митрополит Омский и Таврический. Он сказал просто, доступно детям, но прямо в точку: «Жизнь – это такой большой учебный год. Потом вы сдаете экзамены, но помните, что в отличие от школьного времени, когда у вас есть возможность пересдать, здесь переэкзаменовки не будет. Это последний экзамен. Черновика нет. Это контрольная работа, которую вы пишете сразу на чистовик».

Глядя на ребят, которые стали участниками нынешней «Ладьи», очень хочется верить: они обязательно сдадут свой жизненный экзамен так, что за его результат не придется стыдиться.


Эти дни запомнятся надолго

В последний день ежегодного Православного молодежного форума Касимовской епархии «Ладья» наши корреспонденты Матрона Кормильцева и Виктория Горячева поинтересовались у участников, какие впечатления у них остались от этого мероприятия. Вот что ей рассказали.

Алена Коротаева (вожатая):

– Мне понравилась дружная обстановка, а также интересная тема, которую мы разбирали, – тема семьи. Очень рада, что священники поддержали разговоры с нашими ребятами. Я думаю, что у ребят много чего осталось в головах, появилась новая пища для размышлений. Считаю, что это очень важно, и что главная цель участников нашего форума – не развлекательная программа, а умственная, духовная работа над собой.

Павел Боярчук (вожатый):

– Я первый раз на таком мероприятии в роли вожатого, обычно я ездил на форумы в качестве участника, поэтому для меня впервые открылось то, что происходит за кулисами. Оказалось, что всё это сложно, но интересно.

Когда мы только познакомились с ребятами, я смотрел на них немножко свысока, как на младших. Но в ходе общения понял, что мы практически ничем не отличаемся: несмотря на то, что с кем-то из участников у нас почти 10-летняя разница, в жизни нас радуют, волнуют и заставляют задуматься одни и те же вещи. То есть мы все равны и со всеми подростками так же интересно общаться, как со сверстниками.

Еще хочется отметить, что все ребята невероятно талантливые. В отряде были и каратисты, и певцы, и шахматисты, и музыканты. Невозможно смотреть без радости на наших талантливых школьников. Очень много умных и сообразительных ребят. Мне понравилось с ними общаться, и я думаю в будущем посвящать больше времени подобным мероприятиям. Для меня это бесценный опыт.

Каждому из участников я хотел бы пожелать удачи, а следующей «Ладье» – новых интересных дискуссий и побольше мероприятий, объединяющих детей: познавательных квестов, спортивных соревнований между отрядами.

Елена Уринова (участница форума):

– Мне очень понравилась «свечка», когда весь наш отряд садился в круг и мы разговаривали. Ещё мне понравилось, как мы рисовали, как пели вечером. Когда я участвую в православных мероприятиях, то еще больше хочу приобщаться к православию. Пусть такие форумы проводятся почаще и будут не по три дня, а по неделе.

Сергей Царев (участник форума):

– На «Ладье» мне запомнилось и понравилось абсолютно всё, потому что «Ладья» – это такое пространство, где каждый день, каждый час, каждую минуту и каждую секунду происходит столько всего важного и интересного! Я обязательно приду еще раз. Этот форум углубил мое понимание семейной жизни. Я желаю всем нам оставаться таким же, какими мы были на «Ладье»: настроенными на познание, развитие и обсуждение любых жизненных вопросов. И пусть эти вопросы будут еще более сложными. Не надо жалеть нас, подрастающее поколение. Надо, чтобы каждому из нас было над чем подумать ночью, оставаясь наедине с самим собой.


Федор Коробейник: «Я понял, что все случайности неслучайны»

Студент Московской духовной академии Федор Коробейник несмотря на свою молодость уже успел накопить опыт организаторской работы с детьми и даже написать на основе него методическое пособие: «Организация и проведение молодежных слетов в епархиях Русской Православной Церкви (На основе опыта православного движения «Преображение»). Приехав на форум «Ладья» в качестве вожатого, Федор согласился дать интервью главному редактору нашего альманаха Ульяне Деминой.

– Федор, что вас сподвигло к поступлению в духовную академию?

– Наверное, можно было бы сказать, что это произошло по воле случая, по стечению обстоятельств. Только потом мне стало понятно, что это было не так. Когда я учился на подготовительном курсе (первый год обучения), мы проходили тему про влияние воли Божьей на человека, на его жизнь. И я понял, что все случайности неслучайны.

После поступления у меня был довольно сложный этап адаптации. Я хотел то ли сломать систему, то ли уйти в другой вуз, потому что всё-таки наше учебное заведение отличается от светского образования и в принципе от светской жизни. У меня возникло какое-то внутреннее сопротивление. Но благодаря череде обстоятельств, которые одно за другим случались со мной, я остался. Сейчас ни о чем не жалею. Просто теперь делаю то, что должен, и полагаюсь на Бога, на Его волю.

– Трудно было поступить?

– В целом нет. До этого я учился в православной гимназии и в принципе вырос в такой культурной среде, где православие – неотъемлемая часть жизни. На самом деле, труднее было психологически перестраиваться под новые правила, непривычные условия.

– А как проходило поступление?

– В наше учебное заведение молодые люди поступают после 11-го класса общеобразовательной школы. Мы поступали как раз в послековидный год, и поступление проходило в дистанционном формате. Поэтому я подключился по зуму, сдал экзамены комиссии преподавателей, которые проверяли компетентность абитуриентов в основных библейских, общецерковных знаниях, общем богословии. Ну и, конечно, при поступлении учитывались результаты ЕГЭ, ведь Московская духовная академия имеет государственную аккредитацию.

Правда, тут есть своя специфика. Дело в том, что в наше учебное заведение люди идут по особому призванию, и оно есть далеко не у каждого. Мне кажется, из человека, который имеет жизненный и духовный опыт, получится лучший священник, чем из зубрилы-отличника, который знает жизнь только в теории, по учебникам. Наши преподаватели учитывают, что академические оценки не всегда напрямую влияют на будущую карьеру священника, на его будущее служение. Поэтому оценки, конечно, важны для поступления, но на них смотрят не в первую очередь. Это не МГУ, у нас сейчас нет такого высокого проходного балла, как там или в некоторых других светских вузах.

– Московская духовная академия находится в Сергиевом Посаде?

– Да. Непосредственно в Троице-Сергиевом монастыре. У нас считается, что богословская школа, изучение богословия, должны быть неотрывны от духовной жизни, потому что богословие – это наука, постигаемая опытным путем. Это не просто свод каких-то знаний.

– Вы сказали, что учились в православной гимназии. А у вас в семье были батюшки, или вы самый первый, кто решил пойти по этой стезе?

– В моем роду был священник, но давно, еще до революции. Наверное, это мой пра-прапрадед. Среди ближайших родственников священников у меня сейчас нет. Но зато мама у меня специалист по духовно-нравственному воспитанию, педагог, автор книг, методических пособий для детей, организатор, писатель. Поэтому я с детства погружен в церковную среду, в православную культуру. Мне проще, чем ребятам, которые приходят к вере в сознательном возрасте. Я всё-таки с молоком матери это впитал.

– Нравится ли вам учиться в семинарии?

– Я уже говорил, что у меня был сложный период адаптации, искушений, духовной борьбы. Теперь, когда я всё осознал, принял, увидел путь, мне, конечно, нравится. Плюс я втянулся в изучение богословских дисциплин. К этому тоже надо привыкнуть. Тут как в математике: сначала зубришь таблицу умножения – нудно и долго, зато потом становится возможным решать разные примеры и задачи. Когда имеешь основу знаний, можно опираться на нее, и заниматься становится гораздо интереснее.

– На каком курсе вы сейчас?

– На втором. У нас это третий год обучения, поскольку есть еще подготовительный пропедевтический курс.

– А сколько всего лет учатся в духовной академии?

– У нас пять лет бакалавриата, потом можно поступить в магистратуру, а затем – в аспирантуру.

– Хотелось бы вам что-нибудь изменить в уставе академии?

– Поначалу хотелось. А потом в какой-то книге, может быть, у архимандрита Тихона Шевкунова, я прочитал историю про авву Антония, который пришел на место, где до него жил отшельник, и увидел палки, воткнутые в землю. Он подумал: «Ну, что за непорядок? Палки из земли торчат…» Начал их вынимать и обнаружил, что там змеиные норы, и из этих отверстий, где стояли палки, лезут змеи. После этого он воткнул всё как было и уже ничего не менял.

С первого взгляда нам может казаться, что что-то неправильно, но потом выясняется, что дело может быть и в восприятии, и в нас самих. Сейчас уже идет мой третий год обучения в духовной академии, и я понимаю, что несмотря на мое сопротивление, что-то во мне поменялось. Я уже не тот человек, который поступил на подготовительный курс. Порой мне кажется, что препятствия, о которые поначалу спотыкаешься, – к лучшему. Со временем возникает такая синергия. Ты являешься индивидуальной особенностью системы, но ты живёшь в ее распорядке.

– А в духовной академии ставят оценки?

– Обязательно.

– На какие учитесь?

– На разные, как подготовлюсь. Оценка – это показатель дисциплинированности. Она складывается из того, как ты дисциплинировал себя, нашел ли время подготовиться, развить себя, усвоить материал. Конечно, иногда бывает, что ты загружен послушаниями, и у тебя не получается хорошо подготовиться. У меня бывают и взлеты, и падения, и кризис, но в целом, вроде бы, всё хорошо, слава Богу.

– Вы упомянули про послушания. Какие послушания вам дают?

– У каждого семинариста есть какое-то обязательное послушание: быть штатным пономарем, нести иподиаконское послушание (быть помощником владыки ректора) и так далее. Мое послушание – петь в хоре Лавры. Плюс есть временные послушания, какие-то текущие работы. Например, приезжает машина, нужно разгрузить. Или приезжают гости, их нужно принять. И на такие послушания тоже семинаристы назначаются.

– Теперь давайте про «Ладью». Вы с охотой сюда приехали?

– Поскольку я в принципе раньше занимался детскими лагерями, слетами, то, конечно, мне интересно применить свои практические навыки. У меня был небольшой перерыв в подобной деятельности. Пока я учусь в семинарии, мне сложно часто выезжать куда-то на мероприятия. Наверное, на последнем мероприятии я был год назад. Мне, конечно, было интересно посмотреть, как преображенный я буду действовать в новых условиях на новом форуме.

– Вернемся к вашей учебе в духовной академии. Строгие ли у вас преподаватели?

– Как в любом вузе – как повезет. Бывают строгие преподаватели, бывают добрые. Хотя бывает строгий преподаватель, но он добрый. Приходишь к нему на экзамен, отвечаешь, и у тебя нет ощущения, что тебя хотят «завалить». Есть и такие, кто больше всего ценит, когда строго соблюдается дисциплина. Да и предметы все разные. Есть те, на которых приходится очень много заучивать, напрягаться, поскольку по данному предмету это действительно необходимо. Есть предметы более отвлеченные, по ним более мягко спрашивают, хотя там знания тоже важны.

– Какие у вас бытовые условия, какие комнаты – на одного, двоих, троих?

– Мы живем по два-три человека в комнатах. Раньше, пока для студентов первого курса еще не построили новое общежитие, они жили в чертогах. Это такой интересный этап командоформирования. Там в комнатах по 20 человек. Когда я поступил, мы последний год жили в чертогах. Это, конечно, интересно. Правда, мы недолго жили, их закрыли на ремонт. Сейчас там никто не живет. Порой мне кажется, что нам не хватает такого опыта, когда ребята оказываются все вместе. Благодаря этому все друг друга настолько хорошо узнают! Понятно, что есть этап притирания. В таких стесненных обстоятельствах человек вынужден показывать свое настоящее искреннее Я. Когда ты видишь свое никчемное Я, это сподвигает тебя на какие-то изменения, особенно если тебе это открывается через твоих же товарищей. Так или иначе, ты подтягиваешься до уровня людей, с которыми общаешься.

– Хотели бы вы в дальнейшем стать монахом?

– Монах – это человек, который, по сути, для других умер. В идеале для него нет ни социальной деятельности, ни политической, нет семьи. Все его мысли – о Боге. Мне кажется, что я не такой. Я понимаю, что не могу себя целиком и полностью, на сто процентов, посвятить Богу и думать только о Нем. Хотя посмотрим, время покажет. Может быть, в моей жизни случится какой-то переломный момент, и я пойму, что никто меня не любит, кроме Бога. Я скажу: «Господи, не оставь меня, я буду с Тобой». Посмотрим… А так я бы хотел большую семью. Мне с детства хотелось. В семье нас двое у мамы. Мне всегда, когда я оказывался в компании друзей из многодетных семей, нравилась их домашняя суета, как они друг о друге заботятся, как им искренне весело друг с другом. Мне хотелось бы, конечно, чтото подобное привнести в свою жизнь.

– Как относитесь к другим религиям?

– Ко всем людям я отношусь с уважением, даже если вижу, что человек другой веры и понимаю, что он находится в заблуждении. В разговоре с таким человеком (а они случаются достаточно часто) я никогда не стану его ругать или унижать. Это вообще самое неправильное, что может случиться. Даже апостол Павел, когда входил к язычникам, говорил: «Я слышал, что вы люди порядочные. Не хотите ли поговорить о Боге?». Человек искренне верующий обычно ищет истину. Вопрос – нашел он ее или нет? Я верю, что истина в моей идеологии и религии.


Разговор о главном

«Он, можно сказать, прокладывает мысленный фарватер, куда нужно плыть нашей "Ладье", чтобы достичь всех своих целей. Он говорит, что надо делать, а мы уже думаем, как это сделать. Он даже подсказывает, как сделать, а мы уже на месте делаем» – так отзываются организаторы православного молодежного форума «Ладья» об участии в его подготовке протоиерея Сергия Рыбакова – председателя отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии и доцента кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

То, что отец Сергий имеет прямое отношение к организации «Ладьи», вполне закономерно. Тем более, что работать в сфере образования он начал даже раньше, чем стал священником. В свое время он закончил физический факультет Казахского государственного университета, специализировался по кафедре теоретической физики, а кандидатскую диссертацию защитил по теплофизике, занимаясь преподавательской работой.

– Отец Сергий, скажите, пригождается ли вам бывшая профессия в нынешней педагогической, миссионерской и просветительской деятельности?

– Да. Свою профессиональную подготовку я использую в работе: читаю студентам курсы по концепции современного естествознания. Это курс, обязательный для студентов всех гуманитарных дисциплин, в частности, для будущих теологов, которым я преподаю.

Библейское учение о сотворении мира – очень важная тема, особенно сейчас, когда эволюционизм пока еще не сдает своих позиций. Нужно дать совершенно четкие трактовки, показывая место науки и место Священного Писания – главенствующее.

– А непосредственно физикой как наукой продолжаете интересоваться? Можно ли как-то совмещать физику и теологию?

– У меня в основном была базовая подготовка по теоретической физике. Понятно, что как наука физика ушла далеко вперед. Но я отслеживаю новое в этой области для того, чтобы понимать, что происходит и как это можно использовать в качестве решения апологетических задач. Мое образование позволяет мне разобраться в том, что ищут ученые, что они нашли, что из этого может следовать. Я смотрю на это со своей точки зрения, религиозно-философской. Особенно – на то, что происходит в области мировоззренческих проблем в физике, других научных областях. Сфера цифровизации – одна из наиболее актуальных.

– Почему вы считаете ее актуальной?

– Дело в том, что сейчас в этой сфере выходят на первый план проблемы создания и использования искусственного интеллекта. А это вопрос в том числе антропологии, и, в частности, православной антропологии. С кем мы общаемся, когда речь идет об искусственном интеллекте? Или с чем? А вопрос-то этот, на самом деле, очень серьезный. Вопрос о субъектности, которой наделяется искусственный интеллект.

– Когда мы говорим о субъектности человека, тут всё более-менее ясно. Человек – личность, обладающая индивидуальной совокупностью воли, разума и чувств. Зачастую мы и к искусственному интеллекту обращаемся, как к личности.

– Совершенно верно. И антропоморфизация этого субъекта всё равно опирается на то, что в него заложено – кем, с какой целью? Какая субъектность сформирована теми, кто занимался разработкой искусственного интеллекта? А кто или что еще на нее может повлиять? Даже в животных может вселиться некий дух – может быть, бесовский, а может быть, не ангельский, но какой-то благожелательный. То же может произойти и с искусственным интеллектом. Какой дух будет управлять сей архисложной системой?

– Кто должен это увидеть? Как это заметить? Как на это можно повлиять?

– А вот в том-то и дело, что тут нет ясности. Дух демонический может вывести искусственный интеллект из-под контроля человека. Это описывалось во многих фантастических романах, но сегодня становится вполне реальной перспективой. Времена сейчас апокалиптические, я бы даже назвал их эсхатологическими.

В свое время была такая информация, что в штаб-квартире НАТО в Брюсселе расположен мощнейший компьютер, который уже в 1990-е годы всё анализировал, и он имел имя Зверь. Уж не тот ли это Зверь из Откровения Иоанна Богослова, «Апокалипсиса», который во времена, близкие к исчерпанности, завершению истории, вышел из моря – людского пространства – и начинает действовать самостоятельно?

Кстати, есть в Откровении очень интересное описание того, как «из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр.9:3). Не предвестники ли той саранче, жалящей людей, нынешние беспилотные летательные аппараты, низвергающие огненные «стрелы»: бомбы и ракеты? Мы видим, как может сбываться пророчество. Поэтому надо быть очень осторожными, в том числе и с техническими достижениями, которые могут оказать вред человечеству и быть некими предвестниками прихода врага рода человеческого – Антихриста.

– Но ведь Бог попустил все эти технические достижения. Почему, зачем?

– Дело в том, что человеческая природа повреждена. И она продолжает дальше входить в эту зону повреждения. Назад пути нет. Человечество слабеет. Утрата духовных сил влечет за собой утрату сил душевных и физических. Поэтому достижения цивилизации – это не только про строительство Рая на Земле, но и про компенсацию утраченных нами способностей. Искусственный интеллект – это их мощнейшая компенсация. Но во благо ли это попущение Божие?!

– Несмотря на приближение эсхатологических времен и на то, что человечество слабеет, нам по-прежнему необходимо растить и воспитывать новое поколение. Ваши слова и выводы подтверждают, что сегодня это уже нельзя делать, как раньше. А по-другому, по-новому – как? Где найти ответ в нынешней ситуации?

– У всех нас есть такая дверь, в которую нужно войти для улучшения ситуации. Эта дверь называется покаяние. «Покаяние, отверзи ми двери» – с этих слов начинается канон Андрея Критского, читаемого Великим Постом. «Покаяние» переводится на греческий как «метанойя» – μετάνοια. Это значит «переменитесь», перемените ум, мысли. Если мы осознаём свои грехи и каемся, то начинаем меняться. И к родительским обязанностям тоже меняем свое отношение. Детям после этого создается гораздо больше условий для духовного развития, и на них это не может не сказаться. Кстати, сейчас мы можем иметь некую милость со стороны Бога. Подчас в неверующих семьях растут верующие дети, у которых появляется желание пойти в храм.

– Что нужно, чтобы не отвратить ребенка от религии, а наоборот привлечь, заставить задуматься? Как сейчас говорить о православии с детьми?

– Еще в 1990-е годы, когда меня привлекли к преподаванию вероучения в церковно-приходской школе, я взял учебник по Закону Божьему, написанный протоиереем Серафимом Слободским, и решил, что, раз это один из самых популярных учебников с XIX века, то его и буду использовать.

И вот я пересказываю детям текст по Слободскому и вижу, что они меня не понимают. И тогда, будучи сыном учительницы и внуком учительницы, я понял, что надо менять содержание и вообще подходы к детям. С ними надо говорить на немножко другом языке, откликаясь на вопрошание их душ. У ребенка есть некое вопрошание, и он не всегда может и хочет выразить его прямо. Иногда может задать вопрос об одном, а за этим кроется совсем другое. И нужно отвечать не столько на его вопрос, сколько на то вопрошание, которое за ним скрывается. Например, ребенок может спрашивать, как Авраам родил, а на самом деле здесь будет некий глубинный вопрос в том, почему сам он растет без отца. У него неполная семья, вот он и спрашивает: «А кто меня родил?» Тогда нужно рассказать этому ребенку, что формулировка, о которой он спрашивал, условна и вызвана тем, что в патриархальной семье считалось: именно от отца к сыну идет передача по наследству духовных и земных благ. Однако главное здесь – не показать, что ребенок, который растет без отца, в чем-то неполноценный, и объяснить: да, нынешняя ситуация такая, но когда ты вырастешь, ты можешь постараться ее исправить, и обеспечить своих детей достойным наследством, воспитывая их, и будешь спасителем рода своего.

– Здесь, на «Ладье», собираются педагоги из разных школ. Вы с ними об этом говорите?

– Мы о многом говорим, когда возникает потребность. У нас есть достаточно широкий спектр проблем для обсуждения. Я сейчас больше склоняюсь к тому, чтобы детям и педагогам сказать одну простую вещь. Она очень неприятная для некоторых. Они привыкли, задирая нос, думать, что они какие-то особенные. Но когда им говоришь, что все мы – просто звено в цепи поколений и не больше, их это не устраивает. А ведь так оно и есть: мы должны воспринять всё важное и ценное от предыдущих поколений, сохранить и передать, переработав, детям. В этом наша миссия. Больше ни в чём.

– К сожалению, каждое из этих звеньев в нашей многострадальной стране испытывается на прочность.

– Всегда.

– Каждое звено и каждое поколение. Причем постоянно происходит возрастание энтропии, хаотизация. Вам не кажется, что именно сейчас этот процесс сделал заметный, стремительный скачок?

– Да. Именно так.

– У многих это ощущение есть. Кто-то стремится убежать и скрыться, хотя это невозможно. Кто-то судорожно начинает хватать всё, что может пригодиться. Кто-то впадает в растерянность… Эти состояния взрослых людей не могут не отразиться на детях. Можно ли создать систему духовной защиты, чтобы оградить людей, и в первую очередь детей, от того безумия, которое сейчас творится?

– У православных, на самом деле, всегда есть такая защита, такое пребывание уже сейчас в Царствии Небесном. Когда в храме совершается Литургия, там есть замечательный момент, на который не все обращают внимание, поскольку он всем привычен. Когда прочитана последняя молитва, закрывается завеса Царских Врат, священник остается перед алтарем, и в этот момент происходит нечто существенное, что обращено ко всему православному народу. Это слова: «Святая – святым!» Понимаете, в чем дело? А дело в том, что все, кто сейчас подойдут к Причастию, – святые. Мы не ложно восклицаем! Это те, кто достойно приготовился, кто очистился покаянием, кто жаждет прильнуть к Источнику жизни. Это те, кому не в суд или во осуждение будет принятие Святых Христовых Тайн!

– Вы хотите сказать, что та система защиты, которой так хочется, уже существует?

– Да. Это при том, что к Чаше человек подходит исповедавшись, очистившись от грехов. В той мере, в какой он это сделал, подходит – святым. Его святости дается эта Святая. И поэтому надо очень серьезно относиться к Причастию. А кроме того, это значит, что мы уже являемся соединенными с нашими предыдущими поколениями святых. Мы обеспечиваем некую преемственность святости в наших детях. Поэтому исповедание и причащение – это врата в Царствие Небесное. Этим нельзя пренебрегать. А у нас, к сожалению, люди его игнорируют подчас. Приходят раз в месяц. Детей приносят, не причащаясь сами, не получая этот духовный импульс. А ребенок потом начинает тонуть в той греховной среде, в которой живут родители. Это, конечно, великая беда для ребенка. Он не может выполнить заповедь: «Чти отца своего и мать свою». Он и хотел бы, но видит такой огромный разрыв между своими чаяниями и реальностью, что не может.

И тогда начинается колоссальный разлад. Потому что семья должна жить на этом уровне исполнения заповедей. Если она в этом живет, ребенок гораздо спокойнее. Он становится более уравновешенным. Здесь Господь открывает ему возможности, более легким путем ведет в Царствие Небесное.

– Ваши слова наводят на мысль о том, что если заниматься воспитанием детей в духе православия, то педагогу очень важно работать не только с ребенком, но и с его семьей.

– Конечно! И по возможности способствовать тому, чтобы в семье была нормальная обстановка. Ребенок должен находиться в пространстве, в котором даны образы и образцы, в котором определены смыслы. Это и есть идеология. И нечего надеяться заменить эту крепкую основу чем-то другим, и житейским суетным языческим «здравомыслием» – в том числе. Как пишет Серафим Роуз, один из людей святой жизни, и возможно, один из будущих прославленных святых, «в настоящее время лекарство здравого смысла перестает действовать». Здравая мысль – от Бога, по молитвам святых Церкви! Это надо понимать.

– Поясните, пожалуйста, эту мысль.

– Дело в том, что мы всё языческое здравомыслие исчерпали. Это касается, в основном, того, чтобы устроиться наилучшим образом на Земле. Поэтому была идея про строительство рая-коммунизма. До этого была идея строительства рая другими способами. А ведь это как раз и есть язычество.

А потом, в советский период, это здравомыслие вдруг стало исчезать. Появились люди, которые начали искать совсем не здравомыслие. Старшее поколение помнит: «А я еду за туманом, за запахом тайги». Вот так: люди едут за деньгами, а я – за туманом…

Об исчезновении материалистического здравомыслия свидетельствует и то, что люди начинают истово увлекаться фантастикой, читать ее – и Брэдбери, и Стругацких, и Лема. Мы тоже этим увлекались. Потом вдруг появляется книга «Мастер и Маргарита». Она показывает, что не здравомыслие вовсе определяет реальность, а есть такие силы, которые берут и спрашивают буфетчика: «Вы когда умрете?» А он отвечает: «Это никому не известно и никого не касается». И слышит голос: «Ну да, неизвестно, подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате»...

И какое здесь здравомыслие? Здравомыслящий человек вдруг сталкивается с тем субъектом, который всё его здравомыслие растер и выбросил. Вот и всё... Нет, сейчас не время привычного здравомыслия. Здравомыслие нынче – большущий дефицит. Нужно найти источник этого здравомыслия.

– Как вы думаете, можно ли в рамках таких краткосрочных форумов, как «Ладья», обсудить подобные серьезные вопросы и как-то повлиять на ситуацию?

– Не только можно, но и обязательно нужно. Поставить вопросы здесь мы должны. Другое дело, что ответы должен искать каждый сам. И есть условия, при которых эти ответы можно получить, в том числе, и обращаясь к тем духовникам, к которым уже есть доверие, которые своей жизнью, благими делами и службой Богу, показали, что они действительно могут помогать в решении этих вопросов. Они могут отвечать не на вопросы, а на вопрошания души.

– Как вы оцениваете значение «Ладьи» и чего ждете от нее в будущем?

– Как и раньше, значение форума определяется многими факторами. Их все не учтешь. Были очень успешные собрания. Будем надеяться, что и это собрание тоже даст свои плоды. Нам не дано знать, как наше слово отзовется, мы только делаем то, что должны. И будь, что будет.


4
ГОТОВИМСЯ К 100-ЛЕТИЮ СТАРЦА ПАИСИЯ

Продолжаем публикацию писем к старцу Паисию. В октябре в Шостьенской средней школе прошли уроки, на которых ребята могли познакомиться с житием святого Паисия Святогорца. Во всех классах дети с интересом слушали необычную биографию святого, рассказ о его аскетической жизни, чудесах Божиих, произошедших с ним и с людьми, его окружавшими. Маленькие школьники с интересом слушали мудрые, полные глубоко смысла притчи святого Паисия. Результатом этих уроков стали прекрасные трогательные письма, написанные детьми.

Итак, услышь нас, батюшка Паисий!

ПИСЬМО 7

Здравствуйте, дорогой старец Паисий! Пожалуйста, помолитесь за моих родных. И за меня – Ивана.

ПИСЬМО 8

Старец Паисий! Я хочу пожелать здоровья всем, чтобы все не ссорились и не дрались. Пусть всё будет хорошо. (7 класс).

ПИСЬМО 9

Дорогой старец Паисий! Хочу, чтобы все люди стали добрыми и помогали всем. Здоровья и счастья, мирного неба над головой. (Максим, 7 класс).

ПИСЬМО 10

Здравствуй, старец Паисий! Желаю тебе всего самого хорошего, сохрани наши души невредимы и молись о нас, чтобы побыстрей закончилась война.

ПИСЬМО 11

Старец Паисий! Я бы хотела попросить у тебя, чтобы мои родственники всегда были здоровы и не болели. Хочу, чтобы учеба давалась мне легко, и я всё запоминала. Надеюсь, что ты меня услышишь и верю в то, что ты есть. (Ульяна, 7 класс).

ПИСЬМО 12

Паисий Святогорец! Я хочу, чтобы папа и мама не ссорились больше, и чтобы папа вернулся, и учиться хорошо. (7 класс).

ПИСЬМО 13

Старец Паисий! Ваша история жизни очень интересная. Я хочу, чтобы все были здоровы, у всех было благополучие. Можно еще просьбу? Я хочу учиться хорошо, а дальше выучиться на программиста. Заранее спасибо! (Даниил, 8 класс, 14 лет).

ПИСЬМО 14

Дорогой Паисий Святогорец! Помоги, пожалуйста, моим родителям (папе и маме), чтобы они не ссорились, а бабушке, чтобы она не болела. Я очень сильно люблю их и хочу, чтобы у них всё было хорошо. Помоги мне, пожалуйста. (14 лет).

ПИСЬМО 15

Здравствуй, старец Паисий! Мне очень понравился рассказ про тебя. На подвиги, которые совершал ты, осмелится далеко не каждый. У тебя очень твёрдый и одновременно добрый характер. Спасибо тебе за те блага, которые ты сделал этому миру.

ПИСЬМО 16

Благословите, старец Паисий! Вы очень добрый. Я буду Вас слушаться. И я знаю, что вы меня слышите. И я Вас люблю!!! (От Лепилиной Алёны).


5
ЛИТЕРАТУРНОЕ ШОСТЬЕ

Чудесное событие в Вифлееме

Монахиня Иоанна (Сизикова)
Накануне Рождества вспоминается такая история, произошедшая в 2018 году. Заканчивалась наша паломническая поездка в Иерусалим. Позади были незабываемые путешествия в Хеврон, к Маврийскому дубу; купание в реке Иордан, Назарет, Галилея и гора Фавор, ночная служба у Гроба Господня на День Пресвятой Троицы, древние монастыри в пустыне.

Вечером наш постоянный гид, молодая симпатичная Марина, прощаясь с нами, сказала: «Завтра вас ждет автобус у гостиницы в 9 утра, чтобы доставить в аэропорт Бен-Гурион для отлёта в Россию. У вас есть время собраться, позавтракать и сдать ваши гостиничные номера. Впрочем, если очень постараться, вы можете успеть на раннюю литургию в храм Рождества Христова, последний раз причаститься на Святой Земле (наша группа жила на окраине Вифлеема, в гостинице на палестинской территории). Вам придётся туда и обратно на такси».

Я подумала о том, что добираться до храма Рождества Христова от гостиницы, действительно, не просто. Во-первых, далеко. Если идти пешком, даже быстрым шагом, займет не менее часа, и обратно – час. Надо сдать номер, собраться… Рискованно, надо будет торопиться.

Рассуждала в уме обо всём этом, я не могла принять решение – стоит ли мне совершить утренний выход в незнакомый город, пройти неблизкий путь к храму Рождества.

Мною овладели очень противоречивые чувства и так я ничего для себя вечером не решила – пойду утром в храм или не рискну.

Рано утром я услышала, как моя соседка по номеру, быстро собравшись, ушла. «Уехала на такси, с новыми друзьями», – подумала я и стала подниматься. Мною овладело чувство грусти, чего-то неисполненного. Я корила себя за неуверенность, за трусость, за маловерие и тут же успокаивала, что уже побывала в храме Рождества, что все поездки закончились. Ну, что еще? Но что-то не давало мне успокоиться.

В какой-то момент этой мысленной брани мною овладела решимость. «А ну и пусть, что не успею постоять на литургии и причаститься. Дойти до храма я успею и поклониться звезде Вифлеемской и сразу назад. Конечно, придется пройти пешком почти 2 часа – туда и назад, но… ради Богомладенца».

Я повеселела и, быстро собравшись, вышла из гостиницы.

Было раннее утро. Улицы палестинского города Вифлеема были совершенно пусты. Я шла по прямой широкой трассе, в одном направлении, одна, не зная языка, не имея попутчиков, только зная примерно, как идти ко храму. Для смелости и бодрости я распевала рождественские колядки и радовалась. На улице – конец мая, а здесь всегда Рождество!

Пройдя один квартал, вдруг я услышала, что меня кто-то окликнул. Я вздрогнула, услышав на чистом русском языке: «Матушка!» Повертев вокруг головой и даже взглянув на балконы каменных невысоких домов, я никого не увидела и подумала, что померещилось, зашагала дальше.

«Да, матушка, вы слышите?» – опять услышала я и, остановившись, внимательно посмотрела туда, откуда доносился голос.

На противоположной стороне трассы стояла большая машина, из кабины выглядывал улыбающийся водитель и глядя на меня, звал меня на русском языке.Чудесное событие в Вифлееме

Представляете моё изумление!? В Палестине, в незнакомом городе, на пустынной дороге, встреча – русская монахиня и машина с русским водителем, а вокруг никого.

Я подошла в удивлении к машине. «Вы в храм направляетесь? Садитесь, мы вас подвезём, мы туда же.» Не веря такому неожиданному чуду, я запрыгнула в кабину, плюхнулась на мягкое кожаное сидение рядом с водителем и, оглянувшись назад, увидела улыбающихся двух попутчиков – мужчину и женщину. Мы познакомились. Это семейная пара из русских эмигрантов путешествовала по Святой Земле, а сейчас они направлялись из русского посольства в храм Рождества Христова на раннюю литургию.

Они несказанно были рады мне, а я им. Машина домчала нас до места за 5 минут до начала литургии. Прощаясь со мной, они радостно пожали мне руку и дали 20 долларов на такси, на обратную дорогу.

Господи, как маловерны мы! А Ты так легко подаешь нам руку помощи!

После службы я вышла на широкую площадь перед храмом Рождества и направилась к стоянке такси. Яркие желтые веселые машины стояли там в приличном количестве. Неподалеку понуро стоял паломник из нашей группы. «Все проблемы за нас решил Господь! – весело сказала я, подойдя к нему. – Садитесь в такси, у меня целых 20 долларов, подвезу, а то опоздаем в аэропорт». Его лицо расплылось в улыбке: Божье чудо происходило теперь с ним.

Мы благополучно добрались до гостиницы, неспешно сдали номера, успели позавтракать и выехали в аэропорт.

Прощай, Вифлеем! Прощай, колыбель Богомладенца! Прощай, Святая Земля! А, может быть, «До свидания!»

Как знать? Господь с нами. И здесь, на Святой Земле, и в далекой любимой России. Он везде, Наш Любящий Господь!


Монахиня Иоанна (Сизикова)

насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Светлый праздник

Светлый праздник к нам пришел.
С Рождеством! С Рождеством!
Он тепло принес в наш дом.
С Рождеством! С Рождеством!
Белый Ангел за окном.
С Рождеством! С Рождеством!
Звезд алмазных хоровод
Песнь небесную поет.
С Рождеством! С Рождеством!

И вертеп прекрасней роз.
С Рождеством! С Рождеством!
В яслях Маленький Христос.
С Рождеством! С Рождеством!
С нами Бог - ликуй земля!
С Рождеством! С Рождеством!
Не погаснет никогда
Вифлеемская звезда.
С Рождеством! С Рождеством!

Спит Младенец – Царь Небес!
С Рождеством! С Рождеством!
Ночь святая, ночь чудес!
С Рождеством! С Рождеством!
Воспеваем мы Творца.
С Рождеством! С Рождеством!
Славим, славим вновь и вновь
К нам пришедшую Любовь.
С Рождеством! С Рождеством!


Послушница Полина (Табунова)

10 лет в монастыре, ей 25 лет
Рождество. Чудесный вечер.
У икон затеплим свечи.
Просим Дивного Младенца
Чудо вам послать.
Чудо веры, силы. Жизни.
Чудо ЖИТЬ – служить Отчизне.
Жить и верить в милость Божию,
В мужестве стоять.

Он лежит под пеленами.
Видит то, что будет с нами.
Знает, любит, защищает.
И уже за всё прощает.
С вами Он в бою страдает,
С нами ждет и укрепляет.
Он с любым, в ком сердце бьется
И ни с кем не расстается.

Вновь публикуем стихи не только жителей села, но и тех авторов, которые приезжают в Никольский Шостьенский ставропигиальный монастырь и дарят ему плоды своего литературного творчества.

Игумения Феодосия (Дикарева)

настоятельница Касимовского Казанского женского монастыря, гостья альманаха
Рождество

Смиренья красота
Родится на земле,
Где холод, мрак, война,
Где думают о зле.

Где царствует пора
Злых мыслей и острот,
Где искренность – стара,
Где доброта не в счет.

Где, Боже, Ты найдешь
Вертеп средь войн и лжи?
Как в этот мир придешь,
Что весь во зле лежит?

Но Божия любовь
Опять стучится в дверь,
Сквозь войны, боль и кровь,
Сквозь стужу и метель.

И снова Рождеством
Нас чудо посетит,
И Солнце Правды вновь
Над миром заблестит.

Бог с нами на земле
В смиренье и любви,
Он снова средь людей,
Чтоб нас Собой спасти.

Елена Лованова

преподаватель закона Божия, живет и трудится в г. Тума Касимовского района Рязанской области
Праздник Рождества

А праздник Рождества такой чудесный,
Он радостный, уютный, интересный,
Покой несет, надежду и тепло.
И на душе так сказочно, светло.
Мерцает огоньками елка,
И каждая ее иголка
Несет чудесный аромат,
Мигает огоньков наряд.
Подарки все друг другу дарят,
И славят Бога, славят, славят!

Владимир Гусев

Журналист, поэт, писатель, член Союза журналистов России и Союза литераторов России
Ах, какая кругом звенящая,
Завораживающая тишина!
Под ногами хрустит блестящая
Свежевыпавшая белизна.

Россыпь снежная душу тревожит,
Даль светла – всё иди и иди.
Не заметили: год нами прожит,
Что готовит судьба впереди?..

***

С Новым годом, с Рождеством.
С всенародным торжеством!
Средь друзей, в кругу семейном,
В гуще жизненных забот –
Праздник этот непременно
Ровно в полночь к нам придет.