Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области (электронная версия)

ГОЛОСА СЕЛА ШОСТЬЕ

№1 (1), май 2023 год
Обложка первого номера альманаха «Голоса села Шостье».
Редакционный совет:

Светлана Николаевна Саплешина, директор МОУ «Шостьенская СОШ».

Монахиня Иоанна (Сизикова), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря.

Нина Юрьевна Иванова, организатор медиапроектов для детей и молодежи.

Наталья Григорьевна Босова, учитель начальных классов МОУ «Шостьенская СОШ».

Литературный редактор, корректор: Нина Юрьевна Иванова.

Дизайнер, верстальщик: Ирина Петровна Мамонтова.

Группа юных корреспондентов:

Виктория Горячева, Анна Грачева, Даниил Сазонов, Анастасия Каблова, Анна Сарамбаева, Мария Барышева, Ксения Карпова, Ульяна Демина, Яков Сазонов, Анастасия Сарамбаева, Дмитрий Бедлинский, Алена Митрохина, Илья Кормильцев, Николай Авраменко, Антонина Батрак, Владимир Зозуля, Матвей Николаев, Иван Бедлинский, Анастасия Степакова, Вера Сазонова.

Содержание:


Николин день в Шостье

Этот художественно-публицистический альманах – плод сотрудничества МОУ «Шостьенская СОШ» и Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря. Школа и монастырь давно помогают друг другу. В частности, школа обучает по общеобразовательной программе воспитанниц пансиона для девочек, который существует при монастыре, а монастырь помогает школе высококвалифицированными кадрами: две монахини, имеющие университетское образование, преподают школьникам историю и иностранный язык. Кроме того, при монастыре работает воскресная школа, которую посещают некоторые учащиеся Шостьенской СОШ. А еще обе организации при необходимости поддерживают друг друга в разных хозяйственно-бытовых нуждах, реализуют совместные культурно-просветительские проекты.

Альманах был создан в рамках подготовки к празднику – «Николиному дню в Шостье», который посвящен двум важным историческим фактам. В 2022 году исполнилось 395 лет с первого упоминания о селе Шостье в писцовых книгах г. Касимова, а в 2023 году исполняется 335 лет с первого упоминания в окладной Касимовской книге о церкви в селе Шостье.

Во время весенних каникул для школьников был организован лагерь дневного пребывания, в рамках которого ребята поучаствовали в серии мастер-классов по авторской программе Н. Ю. Ивановой «Сила слова. Приемы журналистики и сторителлинга для всех» и подготовили материалы для данного альманаха, которые были дополнены стихотворными произведениями жителей села – детей и взрослых.

Юные участники проекта так успешно справились с этой творческой работой, что возникло намерение выпускать альманах регулярно, три раза в год.

1
ШОСТЬЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Материал для этого раздела авторы-школьники под руководством педагога подготовили совместно, используя исторические данные из интернета, рассказы-воспоминания жителей села и собственные наблюдения.

Особенное место

Россия, Рязанская область, Касимовский район, село Шостье. За этим коротким адресом – длинная история одного из поселений Мещерского края. А еще – его живое, деятельное настоящее и связанные с ним надежды на будущее.

Шостье впервые упоминается в 1627 году в списке с Касимовских писцовых книг. Там указано, что бортники (люди, добывающие мед) из него платили оброк Касимовскому хану Арслану. В Шостье на тот момент насчитывалось 10 дворов.

Любопытное предание объясняет происхождение названия села. Первоначально на этом месте поселился выходец из села Ерахтура с пятью сыновьями, который говорил о себе: «Шостя». Отчего и место его поселения стало называться Шостья. По переписной книге 1683 года в Шостье было 20 дворов при численности населения 135 человек.

В 1905 году село стало административным центром Шостьенской волости Касимовского уезда. В нем было 348 дворов при численности населения 2937 человек. В селе имелись волостное правление, школа, земская станция, оптовый винный склад, винная лавка, три мелочных и две с красным товаром лавки, две маслобойки, шерстобитка, кузница, кирпичный завод и трактир.

Сегодня в Шостье не так многолюдно, как раньше. Здесь осталось около 400 жителей. И всё же наше село – центр муниципального образования – Шостьенского сельского поселения, в которое входят восемь населенных пунктов: само село, а также деревни Анатольевка, Кулово, Сиверка, Волчкарь, Гарь, Дронино, поселок Лесной.

В Шостье нет высотных домов, только одноэтажные и двухэтажные. В основном наши дома добротные, деревянные, рубленные. Их называют пятистенками. В деревянных домах жить хорошо: в них легко дышится. А еще у хозяев таких домов есть своя земля, огород. В основном жители сами снабжают себя овощами. Летом и осенью – много яблок, груш, вишен. Есть сады, в которых растет виноград. Он в наших краях за лето успевает поспеть, становится вкусным. Еще есть ранние сорта черешни, которые тоже выращивают наши садоводы. Ну и, конечно, клубника, малина, смородина, крыжовник. А некоторые сельчане пытались сажать арбузы и дыни. Они у нас вырастают небольшого размера, но у хороших хозяев они вызревают.

Душа с. Шостье – Никольский храм. Его история начинается в XVII веке. Первое упоминание о церкви в Шостье встречается в окладной Касимовской книге, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688 г.)». Первоначально церковь была деревянная. Потом село выросло, и в 1785 году вместо старой церкви в Шостье была построена новая деревянная церковь c прежним наименованием. Но в 1876 году она сгорела во время опустошительного пожара, постигшего село. На ее месте построили каменный храм по проекту рязанского губернского инженера Николая Николаевича Вейса. Рассказывают, что когда храм строили, то всем селом собирали куриные яйца, которые замешивали в цемент, чтобы он надежнее скреплял кирпичи.

В советские времена происходили гонения на церковь, многие храмы были разорены. Такая же судьба постигла и наш Никольский храм. Хотя после революции 1917 года он продолжал действовать еще 20 лет. Но в 1922 году для голодающего Поволжья были изъяты церковные ценности, а в 1937 году храм и вовсе был закрыт, разграблен и превращен в зерноток, а позже – в склад химических удобрений. Внутри все разрушилось, и только уже в наше время храм восстановили. Это произошло после того, как в 1999 году он был возвращен Русской Православной Церкви. Благодаря тому, что во времена гонений на церковь верующие пытались спасти иконы и забирали их из закрытого храма в свои дома, некоторые из них сохранились и были переданы назад, в храм.

Сегодня Никольский храм относится к Никольскому Шостьенскому ставропигиальному женскому монастырю. Сам монастырь расположился ближе к окраине села. Он был создан 20 лет назад. 30 мая 2002 года было получено письменное благословение Святейшего Патриарха Алексия II на создание сестричества при Патриаршем подворье храма свт. Николая в п. Шостье. А 24 декабря 2015 года решением Святейшего Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского в Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

Монастырь красив в любое время года. Зимой там чистый, белый снег, а в Рождественские праздники на монастырской территории, сразу после входа, устанавливают Вертеп, который насельницы монастыря сооружают с большой любовью и фантазией. Он бывает сделан из соломы, изо льда, а в этом году все детали вертепа были текстильными, вязаными.

Весной в центре монастыря, рядом со скульптурой святителя Николая, покрываются листвой две молодые плакучие ивы. Одной из них всего пять лет, а другая – чуть постарше. В мае они выглядят особенно красиво!

Летом насельницы монастыря занимаются сельхозработами. Они работают с раннего утра и до вечера. Но и территория монастыря летом убрана и ухожена, на клумбах цветет множество прекрасных цветов.

В монастыре есть большое хозяйство: куры, лошади, коровы, овцы, козы. Всё, что выращивают в монастырском хозяйстве, здесь же перерабатывают: делают молочные продукты, пекут хлеб, коврижки, булочки.

Сестры монастыря делают много хорошего для жителей села. При монастыре есть воскресная школа для детей «Никольская застава», православный молодежный исторический лекторий, воскресная школа для взрослых. А еще там есть пансион, в котором воспитываются девочки от 6 до 18 лет. Девочки получают хорошее образование: они занимаются музыкой, танцами, ездят в Касимов в художественную школу, а летом, в каникулы, обязательно путешествуют.

Живут они в отдельном «детском» корпусе. Перед ним есть так называемая детская клумба, за которой девочки ухаживают сами. Весной на ней расцветает очень много тюльпанов, а потом приходит пора других, более поздних цветов. Кроме них, здесь растет елка, а в 2018 году посадили еще и маленькую сирень. Всеобщая любимица и достопримечательность детского корпуса – кошка Муся. Она живет там уже 10 лет. Можно сказать, старожил.

Девочки из пансиона вместе с другими детьми ходят в Шостьенскую среднюю общеобразовательную школу. Раньше школа была старая, деревянная, но к 1 сентября 2010 года открыли новое школьное здание. Оно рассчитано на 132 ученика. В школе есть медкабинет, спортивный и актовый залы, учебные мастерские, кабинет информатики, библиотека. Все дети учатся в одну смену. И это не только ребята из с. Шостье, но и из ближайших населенных пунктов.

Классы небольшие: в 11-м классе всего один человек, в десятом – трое. Самые многочисленные – 7-й, 8-й и 9-й классы. Там по 16–17 человек. Если спросить у учеников, кто их самый любимый педагог, то ответы будут очень разные: Оксана Анатольевна Шикина и Людмила Ивановна Вытулева – учителя начальных классов; Марина Николаевна Блинова – преподаватель математики; Наталья Евгеньевна Кузьмина и Елена Михайловна Мухлыгина – преподаватели английского языка;

Ирина Владимировна Обедова – преподаватель информатики, Любовь Николаевна Мызина – преподаватель химии и биологии; Елена Александровна Ромазанова и Елена Анатольевна Глотова – преподаватели русского языка и литературы.

В школе работают разные кружки: робототехники, прикладного творчества, музыкальный. Больше всего школа славится хоровым пением. На разных районных и областных конкурсах школьный хор всегда занимает призовые места.

Хотя школа больше сильна своими творческими успехами, но и спорт тоже имеет немалое значение для учеников. Любимая игра мальчишек – волейбол, а еще есть возможность заниматься теннисом и баскетболом.

Нельзя не сказать, что в Шостьенской школе замечательная столовая. Это главное и любимое место школьников. Туда ребята всегда бегут бегом. За это надо поблагодарить повара Елену Анатольевну Инину. Бефстроганов, картошка с подливой, макароны с мясом – всё у нее получается очень вкусно. Даже если не хочешь, всё равно поешь. А еще столовая – самое «разговорное» место в школе. Здесь можно пообщаться на любые интересные темы.

В центре села находятся здания сельской администрации и Дома культуры, а также сквер, в котором установлена стела в честь героев Великой Отечественной войны. В Шостьенском доме культуры есть библиотека и творческие кружки, а рядом – оборудованная детская площадка. Если детям и подросткам не хочется играть на ней, то можно просто по улицам погулять или в лес сходить, или друг к другу в гости. В селе все хорошо друг друга знают: и взрослые, и дети.

В Шостье есть небольшой пруд, но, к сожалению, в нем нельзя купаться: там коровы плавают, утки и гуси. А зимой он замерзает, и на нем можно кататься на коньках и играть в хоккей. В пруду есть рыба, и рыбаки ее ловят. В основном попадаются караси и ротаны. А еще летом там целый хор лягушек: и первый голос, и второй, и третий. К ним присоединяются кузнечики, а по вечерам – соловьи, а иногда еще кукушки и совы. Такие концерты получаются – заслушаешься!

Раньше через село протекала река, которая, по одному из преданий, называлась Шостка. Но потом она пересохла. Сейчас в селе нет мест, в которых летом можно было бы искупаться. А вот родников у нас тут много. Например, один из них называется Тишкин колодец. Там очень хорошая вода, она считается целебной. Школьники вместе с педагогами ходили чистить его, чтобы сохранить родник в первозданном виде. Тишкин колодец – одна из точек, входящих в образовательную тропу «Шостьенские жемчужины».

Вся местность, на которой расположено Шостье, представляет собой почти плоское пространство, кое-где пересеченное лощинами и неглубокими балками. Шостье окружено смешанными лесами. Большая часть лесов – березовые рощи, реже встречаются осинники. Вдоль дороги Чинур – Шостье есть осиновая роща, а еще – дубовые леса с примесью липы, клена, осины с подлеском из лещины, жимолости, крушины. К югу от села встречаются чистые сосновые леса. Заболоченное днище ручья Сиверка покрывают ольшаники.

В наших лесах много грибов, ягод, лекарственных трав. Еще там проживает много обитателей: лисы, кабаны, косули, лоси, зайцы. Иногда встречаются волки. А однажды в окрестности села из Мещерского заповедника забежала медведица. Ее ловили сотрудники охраны природы, еле-еле поймали и отправили назад. Про эту медведицу у нас ходило много страшных слухов и небылиц. Местный егерь тоже говорил, что медведица опасна.

Когда в 2010 году были сильные пожары, некоторые животные мигрировали из заповедника. Поэтому здесь появились рыси. На болотах живет редкая птица – серая цапля, и многие местные жители видели этих птиц. Вообще, птиц у нас очень много. Есть тетерева и глухари, очень красивые черно-белые сороки, но наряднее всех – свиристели и снегири. Они прилетают стайками зимой и едят рябину в наших садах. Некоторые жители села жаловались, что к ним во двор залезал хорек. Это противный зверек: если залезет – может всех кур задушить.

У нас очень оживленный лес, просто замечательный. Но сейчас наш лес под угрозой: его вырубают и вывозят на огромных машинах. Например, на пути к Куземкино вырубили все деревья подчистую, остались одни пеньки. Это очень плохо. Пропадает красота, животные лишаются дома, а люди – кислорода. Мы не хотим, чтобы наш лес вырубали!

На территории Шостьенской школы есть отряд юнармейцев. Ежегодно осенью и весной ребята участвуют в посадке леса. Но он вырастет еще нескоро. Должны пройти годы, чтобы он восстановился.

Очень хотелось бы, чтобы в Шостье со временем появились места, где можно работать и отдыхать. Например, очень нужен пруд, в котором можно купаться жарким летом. Еще хотелось бы пекарню, и чтобы колхозы возрождались, и чтобы была мастерская разных изделий из дерева, ведь лес-то близко.

Пусть бы у нас побыстрее построили вышку сотовой связи и открыли почту. Конечно, на всё это нужны средства. Наверное, чтобы их заработать, тут можно было бы развивать туризм. С одной стороны, это хорошо: будут деньги. А с другой – не будет больше тишины, которую местные жители очень ценят. Наше Шостье – особенное место! Пусть оно всегда сохраняет свое собственное лицо, и пусть это лицо не старится, а только молодеет!

2
ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ
Один из важнейших коммуникативных навыков, который востребован каждым человеком на протяжении всей жизни, заключается в умении грамотно, корректно и своевременно задавать нужные вопросы компетентным в них людям. Именно этот навык ученики Шостьенской СОШ в первую очередь осваивали на мастер-классах по программе «Сила слова. Приемы журналистики и сторителлинга для всех». А потом применяли полученные знания на практике, во время интервью с односельчанами. Собеседниками ребят стали самые разные люди: директор школы, настоятельница монастыря, монахиня, фельдшер, супруга местного священника, пенсионерка – бывший завуч школы, мама многодетного семейства. Часть из этих интервью опубликована в этом выпуске альманаха, а некоторые будут напечатаны позже, в следующем выпуске «Голосов села Шостье».

«Учиться постоянно, на протяжении всей жизни»

Директор Шостьенской СОШ С. Н. Саплешина
Школа – одно из важнейших мест в селе. А самый главный человек в школе – ее директор. Поэтому участники лагеря дневного пребывания Шостьенской СОШ были рады возможности поговорить с директором школы Светланой Николаевной Саплешиной в неформальной обстановке и расспросить ее не только о школьных делах, но и о ней самой.

– Светлана Николаевна, как вы стали директором школы?

– Я думаю, это получилось не случайно. Так же, как неслучайным было то, что я пришла в педагогическую профессию. Родилась и выросла я тут, в Шостье. Когда я была маленькой, у нас не было детского сада. Родители уходили на работу, и мы оставались дома с бабушками. Так вот, у меня тогда такая любимая игра была: я сажала своих кукол в ряд, раздавала им тетрадочки, давала им ручки и вела у них урок. Очень мне нравилось представлять себя учительницей!

А потом, когда я пошла в школу, у меня появился замечательный первый учитель Анна Александровна Орлова. Она во мне как-то разглядела способности к педагогике. Говорила мне: «Света, ты обязательно будешь учителем!» В четвертом классе она позволяла мне дополнительно заниматься с теми ребятами, которые послабее, то есть помогать им подтягиваться по предметам. Я это делала с большой ответственностью. А потом, когда я стала старше, я всё равно часто прибегала к своей первой учительнице, и иногда она мне позволяла проверять тетради своих учеников. Это поддерживало во мне интерес к профессии учителя.

Плюс ко всему – у меня мама педагог. Она много лет отдала Шостьенской школе, преподавала географию и биологию. А еще в то время был огромный пришкольный участок, на котором мы сейчас выращиваем елки и сосны. Раньше на нем выращивали картофель и другие овощи. И там был огромный красивый цветник. Мама вместе с учениками занималась всем этим и меня иногда брала с собой. Вот и я влюбилась в эту профессию, можно сказать, с самого рождения!

После школы я поступила в Касимовское педагогическое училище и окончила его по профессии «воспитатель». После окончания педучилища я работала здесь, в Шостье, заведующей детским садом. Дети, которые ходили ко мне тогда в детский сад, в дошкольную группу, уже выросли, и многие из них сейчас водят ко мне своих детей, и уже не первых. А наверное, скоро и внуков приведут!

Поработав в детском саду, я вышла замуж и переехала в Балушево-Починки. Там я работала сначала заведующей детским садом, потом окончила педагогический институт и перешла работать в школу педагогом начальных классов. Но пришло время, когда в рамках оптимизации некоторые деревенские школы стали закрываться. И из Балушево-Починок мне предложили перейти работать директором сюда, в мою родную школу, но уже в новое здание, которое как раз тогда построили. Это было в 2010 году, и в сентябре исполнится 13 лет, как я здесь на должности руководителя.

– Выходит, вы и воспитатель, и учитель начальных классов, и директор. Сколько же у вас разных профессий?

– Много! Я еще работала педагогом-организатором, учителем русского языка и литературы и даже учителем немецкого языка, который мне пришлось для этого практически заново освоить. А еще я окончила школу корреспондентского обучения «Ешка», так что у меня есть несколько дипломов.

Ну, и сейчас моя учеба не прекратилась, ведь человечество постоянно развивается, появляются новые навыки, которые необходимо освоить. Например, в моей юности не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов, ни другой современной техники. А сейчас без всего этого никуда, поэтому приходится снова и снова учиться.

Я знаю, некоторые школьники думают: «Вот скорей бы окончить школу! Наконец-то я закончу учебу и учиться больше не придется!» Нет, каждому придется учиться, учиться и еще раз учиться на протяжении всей жизни, до самой старости!

– Что главное в работе педагога?

– Главное – это, наверное, любить свою профессию. Идти на работу не для того, чтобы отбыть здесь время, а для того, чтобы заниматься нужным и любимым делом. Когда идешь на свою работу с хорошим настроением, с воодушевлением, окрыленный, тогда всё получается. Тогда сам горишь и зажигаешь других, и всё вокруг тебя светится, цветет и благополучно складывается.

– А кто вдохновлял и «зажигал» вас?

– Я счастливый человек, потому что на моем пути всегда, начиная со школы, встречались замечательные люди. Прежде всего, это прекрасные педагоги. К сожалению, многие из них ныне уже покойные. Это, в частности, преподаватель немецкого языка Мария Николаевна Кондрашова и моя первая учительница, о которой я уже упоминала, Анна Александровна Орлова. Царство им небесное!

А из ныне здравствующих – Анна Васильевна Жукова (сейчас она Гордеева), она была директором школы; еще – мой любимый классный руководитель, а затем тоже директор Александр Андреевич Миняев и его супруга Юлия Федоровна Миняева.

А бывший завуч школы Антонина Николаевна – она, можно сказать, моя вторая мама. Когда я поступила после педучилища в институт, мы учились с ней вместе. Но Антонина Николаевна была постарше меня, и для нас с подругами – четырьмя молодыми студентками – она была как мамочка: и покушать нам приготовит, и пораньше нас на занятия разбудит, и накануне экзамена проследит, чтобы все усердно готовились.

Вообще, у нас в старой школе, когда я сама еще была ученицей, всегда царила какая-то тесная домашняя обстановка. Учителя нас очень любили, и мы их тоже. И вот сейчас в нашем коллективе есть педагоги, которые были выпускниками этой школы. Мы пытаемся сохранить все те традиции, которые нам привили наши учителя: традиции любви, доброты, заботы друг о друге, о ближнем, чтобы всем было комфортно вокруг нас. Мы стараемся эти традиции соблюсти и перенесли их сюда, в новое здание школы.

– Как стать хорошим учителем?

– Для этого обязательно нужно уметь слушать и слышать детей. И общаться с ними так, чтобы в ответ они тебя тоже слушали и слышали. И не ждать мгновенного результата: пусть усилия педагога не сразу отразятся на ребенке, но в какой-то момент это обязательно произойдет.

– Кто из учеников школы вам запомнился?

– У нас среди учеников было немало замечательных ребят, которые уверенно идут по жизни. Например, учился у нас изумительный мальчишка Дмитрий Демин, он окончил школу с золотой медалью, поступил в высшее военное училище в Рязани, окончил его, сейчас трудится по своей профессии на благо нашей Родины. Я помню, что в школе Дима был помощником во всех делах, причем всё успевал: и хорошо учиться, и спортом заниматься, и петь, и во всех конкурсах участвовать. Он дружил и с мальчишками, и с девчонками, умел вокруг себя сплотить команду, и у него всё получалось. Сейчас он женат на своей однокласснице Таисии, и такая хорошая пара у них вышла!

Еще одного замечательного выпускника часто вспоминаю – Сергея Артюхова. Он уже давно закончил школу, потом – военное училище, сейчас живет и работает в Москве.

А вообще-то, как говорится, нет плохих детей, просто некоторым нужно больше помощи, чтобы встать на ноги. К сожалению, не всегда у педагогов хватает времени и сил, чтобы эту помощь оказать. Вот, встречаю я сейчас иногда на улице одного парня, не буду называть его фамилию. Жаль, но не складывается у него судьба. А началось всё в детстве. Когда я только начинала работать директором, он никак не хотел ходить в школу. Мы тогда с учителями вот что придумали: по дороге в школу по очереди за ним домой заходить. Мол, не захочет идти – мы его на санках привезем. И действительно, частенько так и привозили его в школу. Он ее закончил, в армию пошел, но после до сих пор так и не нашел себя.

– Скажите, пожалуйста, о чем вы мечтаете для школы и ее учеников?

– Сравнивая нашу школу с той, что была раньше, я вижу, как нынешним детям повезло. Мы-то учились в той деревянной старушке, где зимой было холодно, и педагоги сами заготавливали дрова, чтобы дети не замерзли. А педагоги были в основном женщины. Они садились в грузовую машину и ехали за дровами, привозили их, а мальчишки пилили и кололи, а девчонки укладывали…

Теперь-то у нас здесь созданы все условия: светло, тепло, уютно, с кухни вкусно пахнет. Есть современное оборудование, открыты точки роста естественнонаучной среды – всё для учеников! Учись на пятерки, старайся, слушай, что говорят педагоги, и всё у тебя получится!

Но, конечно, всегда хочется большего. И я надеюсь, что старое школьное здание, которое стоит рядом с новым, нам еще послужит. При постройке новой школы его сначала хотели снести, но Александр Андреевич Миняев решил, что не надо этого делать. Да и отец Петр сказал, что быть здесь дополнительному образованию. А все слова батюшки обязательно сбываются.

Мы в это верим, и матушка настоятельница уже очень большую работу для этого проделала: и крышу поменяли, и внутри кое-что отремонтировали. Так что, я надеюсь, будут у нас здесь и музыкальные занятия, и художественная студия, и спортивная секция.

А еще мечта у нас – создать в старом школьном здании краеведческий музей, открытое музейное пространство, чтобы и дети, и взрослые, и гости нашего се-ла смогли прийти, присесть за старинный стол у русской печки и попить чаю из самовара. Так что очень надеемся, что здание старой школы получит новую жизнь.

А если про какие-то глобальные мечты говорить, то, конечно, для всех нас хочется, чтобы Господь уберегал нас, чтобы Пресвятая Богородица покрывала нас своим Покровом. Для каждого хочется добра и мира!

«Монастырь – для людей»

Игумения Неонилла (Фролова), игумения Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
В обычной средней школе не часто встретишь человека в монашеском одеянии. А вот в Шостьенской школе это совсем не редкость: территорию школы и монастырские стены разделяют всего несколько шагов, две насельницы монастыря преподают школьникам историю и иностранный язык, а настоятельница обители всегда интересуется тем, как обстоят дела у педагогов и школьников.

– Скажите, пожалуйста, а игуменья – это что, такая профессия? – спросила 9-летняя Настя у игуменьи Неониллы (Фроловой) – настоятельницы Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, когда она пришла в гости к участникам весенней смены школьного лагеря дневного пребывания.

– Игуменья – это не профессия, а призвание, – ответила матушка Неонилла. – Профессию человек выбирает, потом учится, чтобы ее приобрести. А здесь ты не выбираешь: пришел в монастырь, а там уже как Господь поведет. И ты уже просто принимаешь всё, что Он посылает. Человек, который посвятил себя Богу, как железо на наковальне. Из железа кузнец может сделать всё, что угодно. Для этого он его бьет, раскаляет, выкручивает. Вот и здесь так же. Монах говорит: «Господи, я Твой, делай из меня, что хочешь!» И Господь уже ведет его, как считает нужным.

– А какие обязанности у игуменьи в монастыре?

– Игуменья отвечает перед Патриархом за всё, что происходит в монастыре. Она должна быть как мать для сестер и как пример для них. А еще она отвечает за материальное обеспечение обители и за духовное состояние сестер. В женских монастырях не только священник, но и игуменья духовно окормляет сестер, потому что, находясь постоянно вместе с ними, она лучше знает их нужды, скорби и переживания. Поэтому ей это всё ближе, и она быстрее может помочь сестре.

– Как много всего должна делать игуменья! Вы чувствуете, что в ваших трудах Бог вам помогает?

– Да, конечно! Без благодати Божьей это просто неподъемно. Всё это чувствуешь постоянно!

– Случались ли с вами какие-то чудеса, указывающие на то, что Богу угодны ваши труды?

– Да, было такое. Например, у нас был период, когда сразу на нескольких объектах шла стройка. Мы доделывали пекарню и помещение, где производят молочную продукцию, а еще возводили крыльцо в корпусе и что-то ремонтировали в храме. Это всё требует немалых средств, а с ними тогда было очень туго. А строители-то работают, процесс идет… Прохожу я мимо рабочих, а они мне говорят: «Матушка, в субботу зарплата!» Я им: «Да-да», а в кармане у меня ни копейки… Хожу и прошу: «Матерь Божия, пошли мне денежку!» И снова мимо рабочих иду, а они мне опять: «Матушка, в субботу зарплата!» Я киваю: «Да-да-да!» – и к сестрам. Прошу у них: «Сестры, давайте все вместе помолимся». Известно же: где двое или трое, там Господь среди них. Поэтому, когда что-то очень нужно или за кого-то очень просят помолиться, например, болеет кто-то очень сильно, я стараюсь собрать хотя бы несколько человек, чтобы помолиться и попросить вместе. Такая молитва гораздо сильнее, чем молитва одного человека. И вот в тот раз, о котором я рассказываю, молились мы с сестрами вместе. И как раз в субботу, когда мне надо было отдавать зарплату рабочим, неожиданно приехал один человек и дал мне денег. Правда, они предназначались на строительство другого объекта, но в тот момент мне их как раз хватило, чтобы расплатиться с рабочими. А потом уже как-то всё образовалось и на другой объект средства нашлись… Так что вот такое было чудо: деньги появились совершенно неожиданно, именно столько, сколько было нужно, и именно тогда, когда это было особенно необходимо.

– Да, тяжело было, когда монастырь строился! Но ведь и сейчас нелегко… Есть ли у вас какое-то внутреннее ощущение, что всё будет хорошо и что Бог не оставит, а все трудности удастся преодолеть?

– Такое ощущение есть, и оно – как путеводная звезда. То есть, ты всегда, в любой ситуации надеешься, что Господь не оставит. Но без трудностей, конечно, ничего не обходится. Над каждым делом надо трудиться, надо просить Бога, потому что само собой и легко ничего не дается.

– Жители села замечают, что с появлением монастыря многое в Шостье изменилось в лучшую сторону. Как вы видите в дальнейшем развитие связи между монастырем и селом? На что хотели бы обратить особое внимание?

– Наш отец Петр всегда говорил, что монастырь прежде всего для людей. Для того, чтобы помогать людям. Благодаря отцу Петру в Шостьенской школе были открыты десятый-одиннадцатый классы, да и новое школьное здание построено во многом благодаря батюшке. И нам хотелось бы продолжать его традиции. Сейчас местным детям нужно создать условия, чтобы они могли рядом с домом получать дополнительное образование. На селе с этим проблемы: не каждый имеет возможность регулярно ездить в город, чтобы развивать своих детей. Хочется, чтобы они в селе могли получить какую-то стартовую площадку для взрослой жизни. То есть, чтобы они научились и рукодельничать, и петь, и танцевать, и рассуждать, и статьи писать – в общем, получили максимально возможную подготовку к выходу в жизнь. Чтобы у них стержень был внутри, чтобы у них было понимание своей истории и своя точка зрения.

Потом мы еще хотим открыть физиокабинет, чтобы все шостьенцы могли туда обращаться. У нас сейчас есть кабинет стоматологии, но мы хотим ещё физиокабинет, потому что в деревне много физического труда и у многих жителей болят спины, ноги. В город на физиопроцедуры добираться сложно, и на деле выходит, что сельские жители лишены такой возможности. Вот сейчас мы работаем над тем, чтобы такой кабинет появился, чтобы люди могли, никуда не выезжая, подлечить свое здоровье.

Ну и еще мы хотим возродить в Шостье детский сад. Раньше по инициативе монастыря работал православный детский сад, а потом, в период пандемии, этот проект свернули. Сейчас для него нет подходящего помещения, но есть одна задумка: пока вопрос с помещением не решен, хотя бы раз в неделю сделать для дошколят занятия по природоведению. Среди сестер есть специалист-лесовод, которая могла бы предложить детям интересную и полезную программу. Так что хотелось бы начать с таких занятий, а потом, может быть, появится здание, и удастся возродить полноценный детский сад.

«Пусть у каждого будет мир в душе!»

Монахиня Иоанна (Сизикова), насельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Монахиню Иоанну (Сизикову) многие ученики Шостьенской школы помнят с раннего детства, когда она в качестве методиста и воспитателя несла послушание в православном детском саду, работавшем в Шостье по инициативе монастыря. Поэтому участники лагеря дневного пребывания были очень рады расспросить ее о ее жизни и пути к Богу. Вот расшифровка этой беседы:

– Матушка Иоанна, чем вы занимались до того, как пришли в монастырь?

– У меня педагогическое образование. Окончила педагогический институт, но вот в полной мере педагогом в миру не поработала, хотя и пробовала себя в этой профессии: какое-то время была методистом во Дворце молодежи. Но, видимо, Господу было так угодно, чтобы весь свой педагогический талант я вложила в свою деятельность на духовном поприще.

– Расскажите, пожалуйста, про своих родителей.

– Мои родители – простые люди, чья жизнь пришлась в основном на советскую эпоху, так что они, можно сказать, обычные советские граждане. Мама – из рабочих, всю жизнь много трудилась, но не имеет каких-то там регалий. Все мои родственники – коренные уральцы. На Урале похоронены наши предки. У нас была очень большая семья. Предки по маминой линии жили в сельской местности, были трудолюбивыми крестьянами. Бывало, что и воевали, и голодали. Много было среди них ветеранов Великой Отечественной войны. Некоторые погибли в военные годы: кто на фронте, кто – от голода. Почти у всех наших родственников было много детей: от семи до десяти. Папу я потеряла рано. Он умер, когда я была еще маленькая, поэтому о нем я знаю совсем немного.

– Кем вы хотели стать, когда учились в школе?

– Честно говоря, я хотела стать журналистом. Такая у меня была мечта, и она всё-таки исполнилась: в юности я попробовала поработать в газете, мне эта работа понравилась, я уже собиралась поступать учиться на факультет журналистики, но так получилось, что мне пришлось уехать в летнюю командировку, а когда я вернулась, приемные экзамены в университет уже закончились. Единственным вузом, который еще набирал абитуриентов, был педагогический институт. Я пошла туда на филфак и окончила его. Как я тогда думала – потому, что филологическая специальность была близка к моей мечте – журналистике. На самом деле, нет, конечно. Это явно был Божий выбор. Господь знал мои дары, мои таланты, поэтому он меня по этой стезе и направил.

– А в студенческие годы вы уже верили в Бога?

– Нет, мы росли в советскую эпоху, в храм не ходили, просто не имели такой возможности: у нас почти все храмы были закрыты, они стояли недействующие. Но когда мы видели действующие храмы, то из любопытства заходили, смотрели, что там происходит. Ну, конечно, ничего не понимали…

– Как же получилось, что вы оказались в Шостьенском монастыре?

– Монашеский путь у меня долгий, в Шостьенский монастырь я попала уже постриженной монахиней по благословению старца Наума из Троице-Сергиевской лавры. Если честно говорить, я этот путь не выбирала, это меня выбрали, Господь выбрал. А я никогда и не думала становиться монахиней, не стремилась к этому, ничего такого у меня в голове не было. Однако, как говорится, есть промысел Божий. Есть Бог, и когда Он выбирает человека, то ведет его Своими неведомыми путями. Я думаю, абсолютно точно, что именно таким путем я и шла. Господь меня избрал, и всё, что со мной в жизни случалось, было по воле Божией.

– Обладая опытом человека, который прошел путь от простого любопытства к церковным обрядам до монашеской жизни, поделитесь, пожалуйста, секретом: как обрести веру?

– Ответить на этот вопрос и просто, и сложно. Душа человека – она христианка. Она стремится найти высший смысл бытия. Если человек мыслящий, интересующийся не только тем, как ему поесть, поспать да погулять, он всегда ищет смысл жизни, свое место в ней. Это нормально для каждого из нас и очень похоже на те духовные изыскания, которые испытывали и описывали великие писатели и поэты, композиторы и художники. В результате этих поисков человек должен найти свое предназначение. Говорят, что Бог является тому, кто ищет. Вот и я всё искала и искала. Всю жизнь считала, что в той модели мира, которую нам предлагает светская идеология, что-то не так, что есть какой-то высший смысл, какое-то прекрасное предназначение, и оно должно мне открыться. Я не могла успокоиться ни в юности, ни повзрослев, уже после того, как стала мамой. Господь, видя это мое желание, стал мне открываться через нелегкий путь скорбей, несчастий, страданий, предательства. Не хочу рассказывать об этом подробнее, но могу сказать, что благодаря этому я стала потихоньку двигаться к воцерковлению. Сначала просто заходила в храмы, молилась по-своему, адресуя Богу свой личный крик души. А потом уж конкретно вошла в Церковь.

– Матушка Иоанна, а в чем суть монашеской жизни?

– Суть монашеской жизни в том, чтобы выполнить волю Христа. Вот Христос избрал монахов, как своих учеников-апостолов, и поставил их на Свое служение. Это Его армия. Он в этой армии главнокомандующий. А монах сознательно пошел в земную армию Христа, он в ней военнообязанный, его предназначение – выполнять волю Божию.

– А вы ведь на какое-то время уезжали из Шостьенского монастыря? Скучали тогда по здешним местам?

– Да, я жила в другом монастыре, преподавала в православной гимназии историю Церкви и другие предметы. А по жизни в Шостье скучала, вспоминала его с нежностью, как порой люди вспоминают свою первую любовь. Ведь здесь мы вместе с сестрами участвовали в становлении монастыря, когда были совсем молодыми. Говорят же: близкие люди – это те, с кем у тебя есть общая история. Это история взаимоотношений, дружбы, прожитых вместе лет. Она всегда с тобой, внутри тебя, и никогда никуда не девается. Она и есть твоя жизнь, твое внутреннее наполнение… Поэтому, конечно, как же я могла по Шостью не скучать, если здесь столько всего важного было прожито и пережито?..

– А что бы вы пожелали нашему селу и его жителям?

– Я бы только самого главного пожелала: духовного расцвета и мира в душе у каждого человека. Это просто необходимо. Так говорит один мудрый человек, старец Кирилл, когда его духовные чада жалуются ему на то, что их труды тяжелы и безрезультатны, не складывается у них ничего. Он их спрашивает: «А с каким настроением ты делаешь свою работу? Если всё время раздражаешься, сердишься на кого-то, гневаешься, то потому Господь и не дает тебе исполнения твоих трудов». И люди, которые послушались его и стали трудиться с мирным расположением духа, вдруг увидели, что у них стало всё получаться, работа пошла. Мирное состояние духа – вот самое главное для человека. Это то, что объединяет всех людей, умиротворяет атмосферу везде, будь то семья, школа, монастырь или целое село. Когда у каждого мир в душе, то и общее настроение совершенно другое. Вот этого я всем нам и желаю: чтобы в нашем Шостье царили мир, любовь и хорошее отношение друг к другу.

«Внуки рядом да дочка – вот и счастье!»

Фельдшер Елена Анатольевна Пушкарева
Как правило, все жители села друг друга знают. Но есть один человек, который знает о каждом односельчанине больше, чем другие. Это фельдшер Шостьенского фельдшерско-акушерского пункта Елена Анатольевна Пушкарева. Она заботится о здоровье всех шостьенцев – и взрослых, и детей. Нередко Елена Анатольевна бывает и в школе, но на этот раз школьники сами пришли к ней на рабочее место, чтобы взять интервью.

– Елена Анатольевна, как вы пришли в профессию и начали работать?

– Мой путь в профессию начался, когда я окончила восьмой класс. Раньше же основное общее образование получали после восьмилетки. Ну и встал вопрос: идти ли мне в 9-й класс, чтобы получить среднее образование, или в какое-то училище. Девятого-десятого классов в нашей школе не было, а ездить в какую-то другую школу мне не хотелось. Я вообще не очень себе представляла, чего хочу. А вот подружка у меня была, так она четко определила себе цель: пойти в торговое училище, стать товароведом, заниматься торговлей. А у меня никакой определенности не было, никак я не могла самостоятельно принять решение. Молоденькая – куда меня повернешь, туда и пойду. Вот и говорю я подружке: «И я с тобой в торговое!»

Для поступления надо было собрать документы. Поскольку родом я из Шостья и жила здесь, то за документами надо было идти в местный сельсовет. А у меня там тетка была секретарем. И с ней вместе еще одна женщина работала. Вот я прихожу взять документы для поступления, а они меня спрашивают, куда я поступать решила. А я и отвечаю, что собралась в торговое. А тетка моя до того, как стать секретарем, в магазине работала. И вот она мне говорит: «Ты что, какой из тебя продавец? Подумай: продавцом-то ты всегда сможешь пойти работать, да только тебе это не надо. Иди лучше в медицину, будешь медиком. Это такая профессия нужная!»

Ну, в общем, не знаю, чего у меня в мозгах в то время происходило, но я поменяла свое решение. Однако разлучаться с подружкой мне не хотелось. Раз она надумала ехать в Рязань учиться, то и я тоже в рязанское медучилище решила поступать. Ну, собрались, поехали. Автомобилей личных в наших семьях не было, добирались на поезде, приехали поздно вечером, переночевали у дальних родственников.

С утра встали, пошли искать медучилище, а оно где-то далеко, в неприглядном районе, здание всё окружено какими-то кустами разросшимися. Я пришла туда посмотреть, и у меня опять в мозгах переклинило: нет, не хочу я здесь быть, поеду

домой, в Шостье! Вернулась домой, а потом поступила в медучилище в Касимове. В школе я отличница была, поэтому в училище без экзаменов меня приняли, только по заявлению.

На последнем курсе медучилища я вышла замуж. Муж у меня был из соседней деревни, и мне, конечно, нужно было где-то здесь работу искать. А она сама меня нашла. В Шостьенском фельдшерско-акушерском пункте работала одна сотрудница, уже пенсионерка глубокая. А сам пункт был на балансе сельского совета. И вот когда я уже заканчивала учиться, экзамены сдавала, председатель сельсовета мне говорит: «Пойдешь к нам работать?» Я и пошла, куда ж деваться? Вот и всё, с тех пор тут работаю фельдшером, уже 36 лет. Профессию свою люблю с самого начала и до сих пор.

– Получается, вы первый человек, к которому идут жители села, если что-то случается со здоровьем?

– Да, люди идут и днем, и ночью, и в грязь, и в мороз, и в жару. Если что-то серьезное, например, тяжелая травма, отправляем на «скорой» в город, а так – сами справляемся.

– Сейчас-то, понятно, у вас уже опыт большой, большая практика. А поначалу-то как же справлялись? Приходилось поволноваться?

– Ох, до сих пор помню: пришла я на работу в апреле месяце, и рожает одна женщина двойняшек, а они недоношенные. И вот мне нужно было ходить на патронаж. Приду к ним: один – кило семьсот, другой – кило восемьсот. На искусственном вскармливании, крошечные такие, хрупкие, не знаешь, как притронуться. Мне их осмотреть надо, матери советы дать. А я сама только со школьной скамьи, мне страшно, тревожно… Но справилась как-то! Выросли двойняшки, мальчик и девочка, до сих пор живы-здоровы.

Потом, 91-м году, в июне, просыпаюсь я как-то дома ранним утром от стука в дверь. Выхожу, стоит муж одной беременной женщины, которая должна была скоро рожать. И он говорит: «А мы родили!» У меня руки-ноги затряслись: «Как родили? Когда?». Приходим к ним в дом. Роженица лежит, ребенок с ней рядом. Оказалось – быстрые роды. Ну, перерезали мы пуповину, обработали, «скорую» вызвали. Слава Богу, обошлось без патологий. Настоящий богатырь вырос!

– На какие болезни чаще всего жалуются жители села? И вообще, в целом, как тут у людей со здоровьем?

– Сейчас повсюду, и здесь у нас тоже, полностью здоровых людей практически нет. У детей уже в роддоме разные проблемы со здоровьем выявляют. Уж не знаю, в чем причина. Экологию, как в городе, у нас не обвинишь: тут прекрасная экология. Наверное, питание сейчас такое, ну и, может быть, неправильный образ жизни, потому и со здоровьем у людей проблемы. Чаще всего люди жалуются на повышенное давление. Но это в основном – кто постарше. А у молодых да у детишек – простуды, ОРВИ.

– Вот вы много людских болезней, страданий видите. Как это на вас самой сказывается? Верите ли вы в Бога?

– Ну, к вере я пришла не сразу. Происходило это постепенно, когда приходилось справляться с разными жизненными обстоятельствами. Это сейчас в селе монастырь, храм, а в наше время только от старых бабушек про Бога можно было услышать. Вот, сестра моего дедушки была верующей. Она меня маленькую по большим праздникам брала с собой в храм в Борки. Ездили мы туда на поезде. Помню, на Пасху – приедем вечером, и всю ночь служба. Только утром мы возвращались домой.

– А как сейчас складывается ваш обычный рабочий день?

– Просыпаюсь я обычно в половине шестого, берусь за домашнее хозяйство. У меня корова, овечка, курочки и козочка, всех надо с утра накормить. Конечно, мне с хозяйством и дочь помогает, и братья, которые живут неподалеку. Двое братьев у меня. В общем, всех накормила, сама позавтракала – и на работу. Медпункт открывается в 8 утра. До трех часов – работа. Особенно трудно было во время пандемии: очень многие переболели, некоторые – тяжело. Я и сама болела – в общем, нелегкое это было испытание, но как-то пережили…

После работы, в четвертом часу, возвращаюсь домой. Раньше я сразу за домашние дела бралась, не отдыхала. А сейчас мне обязательно надо отдохнуть часок. Потом – снова хлопоты-заботы. Особых увлечений у меня нет, люблю всё понемножку, но на всё не хватает времени. Пожалуй, больше другого огород свой люблю и цветы-многолетники.

– А вот лично для вас что такое счастье?

– Ну что же, счастье! Внуки рядом да дочка рядом – вот и счастье. Ну, и сама чтоб здорова была. Так вот. Главные вещи в жизни – это здоровье, благополучие вокруг и искреннее общение с окружающими.

III
ЛИТЕРАТУРНОЕ ШОСТЬЕ
В Шостье много талантливых людей. Здесь можно найти и образцовых садоводов, и портних, и вышивальщиц, и мастеров по дереву, и музыкантов. Есть и такие, кто посвящает свое свободное время литературному творчеству, пишет стихи и прозу. В этом разделе опубликованы некоторые произведения шостьенцев.

Анастасия Подлипская

Выпускница МОУ «Шостьенская СОШ», студентка нефтегазового колледжа.
Стихотворение, вошедшее в сборник, написано Анастасией, когда она была третьеклассницей.
Осенний лист

Желтый листочек
Упал с тополька.
Стал листопад,
Как цветная река.
Красными, желтыми стали сады,
И в новый класс
Отправляемся мы.

Александра Колчанова

14 лет, воспитанница пансиона при монастыре в Шостье, ученица 7-го класса Шостьенской СОШ.
Рождение Спасителя

В яслях, в соломе ветхой,
Не в золотой парче
Лежал Младенец Светлый
С кудрями на челе.

Он спал, и сон блаженный
Его хранила Мать.
Утихли в поле ветры,
Чтоб счастью не мешать.

Припали на колени,
Преподнесли дары,
Придя в ту ночь смиренно
Богатые волхвы.

И пастухи, забывши
Про луг свой и овец,
У входа вдруг застывши,
Сказали наконец:

«Родился наш Спаситель
Всевышний, Царь Царей!»
Взглянул на них Младенец:
«Не стойте у дверей…»
Крестный ход

Жаркий воздух,
Свет небес,
Озеро и храм.
А за ним зеленый лес
Шлет прохладу нам.
Дивный, светлый
Крестный ход,
Звон колоколов.
В вечность наша жизнь идет
Да под сень крестов.
Все поют и славят Бога,
Чудного Творца,
И идет, идет дорога
В вечность без конца…

Забытый храм

Наполнен воздух тишиной,
Взметнулся голубь к небесам,
И между небом и землей
Стоит забытый старый храм.

Давно тут службы не идут
И не горит огонь свечей,
Как после зимней стужи, тут
Не распахнуть уже дверей.

Не пахнет больше фимиам,
Икон и фресок уж не стало,
Но светится забытый храм –
Лишь Бога тут не будет мало.
* * *

Открылось в комнате окно,
Где было жарко – там прохладно.
За шторой длинною темно,
Палит огонь в печи нещадно.

Я вспоминаю о тех днях,
Когда, свободою гонима,
Бегу я в лес на всех парах,
Где буду солнцем я любима.

Упав на мягкую траву,
Чудесный лес объяв глазами,
Я мыслью в прошлое уйду,
За поле с винными лозами.

Свободы дух парит над лесом
И оглашает тишину
Мой милый соловей чудесный,
Взлетевший в неба вышину.

И свет прольется по низинам,
Согреет травы и ветлу.
Пойду я собирать малину,
А может и грибы найду.

Родной простор деревни милой
Остался где-то там вдали.
Лежу одна в большой гостиной,
Строчу вам были-небыли.

Жила-была лисичка

Жила-была лисичка.
Нашла лисичка спички.
Ей очень захотелось
Костер в лесу разжечь.

Взяла она дровишек,
Сложила их повыше.
И, чиркнув ловко спичкой,
Огонь смогла извлечь.

Но вдруг из ниоткуда
Непрошенный Иуда –
Злой ветер, налетел
И, пламя раздувая,
Злорадно поступая,
Торжественно запел:

«Гори, гори, кострище!
Пылай! Пылай, огнище!
Дым, поднимайся выше,
До самых до небес!

Бегите прочь, лисята,
Спасайтесь все зверята!
Огонь раздую быстро –
В меня вселился бес!»

Лисичка испугалась
И громко закричала:
«Спасите, помогите!»,
Сзывая всех зверей.
И быстро кличь по лесу,
Как ветер, разлетелся.
Сбежались лесожители
Костер тушить скорей.

Всё! Пламя потушили,
Водой его залили.
А если б опоздали,
Пожар случился бы.

Проказница лисичка,
Не трогай больше спички!
ЗАПОМНИТЕ, РЕБЯТА,
ОГОНЬ НЕ ДЛЯ ИГРЫ!
Кот и булавка

Кот пушистый лег на лавку
И лежит, урчит,
Но, взглянув вдруг на булавку,
Что на мне блестит,
Подскочил он, потянулся,
Хвост поднял трубой.
Для чего же он проснулся?
Поиграть со мной?

Увидав на мне булавку,
Что блестит на солнце,
Кот покинул свою лавку
И залез в оконце.
И с него, не оглянувшись,
Прыгнул он в траву,
Даже толком не прогнувшись,
Повезло ему!

Ведь попал мой кот «храбрейший»,
Но огромный трус.
На гигантский и толстейший
Бархатный… арбуз!

Так закончилось с котом
Это приключение!
И побитому ему
Выпало лечение.

Подлечился он на лавке,
Снова так окреп,
Но теперь любой булавке
Грозно смотрит в след.
Конь

Конь ретивый, быстрый конь
Носится, играет.
Смотрит на мою ладонь,
Сахар ожидает.

Машет гордой головой,
Гривой заплетенной.
«Погуляй, мой друг, со мной
По траве зеленой!»

Но взмахнув своим хвостом,
Полетел конь ветром.
Может, он придет потом
Вместе с новым летом.

Блудный сын

Вновь возвращаясь блудным сыном,
Слезами истекаю я,
А сзади ангел с белым нимбом
Идет и плачет за меня…

Не бросил Бог свое творенье,
И с рук Небесного Творца
Снисходит вновь к нам озаренье,
Как всем дойти нам до конца.

Анастасия Полякова

Выпускница СОШ, получила высшее образование в Москве, стала профессиональным музыкантом.
Незабудка

Незабудка, ты прости, что молчу порою.
Хочешь, тайну я свою для тебя открою?
Ты считаешь, будто я сильно изменилась,
Что я прежняя ушла, словно испарилась?
Может, так, но ты всегда грела мое сердце,
Только ты смогла открыть в мою душу дверцу.
Поверяла я тебе все свои печали:
Что случилось, что томит, что меня смущает…
Вот прошел уж целый год. Снова ты, как прежде,
Думаешь, что о тебе вспоминаю реже?
Нет, мне просто тяжело, что – то меня гложет,
Что – то навалилось вдруг, это не прогонишь!
Незабудка ты моя! Ты всегда со мною
В мыслях, в сердце я никак не найду покоя!
Что же сделать, чтобы всё так, как раньше было?
Я не знаю ничего… Вдруг душа застыла.



Осенние листья

Иду по парку, весело шагается!
Оставила я в прошлом вихрь тревог.
И почему никто не удивляется
Простому чуду подле наших ног?

Осенний листопад в аллее узенькой
И золотые листья на траве.
Среди убранства скучного и тусклого,
Как украшенье – листья на земле.

Иду по парку, людям улыбаюсь я,
Рассматриваю листья, что валяются.
Никто, кроме меня, не удивляется?
И красотою их не восторгается?

Осенний лист, ты словно слиток золота.
Одновременно кажешься простым…
Чем заслужил? И что ты сделал доброго?
За что это ты стал вдруг золотым?

Иду по парку, грустно мне и весело,
Любуюсь листьями, и чудно на душе!
Нет на земле, нет ничего прекраснее,
Чем золотые листья на траве.

Не плачь, листок, что ты у ног валяешься,
Сгниешь и превратишься в землю ты.
Но золотым в моей душе останешься,
Как мимолетный отблеск красоты.
Мой дневник

Тебя, дневник, сжигаю я.
Ты верен был мне целый год.
Прощай, прощай же навсегда,
Тебя никто уж не прочтет.

Прощай, дневник, гори дотла,
Предателя не жалко мне…
Но все ж прощаю я тебя,
Смотря, как тлеешь ты в огне.

Ты много тайн моих хранил,
Ты был один мне друг в ночи,
Мир сказочный в себе таил
И сердца моего ключи.

Обрывки фраз в клочках бумаг
Сжигает яростный огонь,
Но мне не жалко, что всё так,
Мне жалко лишь мою ладонь:

Писала все, устав за день,
А ты другим всё рассказал.
Осталась лишь скупая тень
Всего, что ты когда-то знал.



Княжна Анастасия

Прошу тебя, княжна Анастасия,
Прошу меня простить за все грехи!
Прошу простить и все грехи России,
Которые придется нам нести.

Ты мне была ровесницей когда-то
(В тот год была гражданская война).
«17» – роковою стало датой:
Без вас осталась Родина-страна.

Какое благородство у вас было!
Какая христианская любовь!
Россия вас нисколько не забыла,
Народ взывает к вам теперь уж вновь.

Прошу твоих молитв, княжна, я очень,
Прошу: наставь меня и поддержи!
К твоей иконе возвожу я очи,
Мою молитву слабую прими.

А сколько раз меня ты выручала!
Помолишься – и сразу всё светлей…
Надеюсь, что меня ты понимала,
Ведь помощь подавала всех быстрей…

Сергей Николаев

Родился в 1968 году в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. Живет с семьей в Шостье, трудится в монастыре трактористом.
Будь, село, навек благословенно

Благодатны сельские рассветы
В тишине, над зеленью лесов.
Для меня дороже всех на свете
Сельский край, дарующий мне кров.

Хоровод березок белоствольных
Растревожит душеньку до слез.
Здесь живется мне, друзья, привольно
В светлом крае бесконечных грез.

Разольется звоном колокольным
Плач души о родине моей.
И молитва сестер сердобольных
Отзовется в крике журавлей.

Сельский край мой, нет тебя милее
Для людей, чьи помыслы просты.
Я о том нисколько не жалею,
Что живу вдали от суеты.

Долети молитвою душевной,
Песнь моя, до храмовых крестов.
Будь село навек благословенно
Воссияй во злате куполов.
Зажгу свечу

Зажгу свечу пред образами,
Молюсь Безгрешному, Ему,
Что до скончанья века с нами,
Податель и Судья всему.

К Христу, Принявшему распятье
За наши смертные грехи,
С молитвой прихожу опять я,
И боль на сердце от тоски.

За Русь Святую, за Отчизну,
За русский люд и за родных.
По нам уже справляют тризну,
А мы живее всех живых…

Как феникс восстаем из пепла
И набираем снова мощь,
А враг опять готовит пекло.
Нам в силах только Бог помочь.

Не мы здесь судьи – Ты, Всевышний,
Доколь терпеть осталось нам?
Иль быть России моей нищей
На радость злобным всем врагам?

Всё мало им, хотят, наверно,
Прибрать весь мир к своим рукам,
Но Бог Наш не оставит верных,
Воздаст Великий по делам…

Память


Тополь старый с раскидистой кроной,
Что сажали когда-то с отцом,
И цветы перед окнами дома –
Мне пейзаж тот до боли знаком.

Даже время не лечит мне рану,
Тяжело до сих пор вспоминать,
И всё кажется, встав утром рано,
Ждешь меня ты, родимая мать.
И как снова всплакнешь ты при встрече,
И скажу я: «Зачем же так, мать?»
Ты опять ничего не ответишь,
Слезы спешно начнешь вытирать.

Всё прошло, ты ушла так нежданно.
Мы тебя не сумели сберечь,
Не хранили тот свет, Богом данный,
На погосте теперь место встреч…

Будет сон мне видением странным:
Снова ты молода и с отцом.
И пойму: в этом мире я странник,
Ждет нас, видимо, встреча в ином.
Говорят люди мне: время лечит,
Но того не могу я понять,
И от слов их нисколько не легче.
Боль утраты ничем не унять.

Лишь надежда, что всё повторится,
Когда Божья сойдет благодать.
Ведь не зря ты счастливой мне снишься,
Знаю, будем мы вместе опять.

А пока остается лишь память
О делах твоих и доброте.
Моя добрая, милая мама,
Ты прости своих глупых детей.
Март

Март, весна и солнце светит.
Дружной стайкой воробьи
Мне чирикают в привете,
Дорогие вы мои…

Рад и я весне-красаве,
Рад подснежникам, грачам.
Веселюсь я вместе с вами
И пишу по всем ночам.

Всё о родине, о доме,
О березках, о тебе,
О друзьях своих, знакомых,
О разлучнице судьбе.
Я хочу сказать о многом,
Но боюсь я закричать.
Сердце чуткое с тревогой
Просит малость подождать.

Слишком много было горя
За прошедший этот год
Боль моя разлилась морем,
Оборвав души полет.

Потому боюсь тревожить
Счастья робкого весну.
Я хочу его умножить,
С вами я, когда усну…
Пел мне ветер печальным напевом

Пел мне ветер печальным напевом
О растраченных годах моих…
Луч осенний скользнув неумело,
Лето чертит законченный штрих.

Лес окрасил искусный художник,
Ярких красок он не пожалел.
Поливает заботливый дождик
То, что летом полить не успел.

А в заброшенных русских деревнях
Полегла на покосах трава.
И Оки берегов этих древних
Описать не найдутся слова.

Родной земле

Я люблю тебя, родная,
Благодатная земля,
И милее я не знаю
Мест, чем Родина моя.

Ранним утром, на рассвете,
Белоствольный шум берез,
А роса при солнца свете
На траве как капли слез.

Пенье птиц приятно слуху,
Эхо вторит им в ответ,
Здесь природа русским духом
Льет мне в душу добрый свет.

Бьет в кустах лесной малины
Из земли родник ключом.
И высоких елей гривы
Гладит солнышко лучом.
Лес опавшею листвою
Позасыпал дно ручья.
Я любви к тебе не скрою.
Кто сказал, что ты ничья?

Ты моя земля родная,
И родством я тем горжусь.
В мире ты одна такая –
Древняя, Святая Русь…

Багряным светом лес окрашен,
Заря над древнею Окой.
И нет тебя милей и краше,
Касимов, город мой родной.

Твои леса, луга и речки,
Березок белый хоровод,
Твой добродушный, человечный,
Простой и искренний народ.

Люблю я всей душой поэта
С наивным взглядом на судьбу
Не осуждай меня за это,
Прости бродяге голытьбу.
Прости, с тобой живу в разлуке,
Приокский мой родимый край.
Я расстаюсь с тобою в муке,
А возвращаюсь словно в рай.

И чувства странника-бродяги
Всё неподкупней и добрей.
Приду, в траву твою прилягу,
Теплом земли меня согрей.

Я утону в твоих объятьях,
Родная матушка-земля.
И ароматом трав приятным
Ты вдоволь напоишь меня.

Очнусь с хмельною головою,
Пойду по заливным лугам
К посту Добрыни над Окою,
К ее красивым берегам.

И станут петь в траве цикады,
Взовьется жаворонок ввысь.
Здесь мыслям нет моим преграды,
Пора, душа, домой вернись…

Послушница Полина Табунова

Послушница Полина почти 10 лет в монастыре, ей всего 25 лет.
* * *

Ах, заря ты моя, зорька!
Утро ясное зимы.
Вихря нет, пороша только
Розовеет после тьмы.

Лес и тихий, и могучий
Притаился в тишине,
И старик-мороз трескучий
Уж крадется в стороне.

И блестят, летя, снежинки,
Сохраняя мир, покой…
А заря по небу алой
Разливается рекой.
Гимн весне

Солнце нежно разбудило
Реки, сосны и долины.
Ветерок дыханьем теплым
Землю сонную согрел.
Колокольный звон взлетает
С белой стаей голубиной,
Вдалеке над горизонтом
Перелетный хор запел.

Напились водою талой
Белоствольные березки,
И зеленые ладошки
Нежно луч поцеловал,
Полноводные речушки,
Ручейки с журчаньем чистым
Музыка весенней жизни,
Русской дивной красоты.
Радуйся, и будь любима
Моя добрая Отчизна,
Родиной своей святою
Счастливы и я, и ты.
* * *

Рождество. Чудесный вечер.
У икон затеплим свечи.
Просим Дивного Младенца
Чудо вам послать.
Чудо веры, силы, жизни.
Чудо ЖИТЬ – служить Отчизне.
Жить и верить в милость Божию,
В мужестве стоять.

Он лежит под пеленами.
Видит то, что будет с нами
Знает, любит, защищает,
И уже за всё прощает.
С вами Он в бою страдает,
С нами ждет и укрепляет,
Он с любым, в ком сердце бьется
И ни с кем не расстается.

Монахиня Иоанна (Сизикова)

Монахиня Иоанна – одна из первых насельниц Шостьенского монастыря, принимавшая участие в его обустройстве
Песня монаха последних времен

Научи меня, Господи, в нежной любви
Говорить всем прекрасное слово «прости».
Научи меня, Боже, послушав тебя,
Виноватым считать одного лишь себя.

Научи меня, Господи, все претерпеть,
Дай поддержку и помощь Невидимых Сил.
Научи меня, Боже, любовью гореть
К тем, кто зол и жесток, и Тебя поносил.
Научи меня, Господи, Крест свой нести
Без сомненья, без страха, унынья и слез.
Дай мне вечную, смертную память твою
Чтобы все в благодарности я перенес.

Я Твой Ангел, избранник, скиталец земной.
Умоляю на милость, Спасителю Мой,
Я из тех, кто последний, такой немощной,
Помоги, Мой Господь, будь со мной, будь со мной!

Шостье Рязанской обл., монастырь, 31 января 2008 года
* * *

Нет причины тосковать и плакать,
Нет причины с грустью толковать.
На дворе повсюду та же слякоть,
На душе – Христова благодать.

Все богатства мира презирая,
Ухожу во внутренний чертог,
Лишь святое Имя повторяя,
Господи Иисусе, Ты Мой Бог.

Лишь в молитве в сердце умолкает
Жажда, утоленная слезой.
Скорби и печали исчезают,
Господи Иисусе, Боже Мой.

Всё с Тобою стало неприметным,
Тихо, чисто – на душе покой.
Буря пролетела незаметно,
Господи Иисусе, Боже Мой.

Рождественский Пост, Шуя, 2018 год
Сестрам Шостьенской обители

Сколько жизнь эта продлится,
Знает лишь Создатель Мой.
Не забыть мне эти лица
В детстве нашем, за рекой.

То, что прожито – красиво,
Что прошли – то велико,
К Небу пылкие порывы,
Как там дышится легко!

В золотых воспоминаниях
Полетит моя душа,
Я приду к вам на свидание
Тихо-тихо, не спеша.

У того родного храма
Встану, с вами помолюсь,
И за всех за вас, любимых,
Я Пречистой поклонюсь!

Шуя, 2019 год
Анне Михайловне М.

Тебе пишу, душа родная,
Как хорошо, тепло с тобой
Так Бог людей соединяет,
Чтоб отдохнуть вдвоем душой.

Ты всех с любовью принимаешь,
И свет Христов в твоих глазах.
Жалеешь всех и всех прощаешь,
С молитвой чистою в слезах.

Ты так же молода как прежде,
Ты не состарилась душой
С любовью, верою, надеждой
Покров Господень над тобой.

Меня в молитве вспоминая,
Пошли поклон издалека,
За доброту твою, родная,
Благословенье на века.

22 ноября 2018 года, больница св. Алексея
Пасха Христова

О, чудо! И кому повесть?
В голубизну небес я всматриваюсь, плача:
Жених Небесный! Чудо из чудес!
Из гроба днесь Христос Воскрес!

Христос Воскрес! Возрадуемся, девы,
Мужи святые, людие простые!
Ликуйте все, ликуйте без конца!
И славьте Нашего Воскресшего Творца!

Укрась Чертог Свой, Женише Любимый!
И чад своих зови на брачный пир!
Великая Любовь явилась миру
И озарила утомленный мир!

Даждь, Господи, по милости Своей
Бесценный, светлый, озаренный
Блистающий наряд душе моей
И сердца жемчуг сокровенный!

Я без Тебя – ничто! Я кану в бездну!
Спаситель Чудный и Прекрасный Мой!
Мой час пробьет – сойду во мрачный дол…

Но верую, что глас трубы златой
В нощи взовет: «Жених грядет!»
Прольется чудный свет, и оживу с Тобой!

17 апреля 2001, Пасха Христова, град Старица
Молитва матери

Божия Матушка, я прошу Тебя
Божия Матушка, спаси мое дитя!
Дай ему, Матушка, Ангела в пути
Отче Николае, вместе с ним иди!

Божия Матушка, я прошу Тебя
Божия Матушка, спаси мое дитя
Не накажи его за мои грехи,
Обогрей холодного, напитай голодного,
Покрой и защити!

Пусть над ним засветится голубой покров,
Пусть ему не встретятся козни злых врагов.

Божия Матушка, я тебе пою
Ты укрой любовию деточку мою.
Помолитесь, заступитесь Димитрий и Илие,
Царственные мученики и святые все!

Иваново, 2006


Иисусова молитва

Нет в этом мире ничего дороже,
Чем Имя Драгоценного Христа
Что я? Что ты? Что мы? Лишь ОН!
Он в нас! Мы в Нем!
Тогда поистине живем!

Шуя, 2018 год
Успенский пост

О, время чудное Успенского поста!
Когда земля, как золотая чаша,
Как зрелый плод, земная красота,
И цвет небес, что не бывает краше!

Во всём предивная наполненность и цвет!
Красы янтарной жизненная сила,
И тает в синем небе нежный след
Пречистой Девы, что нас посетила…

Коснулась нежно наших всех сердец,
Покров Свой над Россией простирая,
О, Мати Живота, Владычица Небес!
Ты помоги нам, в скорби утешая.

Старица, 2001 год

Надежде Б.


Помолись обо мне, родная душа,
Хоть и тяжко порой, но жизнь хороша.
Как нас любит Господь, той Любви не понять
Только б верною быть и Его не предать.

Шуя, 2018 год
Духовный кант

Милосердный Господи,
Даждь ми во спасение
Кротость и смирение,
Мудрость и терпение.
За Твою Святую Кровь
Даждь ми, Господи, Любовь!

Милосердна Матушка,
Мати Богородице.
Даждь ми во спасение
Кротость и смирение,
Мудрость и терпение.
И за слёзоньки Твои
Даждь ми, Матушка, Любви!

Светлый, добрый Ангеле
Даждь ми во спасение
Кротость и смирение,
Мудрость и терпение.
За старания твои
Научи меня Любви!

2006 год


Отцу Сергию и сестрам
Иверского монастыря


Как хорошо, что есть семья,
Где Вы, и сестры, и друзья!
Где ищут милости Христа,
Где радость Божья, простота!

Как тяжко справиться с собой,
Как трудно обрести покой,
Простить себя, других простить
И вопреки невзгодам жить!

Услышать Кроткого Христа:
«Не бойся! Я с тобой всегда!
Все предадут, Я – никогда!
Ко Мне приди, у ног Моих
Ты будешь радостен и тих».

Троице-Сергиева Лавра, 2019 год.
* * *

Нет причины тосковать и плакать,
Нет причины с грустью толковать.
На дворе повсюду та же слякоть,
На душе – Христова благодать.

Все богатства мира презирая,
Ухожу во внутренний чертог,
Лишь святое Имя повторяя,
Господи Иисусе, Ты Мой Бог.

Лишь в молитве в сердце умолкает
Жажда, утоленная слезой.
Скорби и печали исчезают,
Господи Иисусе, Боже Мой.

Всё с Тобою стало неприметным,
Тихо, чисто – на душе покой.
Буря пролетела незаметно,
Господи Иисусе, Боже Мой.

Рождественский Пост, Шуя, 2018 год
* * *

Дай, Боже, ближнего любить,
Всем сердцем за него молиться.
Дай, Боже, не казаться! Быть!
Для Вечности душе раскрыться!

Дай, Боже, в суматохе дней
На мелочи не разменяться,
Себя познать, других понять
Прощая всех, с Христом общаться.

Троице-Сергиева Лавра, 15 января 2019 года