Я не очень его понимала, его язык и духовная школа были для меня закрыты, я с трудом пыталась понять, почему он так строг к нам, ведь мы так нуждаемся в любви и поддержке, мы, раненые миром… Многие пытались «разгадывать» его духовность через непонятные поступки, искали объяснения его словам или пророчествам, при этом многозначительно говорили, что это все очень духовно, а что именно – объяснить не могли. Меня удивляло его кроткое желание помочь другим. Он, известный и как духовник, и как музыкант, вдруг мог скромно и очень смиренно сказать мне: «Попроси Матушку, чтобы она тебе давала три тысячи в месяц для помощи маме. Ведь это же мама, ей нельзя отказывать».Послушная Матушка протягивала мне иногда последние три тысячи, чтобы выполнить благословение духовника, я терзалась мыслью, что беру это недостойно, что мне придется это отрабатывать, но это была его любовь…Разве это можно забыть?
Приезд в Шостье… Я, уже постриженная в мантию монахиня в другом монастыре, испытываю какую-то неуверенность… Ведь здесь нет больше постриженных, а у меня мантия уже 3 года. А он, Батюшка, так хорошо знающий тайны человеческого сердца, ничего не говорит о постриге, но как только появляются первые инокини, он говорит мне: «Не ходи без апостольника», вот так бережет наши неустойчивые сердца. Он знал, что я понесу и знал, когда всему время, даже в мелочах, а мелочи ли это?
Он называл меня философом и писательницей, а я ему не верила, и даже недоумевала, потому что мой опыт в журналистике был скуден, и воспоминания о статьях про передовиков производства в советские времена вызывали больше нежелание писать, что-то приукрашивая. А он с любовью говорил: «Пиши, набивай руку…» Я спрашивала: «Батюшка, ну зачем? Мне трудно. Мне каждое предложение дается с трудом». Он говорил, что надо избавляться от штампов… Мне казалось, что монаху это не нужно, ушла в монастырь и делай, что тебе говорят, огород копай, полы мой и так далее…
А он знал, что будет с каждым, он знал предназначение каждой личности, он не хотел калечить душу, у которой есть таланты, поэтому направлял, чтобы талант не был погублен, чтобы каждая личность могла развиваться в Боге, ведь Бог человеку даровал свободу. Любое неосторожное движение с душой может сильно покалечить и заглушить творческое начало и ослабить дух. Батюшка, как человек творческий, музыкант, это очень хорошо понимал и вовремя направлял человека на определенное послушание. Мы, современные христиане, люди электронного и информационного века, оторванные от корней, не имеем той силы и благородства духа, которые были в наших верующих предках, поэтому, не зная своих страстей, не видя глубокого поражения наших душ, смело беремся подражать великим подвигам святых – строгим постам, долгим молитвам, сухоядениям. Отец Петр видел наши горделивые мечты и понимал, что без смирения и любви к ближним никакие «подвиги» не будут приняты Богом. Поэтому, когда приезжал, он добродушно посмеивался над таким «подвижничеством» и говорил: «Сестры, научитесь заплетать косы себе и другим». Хотя некоторые подвижнические труды благословлял и не препятствовал. И строго постились в первые годы, и бодрствовали, и многое что другое. Мы были молоды, полны сил и горения, не познали немощей и страстей своих, поэтому и эти подвижнические труды вспоминаются с благодарением и доброй улыбкой.
Но, пожалуй, больше всего меня поражало его нежелание казаться добреньким старцем, ведь он был человек с живым участием, мог ошибаться и сам об этом говорил, что тоже было примером смирения и кротости. Он переживал за других, потому что знал, что он в ответе за всех... Это была тайна его души, с которой он ни с кем не делился, только с Богом…
Это была его сила, и это было его одиночество…
Наверное, это самый лучший пример для монаха, когда он не жалуется, а несет свой очень тяжелый крест, скрывая это от других.
Крест, знаемый Богом. Когда мне тяжело и меня не понимают, я вспоминаю Батюшку, которого многие, и я в том числе, не понимали, а он молчал и нес свой крест…
Пришла к Батюшке на исповедь. С чем-то не могла смириться и стала говорить с настойчивостью, упрямством, настаивая на своем. Он внимательно слушал, потом вдруг опустил голову и сказал смиренно: «Прости меня». Это было как гром среди ясного неба. Сразу пропало всякое желание упрямиться и настаивать на своем. Просто заплакала тихо.
У отца Петра был живой и вспыльчивый характер. Но те, кто его знал, говорили, что никто так не заботился о сестрах, как он. Как о собственных детях. Знал, кому надо провести лечение, кому поехать куда на отдых, кому получить образование. Благословлял, помогал и все устраивал.
Батюшка очень переживал за сельскую школу, ходил туда, разговаривал с учителями, помогал выпускникам. Помнится, в один год он собрал выпускников и родителей и стал предлагать свою помощь в устройстве детей на учебу. Благословлял смело поступать в престижные московские вузы. Одна мама поблагодарила его и сказала, что хотела бы, чтобы сын был поближе. Например, в Рязани. Он сказал: «Благословение матери выше архирейского, пусть будет так, как Вы хотите».
Отец Петр помогал материально престарелым родителям монахинь и инокинь, часто помогал оплачивать оставленные в миру квартиры, чтобы монахини не отвлекались от главного – от молитвы и не думали о бытовых проблемах.
Батюшка постоянно призывал к молитве. Приезжая в Шостье, собирая сестер, он говорил: «У вас все условия для молитвы – тишина, покой, храм. Молитесь, молитесь, молитесь».
Об отношении к окружающему живому миру. Как-то отец Петр сказал: «Осторожно снимай паутину, там тоже жизнь!» Про кошечек: «Что кошечка, пусть себе идет по своим делам, а ты по своим иди. Ну, погладила и иди по своим делам».
Вопрос Батюшке: «Батюшка, а Иисусову молитву на Светлой седмице читать можно или нежелательно?»
«Я читаю, а вы как хотите».