Художественно-публицистический альманах села Шостье Касимовского района Рязанской области (электронная версия)

ГОЛОСА СЕЛА ШОСТЬЕ

№1 (6), 2025 год
Обложка шестого номера альманаха «Голоса села Шостье».
Спецвыпуск художественно-публицистического альманаха села Шостье Касимовского района Рязанской области, посвященный 180-летию со дня основания школы в селе Шостье

Руководитель проекта и главный редактор:
монахиня Иоанна (Сизикова).

Технический редактор, вёрстка:
Белошенков Д.С.


Содержание:


1
180 лет со дня основания школы в селе Шостье

Cоработничество монастыря и школы в деле воспитания подрастающего поколения

Игуменья Неонилла (Фролова), настоятельница
Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Сегодня мне хочется рассказать о соработничестве Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря и Шостьенской школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Монастыри на Руси издревле являлись духовно-нравственным стержнем общества. Первые учебные заведения, церковно-приходские школы, еще со времен Киевской Руси основывались прежде всего при святых обителях. Вспомним Киево-братские школы, переросшие впоследствии в Духовную Академию.

В годы лихолетий монастыри зачастую являлись единственным надежным пристанищем обездоленных людей. Достаточно вспомнить героическую оборону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Смутное время.

За стенами обители люди обретали не только хлеб насущный, но, прежде всего, духовный, укрепляясь в вере в победу русского оружия и славное будущее Отечества.

Архимандрит Петр (Афанасьев) (1938–2016), духовный отец и строитель нашей обители, был настоятелем знаменитого своей историей Заиконоспасского мужского монастыря г. Москвы. Именно при этом монастыре было открыто в 1687 году первое в России высшее учебное заведение «Славяно-Греко-Латинская Академия», где получил образование первый великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Отец Петр всегда особое внимание уделял воспитанию детей в духе патриотизма и христианской нравственности, как значимого вклада в будущее России. Сама идея создания подворья Заиконоспасского монастыря в сельской местности возникла из нужд московской воскресной школы. Батюшке хотелось, чтобы дети на какое-то время вырвались из городской суеты, поближе к природе, к традиционному быту. Постепенно на подворье начала формироваться женская монашеская община в которую пришли сестры с педагогическим образованием.

В Шостьенской, тогда еще основной общеобразовательной школе, ощущалась нехватка педагогических кадров. Директор школы, Александр Андреевич Миняев, обратился к отцу Петру с просьбой разрешить сестрам с педагогическими дипломами работать в школе, делая акцент прежде всего на преподавание тогда еще нового предмета «Основы православной культуры». Батюшка разрешил, и таким образом было положено начало многолетнего плодотворного соработничества школы и монастыря. Светлана Николаевна Саплешина продолжает добрую традицию содружества и соработничества в деле духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи.

Сестры-педагоги воспринимают свой труд в школе как послушание, то есть задание, которое ты выполняешь ради Бога, для пользы ближних и во спасение своей души. Поэтому этот духовно-нравственный посыл любви к Богу и ближнему, к своей малой родине и России в целом, который они несут в класс, обладает особой силой воспитательного воздействия на детские души.

Когда на подворье сформировалась небольшая монашеская община, Батюшка стал присылать сюда на жительство девочек из семей, нуждающихся в помощи. Монастырские воспитанницы традиционно есть во всех классах, и в своем детском обществе они являются доброй закваской, которая по-евангельски «все тесто квасит» добрым примером. Гости нашей школы чувствуют особую теплую атмосферу, находясь в ее стенах.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — приоритетное направление
образовательной и воспитательной системы в Шостьенской школе

Саплешина Светлана Николаевна,
директор МОУ «Шостьенская СШ»
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников — та объединяющая сила, которая помогает вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Именно поэтому работа с детьми в данном направлении является актуальной задачей современной российской школы. В России духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой) традиционно содействовало становлению человека. Коллектив Шостьенской средней общеобразовательной школы всю свою работу строит на формировании традиционных ценностей, издревле присущих нашей Родине.

Замечательной вехой в истории православной педагогики останутся «Правила о церковно-приходских школах». Повсеместно в России, не исключая и самых глухих сел, открывались церковно-приходские школы, где попечение о народном образовании возлагалось на сельских священников. Впервые о школе в селе Шостье упоминается в послужном списке священника Иакова Фортинского, настоятеля Никольской церкви села Шостье, а именно «с 1844 года 5 ноября
по 19 число января 1848 года он был наставником сельского училища».

Монастыри издревле являлись духовно просветительскими и экономическими центрами русской жизни. Вспомним о том, что первые школы рождались при монастырях и церквях, а учителями были духовные лица. В селе Шостье школа и монастырь расположены рядом, и мы тесно сотрудничаем друг с другом.

Две монахини монастыря, имеющие высшее педагогическое образование, по старой доброй традиции преподают в школе.

Закончившая МГУ им. М.В.Ломоносова монахиня Саломия (Кузьмина Н.Е.) — дипломированный лингвист, преподаватель английского и испанского языков, переводчик. Она преподает иностранный язык (Английский) в 6–11 классах и «Основы Православной культуры» в 5, 6 и 8 классах. В 2008 стала победителем муниципального конкурса «Учитель года», а затем
участвовала в его региональном этапе. Она на протяжении многих лет занимается с детьми хоровым пением (имеет еще и музыкальное образование). Наши воспитанники поют в церковном хоре, занимают призовые места на муниципальных и региональных конкурсах детского художественного творчества.

Отдельно мне хотелось бы коснуться работы педагога с аудио и видеоматериалами. Не секрет, что кругозор современной молодежи чрезвычайно узок и беден в культурном отношении. Уроки «Основы православной культуры» в нашей школе знакомят ребят не только с традицией церковного пения, но и с народной, и патриотической песней.

«Цветы России» — так сейчас называется вокально-инструментальный ансамбль школы. Хоровой коллектив у нас есть и сегодня, но «Цветы России» — это и певческий, и танцевальный ансамбль. Девочки поют и современные и народные песни, как с инструментальным сопровождением, так и а капелла. Наверное, «звездным часом» хорового коллектива можно считать выступление в 2012 году вместе с мужским камерным хором «Благозвонница» в Колонном зале Дома Союзов в Москве.
В нашей школе также трудится трудится инокиня Артемия (Мухлыгина Е.М.) — выпускница Рязанского государственного университета факультета истории и международных отношений, специальность «Учитель истории и английского языка». Магистр истории преподает иностранный язык во 2–5 классах и «Основы православной культуры» в 7 классе. С 2019–2020 учебного года она в рамках дополнительного образования организовала школьное краеведческое объединение «Следопыты родного края».

Результатом постоянного тесного общения с ребятами и активного творческого поиска явился блок уроков-экскурсий «Святыни родного края», «Наши храмы», «Родники и колодцы», «Святыни Касимовского района», «Святыни Земли Рязанской», «Святыни Земли Русской», «Познавательная тропа „Шостье“: путешествие во времени и пространстве».

Учащиеся школы совершают путешествия по святым местам Касимовского края, ежегодно бывают на святых источниках святой Параскевы Пятницы и Илии Пророка, расположенных на Шиловской земле, многие побывали в женском монастыре в Дивеево, у мощей преподобного Серафима.
Центром воспитательной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников является школьный музей «Боевой Славы» — это результат творческого сотрудничества учителей, учеников, родителей, выпускников школы, земляков. Музей соединяет многие поколения жителей села, хранит лучшие традиции школы.

Педагогический коллектив школы старается сохранить традиции, заложенные усилиями многих поколений учителей окрестных сёл. Эти традиции восходят, прежде всего, к подвигу советских людей в годы Вели-кой Отечественной войны. В рекреации школы размещено огромное панно, на котором высечены имена земляков — участников страшных событий Великой Отечественной войны. Дети могут найти среди них свои фамилии, осознать причастность к героям, среди которых земляки-односельчане, а также дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники. Здесь же фотографии акции «Бессмертный полк», с которыми дети шли и снова готовятся пройти 9 Мая. Отдельная экспозиция посвящена нашим землякам — Героям Советского Союза.

Мальчишки любят задержаться у стенда, посвященного подвигу Петра Степановича Игашова, который совершил смертельный огненный таран вражеского истребителя на своем бомбардировщике 30 июня 1941 года. Самоотверженный педагог и краевед Николай Петрович Вытулев на протяжении многих лет своей педагогической деятельности вместе со своими юными следопытами собирал материалы о Великом подвиге наших земляков. Николаю Петровичу с ребятами-следопытами даже посчастливилось побывать в Латвии, в Даугавпилсе, на месте крушения самолета и раздобыть (буквально вымолить у сотрудников музея) частичку осколков сгоревшего бомбардировщика. Эта реликвия стала экспонатом школьного музея сначала в селе Бетино, затем — в Перво, а в 2012 году передана в Шостьенскую школу и представлена в экспозиции с обозначением ее держателя, хранителя, Вытулева Н.П.

Музейные витрины продолжают пополняться. Школьный следопыт Валерий Кузикин в мае 2017 года в составе поискового отряда «Железные Витязи» выезжал на Синявинские Высоты Кировского района Ленинградской области, в место прорыва блокады Ленинграда — из этой поездки он привез новые экспонаты.

В настоящее время хранительницей школьного музея является Людмила Ивановна Вытулева — неравнодушный, увлеченный, талантливый педагог. Людмила Ивановна всегда готова встретить гостей нашей школы и организовать для них экскурсию. Записи в музейной книге отзывов свидетельствуют, что гостей бывает немало.

Особая страница в истории нашей школы — это школьное лесничество «Лесовичок», идея создания которого принадлежит педагогу-организатору Ирине Владимировне Обедовой. Работа лесничества организована как объединение дополнительного образования. В настоящее время данное направление работы возглавляет советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Ольга Викторовна Дудочкина. Создан школьный питомник по выращиванию саженцев голубой, красной, китайской низкорослой ели, сосны обыкновенной.

С целью компенсации природных потерь в лесных пожарах ученики нашей школы ежегодно принимают активное участие в региональном и национальном днях посадки леса — самом масштабном экологическом проекте России. В рамках Года экологии 28 апреля 2017 года на территории школы прошла экологическая акция «Посади дерево». Юные лесники совместно с Ерахтурским лесничеством посадили более 1000 саженцев елей и сосен. Школа заключила договор
о сетевом взаимодействии с Ерахтурским территориальным лесничеством, сотрудники которого проводят с ребятами обучающие практические мероприятия по тушению лесных пожаров. Коллективом школы налажена связь с Окским государственным природным заповедником, куда уже не раз выезжали с экскурсией.

Ученики принимают активное участие во всех конкурсах, проводимых заповедником и областным эколого-биологическим центром. 25 марта 2017 года учащаяся нашей школы Алина Дудочкина приняла участие во II региональном экологическом форуме школьных лесничеств «Живи, лес! Цвети, Земля!» в городе Полярный Мурманской области, куда она выезжала с директором Ерахтурского лесничества Синетовой Е.И. Наши ребята активно вступают в ряды братства защитников родной природы. В 2018 году в областном конкурсе «Цвети, Рязанская земля», в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура» лесничий нашего школьного лесничества Инина Е. заняла 3 место.

Результатом профориентационной работы в данном направлении можно считать обучение наших выпускников в Шиловском агротехнологическом техникуме. По специальности «Пожарная безопасность» в настоящее время обучаются четыре юноши и две девушки.
Новое время требует новых формы работ по воспитанию школьников. Именно поэтому ежегодно в рамках изучения предмета «Основы Православной культуры» Кузьмина Н.Е. и Мухлыгина Е.М. организуют круглый стол по обмену педагогическим опытом для учителей района и области.
В октябре 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь стал инициатором и одним из организаторов православного молодежного форума Касимовской епархии «Ладья», который каждый год традиционно проводится на базе Шостьенской средней общеобразовательной школы.
В работе форума принимают участие учащиеся общеобразовательных школ г. Рязани, Касимовского, Шиловского, Сасовского, Пителинского, Ермишинского, Клепиковского, Кадомского районов Рязанской области, а также педагоги, студенты рязанских ВУЗов, духовенство Рязанской епархии, заинтересованные миряне, неравнодушные к судьбе Русской Православной Церкви и Отечества.

На площадках форума участники имеют возможность встретиться с интересными людьми, задать наболевшие вопросы. Целью форума является сплочение патриотически настроенной молодежи, помощь молодым людям в формировании твердой жизненной позиции, основанной на любви к Отечеству, а также осознание личной ответственности за судьбу родного края.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играет бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране.
Школа тесно сотрудничает с районным военкоматом. Все выпускники нашей школы проходят службу в армии. 20 человек выполняли интернациональный долг в Афганистане. Один из них — Калмыков Александр Михайлович — погиб при выполнении боевого задания: боевики атаковали колонну советских бойцов.

4 человека выполняли воинский долг в Чеченской Республике. И в настоящее время выпускники Шостьенской школы защищают рубежи нашей родины, участвуя в СВО.

Ежегодно в день вывода советских войск из Афганистана в школе проводится урок мужества. К участию в уроке мы стараемся привлекать выпускников школы, участвовавших в событиях афганской войны. Эти встречи для учеников школы — настоящие уроки мужества и патриотизма.
В центре села Шостье установлен памятник воинам-односельчанам, погибшим во время Великой
Отечественной войны. Ученики школы ухаживают за мемориалом, организуются Вахты Памяти, митинги. Не остаются без внимания и памятники, стелы, мемориалы, расположенные в близлежащих населенных пунктах.

Огромную работу и неоценимую помощь в патриотическом воспитании подрастающего поколения нашей школе и всем учебным заведениям Касимовского и Пителинского района оказывает наш отважный земляк, выпускник Починковской восьмилетней школы Николай Митрофанович Абрашкин — генерал-майор авиации в отставке, заслуженный летчик-снайпер, Почетный гражданин Касимовского района. Как увлеченно он рассказывает ребятам об учебе в Оренбургском высшем военном авиационном училище, о том, как одним из первых осваивал новый дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, о том, как находясь за штурвалом девять с половиной часов без посадки дозаправлял самолет ТУ-16 в воздухе. Николай Митрофанович всегда говорит ребятам, что есть такая профессия: Родину защищать! Ребята гордятся таким земляком, хотят быть похожими на него. Два выпускника нашей школы выбрали профессию военного.
Сергей Артюхов в 2018 году закончил Московский военно-технологический университет по специальности военный инженер. Трудится в Москве по профессии.

Дмитрий Демин закончил Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Дмитрий любит бывать у нас в школе, общаться со старшеклассниками и учителями, но , к сожалению, это ему удается крайне редко.
Хочется отметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию школьников отвлекает их от негативного воздействия уличной среды и прививает любовь к общественно-полезной деятельности.

Часто приходится слышать от самых разных людей, побывавших у нас, что Шостьенская школа какая-то особенная, сюда хочется вернуться. Действительно, в школе царит особая добрая, теплая, доверительная атмосфера.

О своем коллективе и о школе я могу говорить бесконечно, но как гласит мудрость: «Не стоит громко о себе кричать, пусть лучше о вас другие хотя бы шепотом скажут». Думаю, самое главное — не пытаться изменить весь мир сразу. Об этом говорит притча «Морская звезда».
Однажды на рассвете старик шел по берегу моря и увидел впереди молодого человека, который подбирал морские звезды, выброшенные волнами на берег, и бросал их в море. Старик очень удивился, он догнал молодого человека и спросил: «Зачем Вы это делаете? Морских звезд на берегу великое множество, всё равно все спасти не получится. Какая разница – будете ли Вы это делать или нет?» Молодой человек посмотрел на морскую звезду, которую держал в руке, помолчал, бросил ее в море и сказал: «Вот для этой звезды есть разница».

Духовенство Никольского храма села Шостье и его просветительская деятельность

Инокиня Артемия (Мухлыгина), учитель ОРКСЭ МБОУ «Шостьенская СШ»
В первой половине XIX века в Российской империи начинает созидаться национальная централизованная система образования. Было установлено четыре основных типа учебных заведений: низший – приходские училища, повышенный – уездные училища, средний – гимназии (в губернских городах) и университеты. Сельско-приходские училища
организовывались при каждом приходе и финансировались Церковью, государством, местным дворянством. В них обучали Закону Божьему, чтению, письму, счету, домоводству. Срок обучения в приходских училищах составлял один год.

При императоре Николае I, когда утвердилась сословность образования, церковно-приходская школа стала основным типом учебного заведения для низших слоев общества, преимущественно для крестьянства (так называемая «народная школа»). В 1836 году правительство призвало духовенство принять деятельное участие в открытии приходских школ. Этот призыв не остался без ответа – духовное сословие повсеместно, где только было возможно, стало открывать училища для крестьян.

Клировые ведомости Никольской церкви села Шостье Касимовского уезда Рязанской губернии говорят об активной деятельности местного духовенства на ниве просвещения.
5 ноября 1844 года в селе Шостье было открыто сельско-приходское мужское училище. Инициатором открытия школы и первым ее наставником стал настоятель Никольского храма села Шостье священник Иаков Афанасьевич Фортинский (Более подробно см. статью «Первая школа в селе Шостье» // Голоса села Шостье. – №2. – С. 4–5.). Первоначально в Шостьенском сельско-приходском училище обучались только мальчики.

После смерти отца Иакова Фортинского его священническое место занял его зять, Пармен Яковлевич Лебедев, женившийся на Евдокии Яковлевне Фортинской. Отец Пармен и матушка Евдокия продолжили дело просвещения подрастающего поколения в селе Шостье, начатое отцом Иаковом Фортинским.

В 1860 году в Шостье было открыто 2-е Шостьинское сельско-приходское училище для обучения грамоте и рукоделию крестьянских девочек. Первой наставницей этого училища была назначена Евдокия Яковлевна Лебедева. Эту должность она исполняла до 1871 года. Ее супруг, протоиерей Пармен Яковлевич Лебедев, также был наставником и законоучителем (учителем Закона Божьего) 1-го Шостьинского сельско-приходского училища для мальчиков и исполнял эту должность в течение 34 лет. В 1890 г. он был награжден орденом св. Анны III степени за продолжительные и усердные труды по народному образованию.

К концу XIX века оба Шостьинских сельско-приходских училища переходят в ведение земства, а в деревнях Сиверка и Анатольевка открываются церковно-приходские школы. Должность законоучителя во всех четырех школах продолжил исполнять священник местной церкви теперь уже отец Павел Ефимович Скороладин, зять отца Пармена, женившийся на его дочери Ольге Парменовне Лебедевой. Кроме преподавания Закона Божьего, на отце Павле, как на заведующем церковно-приходскими школами, лежала еще и вся ответственность за них в учебно-воспитательном и материальном отношениях. В преподавании Закона Божьего отцу Павлу помогал Алексей Васильевич Тардин, дьякон Никольской церкви села Шостье.
Таким образом, местное духовенство не только приняло деятельное участие в организации первой школы в селе Шостье, но и осуществляло свою просветительскую деятельность в школе в плоть до трагических революционных событий, в результате которых Церковь была отделена от государства, и доступ в школу священнослужителям был закрыт.

Отгремело безбожное лихолетье ХХ века, стали открываться православные храмы. В 1999 году Никольский храм села Шостье, закрытый в 1938 году, был возвращен Церкви, при нем зародилась женская монашеская община. С появлением в селе Шостье православного женского монастыря школа и Церковь вновь объединили свои усилия в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. При активном содействии духовника и строителя Никольской Шостьенской обители архимандрита Петра (Афанасьева) в селе Шостье было построено новое современное здание школы, открыты 10-11 классы. По сложившейся традиции учебный год в Шостьенской школе начинается и завершается молебном. Сестры монастыря преподают школе предметы духовно-нравственного цикла, а также общеобразовательные предметы, ведут внеурочные занятия по рисованию и краеведению, организовывают паломнические поездки и экскурсионные программы. При монастыре действуют Воскресные школы для детей и взрослых. Педагогический коллектив и учащиеся школы помогают сестрам в уборке картофеля, участвуют в подготовке и проведении православного молодежного форума «Ладья» и фестивале духовной песни «Николин день».
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что 180 лет назад в селе Шостье не только появилась первая школа, но зародился опыт совместного созидательного труда школы и Церкви в деле воспитания подрастающего поколения, который имеет продолжение в настоящее время.


2
ШОСТЬЕ:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Юбилейные интервью

Накануне юбилея школы мы решили взять интервью у работников школы.
«Что для Вас школа, в которой Вы трудитесь: профессия или служение, трудовая
смена или жизнь, рабочий коллектив или семья?» — первый вопрос, который мы
задали. Второй вопрос звучал так: «Какое событие из жизни школы Вам запомнилось
больше всего?»

Светлана Николаевна Саплешина, директор школы.

Рабочий коллектив и семья, на мой взгляд, понятия неразделимые. Я сама выросла в учительской семье. Мама — педагог этой школы Галина Петровна — отдала всю свою жизнь любимой работе. Горела и сгорела на ней. Искорки этого пламени рассыпались по всем уголкам нашей страны в её учениках. Этот путь, конечно, я выбрала не случайно. Всё мне было близко с детских лет. Для меня это была не школа, не работа, а дом родной. Все наши педагоги и наставники, а мне трудно даже кого-то выделить, воспитывали нас своим примером: поведением, манерой одеваться, разговаривать. Они умели использовать «слово» как инструмент воздействия и воспитания нас. Очень люблю и помню свою первую учительницу — Анну Александровну Орлову. Она первая разглядела во мне педагога, будущего, конечно. Сразу стала мне помогать: позволяла вести урок, проверять тетради, даже в четвёртом классе.

Конечно, такая практика и такое доверие определили мой дальнейший путь в профессии. Также, в семье моего мужа, моя свекровь — педагог, завуч. Так что я со всех сторон была окружена атмосферой школы.

Таким образом, годы учёбы плюс тридцать восемь лет в профессии, итого… сорок два года! Я не жалею, что выбрала эту профессию, именно этот путь. С детьми не стареешь, а молодеешь — с ними ты вместе учишься, всё время в движении, в поиске.

Детям отдаёшь частичку своего сердца. Я рада, что во всех уголках нашей страны мои дети, мои выпускники. Есть и педагоги, и военные, и простые рабочие. Это всё мои дети, а я — многодетная мама.

Отвечая на второй вопрос о событии в истории школы, Светлана Николаевна сказала:
В трудные жизненные моменты, меня всегда поддерживал наш коллектив. Значимым событием является также соседство школы с монастырём. Молитва наших матушек придаёт душевные и духовные силы, окрыляет. Помогает и вдохновляет трудиться дальше.

Любовь Николаевна Мызина, учитель биологии и химии, стаж работы в школе 45 лет.

Для меня профессия учителя — это самая любимая работа. В этом я никогда не сомневалась и никогда не жалела. Это смысл моей жизни. Прихожу домой, а в голове одна школа. Конечно, моя семья это моя семья. Она для меня выше в моей жизни, чем школа.

Но школа занимает своё место. Не менее значительное. Это тоже моя семья, но другая — школьная семья.

Какое событие запомнилось больше всего? Это когда мне в первый раз дали классное руководство. Я стояла перед классом, а малыши смотрели на меня. Это я не забуду.

Елена Анатольевна Глотова, учитель русского языка и литературы, 35 лет – стаж работы в школе.

Конечно, работа в школе — это служение. Представьте, я закончила педагогическое училище и совсем юной пришла работать в школу. Мои первые ученики, старшеклассники, были ненамного старше меня.

А мне с первого дня дают классное руководство. Я была в напряжении — как я буду ими руководить, сама ещё юная. Папа мой, тоже учитель, просто сказал: «С первого дня будешь!» Так и училась, с первого дня. Тогда было легче, вам каждый скажет. Дети были более ответственные, старое поколение учителей много помогало в нашей педагогической практике. Сейчас новое время, оно приносит новые сложности, трудности, но всё равно надо преодолевать. Школа — это жизнь. Мысли все в школе. Как лучше сделать? Как построить? Школа не оставляет тебя даже дома.

За эти годы жизни в школе состоялось много выпусков. Всех иногда и не помнишь, но в сердце — каждый ученик. Школа — это, конечно, семья. Общие беды, общие дела и дети у нас общие. Бывало, так сроднишься с выпуском, до слёз.

В коллективе бывают разногласия. Как говорится — всякое бывает, но мы всё равно вместе. У нас есть общее — это дети. Надо ради них быть едиными и учить своим примером. А самолюбие своё запрятать подальше ради великой цели воспитания подрастающего поколения.

Какое событие мне запомнилось больше всего?

Запомнился день, когда старая школа отмечала свое 150-летие. Это было ещё в старом здании при директоре Александре Андреевиче. Такое было душевное мероприятие: пели песни, поздравляли старейших учителей.

Татьяна Алексеевна Царева, делопроизводитель, в школе с 2011 года.

Школа — это целый мир. Вся жизнь — до школы и после школы. Мои дети в школе, мама в школе. На сердце спокойно, что все под присмотром. Все родственники и близкие здесь. Со стороны мужа также. Вот такая целая жизнь: семья и школа. Мы живём в одной деревне, учимся и преподаём в одной школе, все как одна семья. Все вместе и рядом.

Что для меня школа? И строгий судья, и задушевный друг, и самый лучший врач.

Анна Николаевна Пилюгина, с 1 сентября 2024 года техслужащая.

Совсем недавно мои дети учились в старой школе. Сама я тоже там училась. Классным руководителем была тогда Галина Петровна Николаева. Сколько было интересных дел. Красоту наводили, клумбы сажали. Как интересно было! Учитель она была добрая, мягкая, обходительная. Всем помогала, советы давала. Мы её очень любили. Часто ездили в Рязань, в цирк. В школе
на участке трудились вместе. Дружно жили, обид никаких не было. Раньше слушались учителей, очень уважали. К правилам относились с большим уважением, в школе был порядок.

Валентина Александровна Кузикина, учитель математики и информатики, стаж работы в школе 27 лет.

Школа — это служение. Служа другим, ты расточаешь себя, отдаёшь частичку своей души. И это, конечно, образ жизни, а не профессия. Школа —это, безусловно, семья. Семья — это мои дети. Мы как одно целое. С педагогическим коллективом то же самое. Помогаем друг другу, советуемся, иной раз до полночи ведём переписку.

Какое событие запомнилось? Запомнился выпуск моего первого класса. Это же впервые. Запомнился выпуск 2007 года, выпускной, я — в качестве классного руководителя. Организовали поездку в город Крутояр — ярко получилось, интересно, празднично. Потом выпускники ко мне в гости ходили. Хорошее было время. Ещё запомнилось, как мы сценку ставили с детьми «Школа — это не для денег, школа — это для души».

Елена Викторовна Лобачева, с 2010 года работает техслужащей.

У нас очень хороший коллектив. Семья своя важнее, но я с радостью и удовольствием иду на работу, жизнь в коллективе греет. Ждём всегда новогодние праздники, Рождество, Пасху, ждем молодёжный форум «Ладья». Все эти мероприятия поднимают настроение.

Ольга Викторовна Дудочкина, советник директора по воспитательной работе и взаимодействии с детскими организациями, учитель технологии, в школе с 2021 года.

Работа в школе — это служение. Мы отдаемся детям полностью. Конечно, это больше, чем профессия, это — призвание. Здесь, в школе, и трудовая смена, и жизнь. Одно другому не мешает. Дома жизнь не заканчивается. Приходя с работы, мысли о школе не покидают. Делаешь одно, а голова, то есть мысли, в школе. Думаешь, как лучше закончить тот или иной проект, то или иное мероприятие. Так жизнь школы не отпускает и дома. Очень трудно переключиться, да и не переключаешься, чаще всего.

Твой рабочий коллектив — это семья на работе.

Мы пытаемся быть вместе, пытаемся быть сплоченными. Школьная семья — это единое целое.
Какое событие запомнилось больше всего? Постройка новой школы. Это событие для всего села. Была старая школа, в которой были замечательные учителя, которые нас выпускали: Елена Васильевна, Александр Фёдорович… Да что говорить? Все. Тогда была старая школа, они передавали свой опыт — он бесценный. А сейчас новая школа. Приходит новое поколение и многое меняется. Здесь важно не сопротивляться этим переменам, уметь идти в ногу со временем, учить детей, понимать и принимать их, обретая новый опыт. Свой опыт. Я не жалею, что здесь работаю.

Ираида Александровна Федотова, в школе с 1990 года. Общий учительский стаж с 1985 года.
Людмила Ивановна Вытулева, учитель начальных классов, в школе трудится с 1987 года.

Ираида Александровна:
Школа — это служение, это жизнь, это самоотдача полная. Столько отдаёшь сил и энергии. Почти каждый день восемь часов слов, восемь часов чувств, так наговоришься, что дома хочется только молчать. Муж, когда работает дома, включает музыку, а когда уезжает, я стараюсь побыть в полной тишине, чтобы чувства, эмоции, переживания все улеглись, успокоились.

Людмила Ивановна:
Я живу в Перво, каждый день приезжаю на работу. По натуре человек общительный, люблю забегать в гости к знакомым. Но когда возвращаюсь из школы, желание есть, а сил нет. Иной звонит: «Зайди ко мне». Я просто не могу, все силы остались здесь. Приходишь, а мысли продолжают быть в школе, с детьми.

Ираида Александровна:
Да, да. Продумываем всё, что в школе проходили — все события, уроки. Если что-то не закончено, дома продолжаем обдумывать.

Людмила Ивановна:
На работе мы вместе, решаем рабочие моменты, общаемся друг с другом, делимся, поздравляем с праздниками, с Днём рождения.

Ираида Александровна:
Конечно, мы все разные. Есть и общительные, открытые, есть и менее общительные. Постоянно вместе, мы знаем друг о друге достаточно, чтобы поделиться. Школа — особая среда, где сохраняется общение, где есть то, что способствует эмоциональной дружбе.
Что запомнилось? Да, пожалуй, открытие новой школы. Запомнились праздники в старой школе. Весело, тепло. Атмосфера всегда была замечательная.

Надежда Владимировна Прохина, учитель географии, общий педагогический стаж – 43 года, в Шостьенской школе – 19 лет.

С детства мне нравилось общаться с детьми. Выбор профессии для меня стал ясен и я поступила в Касимовское педагогическое училище. В восьмидесятые года прошлого века, после окончания училища, по распределению трудилась в школе Кораблинского района. Затем переехала в Сиверку, где жили мои престарелые родители, за которыми нужен был уход. Трудилась в Сиверке, в детском саду, а затем перешла в школу в селе Шостье. Так здесь и тружусь учителем географии. После ухода Галины Петровны заведовала приусадебным участком при школе, где выращивали с детьми урожай. Дети с нас берут пример, поэтому стараюсь относится к школе, как к семье, чтобы были тёплые отношения с коллегами. Что беспокоит меня как педагога в наше время? Наверное, новые веяния, изобретения электронного века. В старой школе мыслительная деятельность школьников развивалась лучше, так как они писали, думали, анализировали, сочиняли, составляли. Сейчас всё есть в интернете, поэтому школьники чаще с готового образца берут, поэтому мысль инертна,
не активна, так сказать — ленность ума.

Какое событие запомнилось больше? Пожалуй, первый выпускной класс. Он был большой по численности. Я вела его впервые как классный руководитель с 5 по 11 классы, чувствовала большую ответственность. Потом были ещё выпуски, приходилось много работать с родителями.
Хочу пожелать своим коллегам по работе здоровья и успехов в педагогической деятельности, чтобы дети были на одной волне с нами, а мы с ними.

Елена Васильевна Сорочкина, учитель математики и физики, в школе с 1996 года, в настоящее время — специалист по охране труда.

Для меня школа — это часть жизни. Я провожу в ней большую часть времени. По моим понятиям, на работе надо работать, быть профессионалом, стараться ладить с коллективом, со всеми людьми, иметь своё мнение, но осторожно его высказывать, чтобы не обидеть кого-то. В учителях ценю профессионализм, умение жить в коллективе. С детьми надо быть строгими, но в пределах правил учителя и ученика. Дети всё хорошо чувствуют. Дистанция должна соблюдаться, но в трудные минуты ты должен почувствовать душу ребёнка и сделать первый решающий шаг к нему, чтобы помочь в трудной ситуации.

Какое событие было запоминающимся? Помню, как ушла у нас Галина Петровна. Человек была большой души и ответственная. Запомнила, как меня принимали в коллектив. Брали с радостью, с удовольствием. Тогда Александр Андреевич был директором. Такое человеческое деликатное отношение всех. Ведь так не всегда бывает. Поэтому запомнилось. Конечно, старое поколение учителей самое любимое, старая школа — это сила. Я привыкла здесь, руководство ценит,
относится хорошо. Дочка создала здесь семью, в школе работает. Один внук в первом, другой в одиннадцатом классе. Планирует поступать в пединститут на физико-математический факультет. Мы здесь все вместе — чего ещё желать?

Наталья Григорьевна Босова, учитель начальных классов, стаж работы в школе 32 года.

Как я стала учителем? Когда заканчивала десятый класс, моя учительница по литературе Надежда Александровна Потапова мне подсказала: «Тебе надо идти воспитателем детского сада или учителем начальных классов». Как она разглядела это во мне, не знаю. Опытный человек, вот и увидела. В молодости, когда все мы на распутье, трудно определиться, куда пойти учиться, кем стать. Все горизонты открыты, многое привлекает и нравится. Как выбрать то единственное, что тебе надо.

Как выбрать путь и не ошибиться? Ведь это на всю жизнь. Я соотношу свой опыт со старым временем и новым. Хорошо, что есть опыт старого. Тогда было поколение, которое свято верило в идеалы. Жили по-настоящему, себе не лгали, другим не лгали, желали настоящего во всём — в любви, в работе. Да, были ошибки и разочарования. Но люди были очень искренние и открытые, желавшие добра, чистоты и правды. Время новое приносит другую шкалу ценностей. Незаметно уходит или исчезает открытость, искренность, меняются идеалы и цели. Это надо признать и принять. Надо научиться жить в этом и с этим, не изменяя себе. Жить, не кривя душой.

Яркое событие, которое запомнилось? Пожалуй то, что однажды мне пришлось защищать честь школы. Это было в 2013 году на районном конкурсе «Учитель года». Тогда не удалось занять призового места, но я стала Лауреатом конкурса, районное руководство отметило, были сказаны добрые слова. Это было приятно мне потому, что я защищала честь школы. Не подвела свою школу.

Марина Николаевна Блинова, учитель математики, стаж работы в школе 30 лет.

Школа — это служение, это семья, это жизнь. В школе воспитываешь детей, домой приходишь и не замечаешь, что так же разговариваешь и со своими детьми. Вроде, и те и другие — твои дети. Мои дети, трое дочерей, выросли в этой школе. Я и им преподавала математику. Время так быстро пролетело — не успела и оглянуться. Дети выросли. И свои, и те, которые были моими учениками.

Однажды задали вопрос: «Не надоело ли мне работать в школе?» Вот странный вопрос! Не представляю себя в другой профессии. Ещё когда я училась в восьмом классе, мы писали сочинение «Кем ты хочешь быть?» Я тогда написала, что хочу быть учителем. Мне хотелось найти общий язык с детьми. Я стремилась в педагогический, но после 11 класса, вдруг подала документы на экономиста. В молодости легко передумываешь. Да, видно, не судьба. Провалила один экзамен и попала в педагогический, как и хотела раньше. Сейчас не жалею, что столько лет проработала в школе.

Каждый год — разный подбор детей, а программа одна. Муж говорит: «Что ты там? Каждый год одно и то же, не надоело?» Нет, не надоело. Есть грусть от того, что меняется отношение детей к учёбе. Школа — это жизнь. У современных детей нет горячего стремления учиться, какое было в старой школе. Они идут более поверхностно, как-то без желания. В старой школе дети любили учиться, любили получать знания, стремились к этому. Сейчас такого нет, но приходится считаться с тем, что есть.

Событие яркое… Запомнилось то, как я пришла работать в эту школу. Меня сразу нагрузили. Дали классное руководство, дали часы математики в других классах. У меня открылось второе дыхание. Старалась творчески подходить ко всему. Нравилась внеклассная работа.

К детям прямо прикипаешь. Когда много приходится общаться, делать что-то вместе. Вот дети из моего второго выпуска, где училась и моя дочь, дети из неполных семей, до сих пор приезжают в гости — общаемся, переписываемся.

История в лицах

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ МИНЯЕВ

Вся его жизнь прошла в школе. Сначала, будучи четырёхлетним мальчиком, вместе с родителями жил в специальной квартире для учителя в здании школы, затем учился и оттуда ушёл в армию. После службы в армии вернулся в родную школу и стал работать учителем физкультуры.
Заочно окончил Рязанский государственный педагогический институт имени С.А. Есенина и продолжил свою карьеру учителя. Александр Андреевич воспитал не одно поколение, и каждый с теплом вспоминает уроки физкультуры, походы, поездки на турслёты, подготовку к лыжным гонкам… Всё свободное время он проводил с учениками, в школе.

Александр Андреевич – прекрасный оформитель. Школьные коридоры, спортивный зал, мебель, различный инвентарь — всё сделано его руками.

Став директором, не бросил любимые уроки. Рано утром он обходил свои владения. Всегда подтянут, причёсан, с улыбкой на лице встречал учителей и учеников. А потому приходить в его кабинет, как к директору, было счастьем, так как уходили оттуда «окрылённые», готовые творить, созидать и отдавать свои сердца детям. Он всегда поддерживал учителей, помогал им найти себя.
Несмотря на то, что Александр Андреевич был строгим руководителем, мнение коллектива его интересовало, а иногда было решающим. О нём можно рассказывать бесконечно: о его простоте, душевности, открытости и любви к своим ученикам и коллегам.

Александр Андреевич — человек неугомонный, творческий, вечно пребывающий в поиске. В его голове постоянно «крутятся» новые идеи. С ним по-человечески легко и просто общаться. Много хороших и добрых слов заслуживает он.

11 февраля 2022 года Александр Андреевич отметил свой 80-летний юбилей. В настоящее время он на заслуженном отдыхе, но его помнят и любят его ученики и коллеги по работе.

ЮЛИЯ ФЁДОРОВНА МИНЯЕВА

Юлия Фёдоровна пришла в Шостьенскую школу 28 августа 1967 года сразу после окончания Касимовского педагогического училища. Учителем начальных классов проработала 47 лет. С первого сентября 2014 года работала воспитателем группы продлённого дня.

Юлия Фёдоровна – опытный, творческий педагог, квалифицированный специалист. Она не только добросовестный работник, но и честный, порядочный человек, имеющий хорошие отношения и взаимопонимание с учениками, родителями и коллегами. Как учительница — всегда доброжелательна, готова в нужную минуту оказать помощь, дать совет.

А ещё Юлия Фёдоровна поёт в хоре Дома культуры села Шостье. Её отличает постоянная готовность
помочь и поддержать, щедрость души, спокойная доброжелательность. Уважительное отношение к детям и взрослым. Занимая активную, жизненную позицию, она заслужила авторитет и уважение у детей, их родителей и учителей.

Юлия Фёдоровна очень женственна, элегантна, всё время следит за своей внешностью. Вместе с мужем Александром Андреевичем они вырастили и воспитали двоих сыновей. А в июне 2016 года отметили 50-летний юбилей совместной жизни. Все знают её как заботливую и любящую супругу, маму и бабушку.

Юлия Фёдоровна неоднократно награждалась грамотами управления образования и молодёжной политики Касимовского района, имеет Благодарственные письма министерства образования Рязанской области. Награждена грамотой министерства образования Российской Федерации. В 1986 году ей присвоено звание «Старший учитель».

В настоящее время Миняева Юлия Фёдоровна на заслуженном отдыхе.

АННА ВАСИЛЬЕВНА ГОРДЕЕВА

После окончания Рязанского государственного педагогического института, в 1968 году, Анна Васильевна Гордеева работала в Первинской восьмилетней школе учителем химии и биологии. А через три года уже была назначена директором Шостьенской восьмилетней школы. В 1984 году она по собственному желанию была переведена на должность учителя, а через год стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Анна Васильевна — всегда грамотный, целеустремлённый руководитель, умеющий объединить коллектив для достижения наилучших результатов. Она строго контролировала учебный процесс и своевременно решала хозяйственные вопросы для нужд школы. Нередко сама во главе коллектива выполняла физическую работу наравне с мужчинами. Она и учитель замечательный, с глубокими знаниями по своему предмету. Её уроки всегда были методически продуманы, разнообразны по форме и содержанию, с большим количеством интересных практических компонентов. Она умело организовывала образовательный процесс, помогала и поддерживала молодых специалистов.
К ней всегда можно было обратиться за советом, знали — поддержит, подскажет и наставит. Анна Васильевна всегда скромная, тактичная, доброжелательная, исполнительная. Все знают её как любящую супругу, заботливую маму и бабушку.

За добросовестный труд Гордеева А. В. награждена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

СОРОЧКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Елена Васильевна работает в Шостьенской школе с 1996 года. До 2012 года занимала должность учителя физики и математики. С 2012 года — заместитель директора по безопасности. Имеет стаж педагогической работы 28 лет. Образование высшее. Закончила Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина.

Творчески проявляла себя в качестве педагога. Уроки Елены Васильевны были содержательными, интересными, отличались глубокой продуманностью, были рассчитаны на работу мысли школьников, направлены не только на образование, но и нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

В качестве заместителя директора по безопасности проявила себя грамотным, ответственным работником. Создала документальную базу по охране труда и технике безопасности. Чётко организовала контрольно-пропускной режим в школе. Активно проводит аттестацию рабочих мест. С работниками школы регулярно проводит инструктаж по охране труда и технике безопасности.

За высокие результаты педагогической деятельности Сорочкина Е. В. награждена Почётными грамотам и Управления Образования и молодёжной политики. За добросовестный труд и активную творческую деятельность в системе дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения имеет благодарственные письма Управления образования и молодёжной политики Касимовского муниципального района.

Это очень активный, неравнодушный и отзывчивый человек. Она никогда никому не отказывает в помощи. Это человек действия. Она и минуты не может посидеть без работы, умудряясь за день переделать кучу дел. Даже на переменах всегда чем-то занята.

Про таких как Елена Васильевна говорят: «Педагог — от Бога».

ОРЛОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

Орлова Анна Александровна родилась 8 апреля 1931 года. Профессия учителя с самого раннего детства привлекала её, поэтому после окончания Шостьенской семилетней школы, она поступила в Касимовское педагогическое училище. Закончив его в 1951 году, уехала работать по распределению в Псковскую область. Проработав в Харлапковской школе Палкинского района два года, вернулась в родное село. 36 лет Анна Александровна отдала родной Шостьенской восьмилетней школе, в которой работала учителем начальных классов. В 1989 году она ушла на заслуженный отдых.
Анну Александровну всегда отличала энергичность, деловитость, тактичность, требовательность к себе и окружающим, отличное владение своей профессией, методическое мастерство, большая эрудиция, исполнительность. Её уроки всегда были наполнены не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Сколько сил и энергии отдала она своим ученикам, прививая им прочные знания. Главный принцип педагогической деятельности Анны Александровны — научить всех: и «сильных», и «слабых». Поэтому на каждый урок она шла с чувством большой ответственности. Терпеливо, настойчиво и требовательно вела уроки. Оттого и результаты были: выпускники Анны Александровны все без исключения владели прочными математическими навыками: «на зубок» знали таблицу умножения, деления, бегло и осознанно читали. Её воспитанники хорошо учились в средних и старших классах.

Помимо педагогической деятельности Анна Александровна всегда занимала активную жизненную позицию в школе и селе. На протяжении многих лет она была агитатором и депутатом Совета депутатов Шостьенского сельского совета, всегда участвовала в смотрах художественной самодеятельности.

М. Волошин сказал: «Жизнь – это бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!» 36 лет со своим посохом учительской работы шла Орлова Анна Александровна.

ПАНЯЕВА АНТОНИНА НИКОЛАЕВНА

Она появилась на свет Божий 1 января 1951 года, её назвали Антониной. От своих сестёр и брата её отличали чёрные вьющиеся кудряшками волосы, выразительные глаза, крупный нос, ярко очерченный контур губ.

Окончив Шостьенскую школу и одиннадцатилетку в Касимове, Антонина поступила в педагогическое училище и освоила профессию педагога. Свою трудовую деятельность начала с работы воспитателем детского сада круглосуточной ясельной группы в Рязани.

Антонина Николаевна всегда уютная, какая-то мягкая, общительная, отзывчивая, бескорыстная, бесконечно добрая. Характер у неё замечательный: ровный, спокойный, доброжелательный. Она отличная хозяйка. Её стряпню не сравнить ни с какой другой. Одни блины и пирожки из русской печки, горячие, душистые, чего стоят! Вкус этих пирожков знают не только её дети и внуки, но он хорошо знаком друзьям, соседям, коллегам. Всех угостит обязательно!

Всегда улыбчивая и разговорчивая, Антонина Николаевна наделена особой жизненной мудростью, которая помогала и помогает ей выжить в непростых жизненных ситуациях.
Она никогда не жалуется, без лишних слов и суеты делает то, что необходимо в данный момент, охотно помогает всем, кто нуждается в её помощи.

В Шостьенской школе Антонина Николаевна трудится с 1977 года. В настоящее время она пребывает на заслуженном отдыхе. За достижения в педагогической деятельности в 2007 году она награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

На протяжении десяти лет А.Н. Паняева возглавляла профсоюзный комитет школы. До сих пор она активно участвует в общественной жизни не только в жизни школьного коллектива, но и села Шостье, а также Касимовского района. Вот уже много лет является председателем комиссии на выборах в органы власти различного уровня. Антонина Николаевна — активный участник художественной самодеятельности, поёт в хоре Дома культуры села Шостье.

Вторая жизнь старой школы

После кончины дорогого Батюшки в 2016 году, сестры стараются бережно сохранять все его благословения и начинания. Монастырь продолжает развивать миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность среди населения Касимовского района. Сестры проводят экскурсии для взрослого населения, организована познавательная тропа «Шостье: путешествие во времени и пространстве» для школьных групп с последующим подведением итогов и чаепитием.
В 2013 году монастырь приобрел старое здание сельской школы, удачно расположенное между монастырем и новой сельской школой. Здание — просторное (900 кв.м.), но требует капитального ремонта. Средств монастыря хватило только на замену крыши в 2017 году.

В ноябре 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание в селе Шостье Духовно-просветительского центра памяти архимандрита Петра (Афанасьева). В нём-то все благие начинания, заложенные отцом Петром, получат дальнейшее развитие. Однако в настоящее время Центр не может полноценно развиваться из-за нехватки помещений, к тому же территория монастыря – это особое место. По этой причине временно прекратил свою работу детский сад «Покров», нет подходящего хореографического зала для занятий ансамбля «Цветы России», невозможно начать работу по организации музейного пространства. В настоящее время планируется создание музея «От земли к Небу», где у посетителей появится возможность познакомиться с историей православия в Мещерском крае, с историей создания Никольского Шостьенского монастыря и жизнью ее основателя, архимандрита Петра (Афанасьева). В рамках музея планируется также создание исторически достоверного пространства, адаптированного для детского восприятия, по темам «Крестьянский быт» и «Сельско-приходская школа».

С помощью доброхотных жертвователей в 2023 году были возобновлены работы по ремонту здания старой школы. К настоящему времени укреплён фундамент, заменены полы и произведена внешняя обшивка и утепление стен. Пескоструйной машиной почищены стены внутри помещения. Изготовлены, но ещё не вставлены окна.

Предстоит огромная работа: установка газового отопления, устройство санузлов, замена дверей и т.д. В настоящее время монастырю не по силам ремонт такого здания в одиночку.
Если Вы неравнодушны к благим начинаниям нашего духовного отца архимандрита Петра, которые продолжают сёстры обители, просим оказать посильную помощь в этом богоугодном деле!
Посильную лепту вы можете внести по указанным ниже реквизитам. Кроме того, нам нужна помощь физическая – в настоящее время требуется произвести переборку и ревизию досок на потолке, перед его утеплением.

Религиозная организация «Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь РПЦ (Московский Патриархат)»
Прио-Внешторгбанк (ПАО) г. Рязань,
БИК 046126708 Р/С 40703810700030000206
К/С 30101810500000000708 ИНН 6204004678
КПП 620401001
Будем благодарны за любую помощь!

Для быстрого доступа к странице, на которой размещен архив фотографий о проведении ремонтных работ, отсканируйте кьюар-код, приведенный ниже.


ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ «ЛАДЬЯ»
В 2024 ГОДУ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 15 по 17 ноября 2024 года прошел православный молодежный форум «Ладья» на базе МОУ «Шостьенская СШ».
Организаторами форума выступили Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, Молодежный отдел Касимовской епархии и Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского района при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.

В Форуме приняли участие студенты и старшеклассники, проживающие на территории Касимовской епархии.

Открылось мероприятие молебном, по окончании которого с приветственным словом к присутствовавшим обратились и.о. главы администрации Касимовского муниципального округа И.А. Бахилов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Касимовской епархии протоиерей Алексей Уваров, руководитель молодежного отдела Касимовской епархии иерей Николай Пронин, настоятельница Никольского Шостьенского женского ставропигиального монастыря игумения Неонилла (Фролова), начальник управления образования администрации Касимовского муниципального района Рязанской области О.С. Макарова, завершила приветственное слово директор Шостьенской СОШ С.Н. Саплешина.

«Дела веры», – так звучит тема молодежного Форума «Ладья» в 2024 году. В своем приветственном слове игумения Неонилла (Фролова) отметила: «Мы можем не говорить окружающим о своей вере, но наши дела должны говорить за нас. В наше время сложно удивить чем-то окружающих… кроме доброты.

Настоящая искренняя доброта удивляет в сегодняшнем холодном мире. Дела доброты, дела веры будут являть самую сильную проповедь для тех, кто находится еще вне Церкви, вне Христа».
В первый день работы форума состоялось знакомство в отрядах, обсуждение предложенных тем и правил форума, участники проделали небольшую исследовательскую работу в рамках краеведческой познавательной тропы «Шостье: путешествие во времени и пространстве», подготовили и представили «отрядные визитки» – краткие коллективные выступления. Затем последовал вечер бардовской песни у импровизированного костра, после чего участники поделились друг с другом впечатлениями прошедшего дня на отрядной «свечке».

16 ноября участников форума ожидала встреча с режиссером и сценаристом А.А. Вейлерт в рамках площадки «открытый микрофон». Гостья продемонстрировала зрителям два своих короткометражных документальных фильма о православной вере в различных уголках мира и ответила на вопросы молодежи.

После спортивных состязаний между отрядами на «Кубок Форума» состоялся разговор о женственности для девушек и о мужественности для юношей. День завершился дискуссионной площадкой «Задай вопрос батюшке, и он обязательно ответит». В течение двух день у участников форума была возможность опустить листочек со своим вопросом в импровизированный «почтовый ящик».

Последний день форума начался Литургией в Никольском храме монастыря. Клирику монастыря протоиерею Владимиру Постникову сослужили священники Касимовской епархии, «отрядные» батюшки. Богослужебные песнопения исполнили два хора: сестринский хор обители и молодежный хор участников форума. За богослужением подростки приступали к таинствам Исповеди и Причащения. После торжественного закрытия форума большинство участников изъявили желание в скором времени встретиться вновь со своими духовными наставниками и новыми друзьями. Православный молодежный форум «Ладья» помог подросткам и сопровождавшим их педагогам осознать себя активными членами Православной Церкви.
В рамках форума «Ладья» также состоялся ряд мероприятий для педагогического сообщества.
15 ноября перед сопровождающими педагогами выступили протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, и протоиерей Алексий Уваров, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Касимовской епархии. 16 ноября состоялась встреча педагогов, деятелей культуры, музейных работников города Касимова и Касимовского района со специальными гостями форума – Н.М. Тихомировой, директором БОУ ДО ВО Духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» и И.Н. Паршуковой, директором Музея фресок Дионисия. Также форум стал достойной площадкой для обмена опытом учителей, осуществляющих преподавание предметов духовно-нравственного цикла в общеобразовательных школах.

Фотографии и дополнительную информацию можно посмотреть на странице форума в социальной сети Вконтакте «Православный Молодежный Форум „Ладья“» по адресу: https://vk.com/forum_ladya


3
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА

Синквейны о Никольском храме села Шостье

Авторы: инокиня Артемия (Мухлыгина), учитель ОРКСЭ МБОУ «Шостьенская СШ» и ученики 4 класса
В марте этого года ученики 4 класса приняли участие в культурно-образовательном проекте «Журнал исследователей Никольского храма села Шостье». Некоторые ребята впервые посетили главный храм Никольского Шостьенского монастыря и долго находились под впечатлением от величественной архитектуры, внутреннего убранства и настенных росписей.
На следующем уроке Основ православной культуры я предложила ребятам выразить свои впечатления в коротких стихах – синквейнах, посвященных Никольскому храму села Шостье.

Синквейн – (от фр. cinq — «пять») — это небольшое стихотворение с определенной структурой, состоящее из пяти строк и не имеющее рифмы в стиле традиционной японской поэзии. Схема создания синквейна:
1 строка – одно существительное, определяющее тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему.
3 строка – три глагола, которые описывают действия по теме.
4 строка – фраза или предложение, выражающее отношение к теме.
5 строка – одно слово-синоним темы, ассоциация с первым словом.

Вот, что получилось у ребят:

Никольский храм.
Красивый, расписанный красками.
Благословляет, крестит, дарит веру в Бога.
Все хорошее и божественное.
Церковь.
Полина Е.

Никольский храм.
Красивый, как целое царство.
В нем молятся Богу.
Это храм христианский.
Мне нравится его роспись.
Мария Л.

Никольский храм.
Спокойный, волшебный, рождественский.
Крестит людей, расширяет душу, делает людей добрыми.
Никольский храм дает благословение.
Церковь меняет зло на добро.
Алена Л.

Никольский храм.
Красивый, душистый.
Призывает к молитве, к покаянию, одухотворяет.
Никольский храм очень красивый.
Молитва.
Анастасия Р.

Никольский храм.
Красивый, огромный,
Летящий, расписной,
Храм очень большой.
Дом Ангелов.
Виктория М.

Никольский храм.
Красивый, большой, душевный.
Расписанный матерью Параскевой.
Имеет много икон.
Молитва.
Виолетта Е.

Никольский храм.
Красивый, величественный.
Он объясняет веру, зажигает в душе огонь, радует.
Очень интересна роспись храма.
Церковь – это главное в нашей жизни.
Изабелла Т.

Попробуйте себя в роли автора синквейна!