«Надо сеять семя»
К отцу наместнику Петру (Афанасьеву) – постоянная очередь. Он не всегда в монастыре, потому как географическое положение обители, шум и не лучшая экология плохо влияют на самочувствие даже молодых монахов, что говорить о людях в возрасте. Но как только отец Петр переступает порог обители, желающие уже готовы начать общение. Нам – пользуясь журналистскими привилегиями – позволено было пообщаться вне очереди.
- Отец Петр, у Вас насыщенная и интересная биография. Какие бы вехи, эпизоды Вы выделили бы сами?
- Ну а что обо мне рассказывать? Закончил Московскую консерватория, аспирантуру, учился на высших курсах оперных дирижеров. Создал «Благозвонницу». Окончил семинарию.
- Были ли какие-то переломные моменты – приход к вере?
- Я из верующей семьи, мама пела в хоре, папа тоже. Папа воевал. Всегда был перед глазами пример родителей. Помню, меня маленького водили в Богоявленский собор, я папу просил «Пить хочу!», а он мне: «Молчи, терпи, после причастия попьешь». А теперь вот мои правнуки на службе стоят, причащаются. Поэтому все от отца к сыну.
- То есть такая классическая патриархальная семья?
- Да. Нормальная жизнь русского мужика. Рассказывать особо нечего. Я бы вот про отца Матфея (Мормыля) рассказал. С ним я познакомился тогда, когда отец Матфей только начинал регентовать. У него не было профессионального музыкального образования, но он все схватывал на лету. Он был, безусловно, талантливый человек – ему достаточно было объяснить один раз, чтобы он все понял, запомнил. Он горел, горел ярко, тратил много сил, и поэтому ушел преждевременно.
- А каков Ваш путь уже внутри Церкви?
- Скажу только одно: меня благословили на монашество отец Кирилл и отец Наум, коего я считаю своим духовником (архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин) – прим. автора). Монашество – это совершенно другая жизнь, это надо отказаться от всего, а не просто рясу и клобук надел. Надо понять, что такое терпение, послушание. Поведение, ходьба, манеры – все должно быть монашеское. Мы об этом изрядно забыли. Монах – это тот, кто идет по улице, полной разукрашенных женщин, и не видит их. То есть видит человека, но не видит в ней женщину.
- А как бы Вы оценили состояние современного монашества после испытаний атеистического периода?
- Да, были испытания, но народ наш сохранил монашество, потому что без этого никак, это – соль нашей жизни. Нет, конечно, я не хочу сказать, что сейчас «сплошная красота», но люди идут в монастырь, идут.
- Для тем, кто идет к вам в монастырь, открыт доступ к интернету?
- Я лично не пользуюсь ни телевизором, ни радио, ни интернетом, ни мобильным даже. Но это мой личный аскетический выбор. Однако развитие прогресса я остановить не могу. Впрочем, хочу сказать не только о монахах, но и о людях вообще. Почему сейчас так много сумасшедших и просто нервных людей? Избыток информации – люди не могут ее переварить. Информация лезет отовсюду, и поэтому у многих нервные расстройства, у них просто разваливается нервная система. Они пьют антидепрессанты, у них бессонница. Я вот проблем не знаю – ложусь и засыпаю.
- Насколько тяжело монашеской общине в центре города?
- Тяжело… Но пусть хоть кто иной увидит монаха и задумается. Присутствие монаха в чем-то цементирует общество.
- Как Вы относитесь к тому, что в России сейчас появляется много новых монастырей, при том что старые еще не до конца возродились?
- Пока есть время, надо сеять семя.
- Отец Петр, Вы как-то особым образом ощущаете связь с бывшей в этих стенах Славяно-греко-латинской академией, с братьями Лихудами?
- Со всеми, кто здесь трудился, подвизался, со всеми этими достопочтенными именами я лично ощущаю связь. Можно сказать, что это фикция, но для меня это реально.
- К какому образу жития в монастыре Вы стремитесь?
- Скажу так: наместник должен во всем показывать пример: вовремя вставать, вовремя приходить на службу, быть примером поведения. Мне же приходится общаться со многими людьми – и с людьми искусства, и науки. Во многих предметах разбираться, даже в физике, потому что людей это волнует. Что касается примера, то еще скажу вот что. Если меня спросят, стал ли я монахом, твердо отвечу: «Еще нет».
Очередь за дверью начинает «напирать», и мы это физически чувствуем. К сожалению для нас, желающих получить совет отца Петра все больше. Занимать время наместника и время пришедших за его помощью нам не совсем удобно. Поэтому движемся дальше.
***
Отец Ермоген показывает нам панораму Москвы с высоты колокольни. Редкий вид, до которого не каждый может добраться. Внизу – горожане, туристы. Глядя на потоки людей, трудно опять не подумать, что большинство из них даже не подозревают, что здесь монашеская обитель. Да, они видят купол храма, крест, слышат колокольный звон. Но ведь многие могут подумать, что это обычный храм – о маленьких кельях монахов, шуме и свете, который врывается бесцеремонно в эти кельи, братской трапезе под душеполезное чтение, череде богослужений, внушительном объеме восстановительных работ, искушениях в эпицентре мегаполиса мало кто подумает.
И только выйдут монахи из арки на оживленную улицу, как-то подтянутся люди, соберутся. Правильно говорит отец Петр: «монахи цементируют общество», не дают ему окончательно расслабиться, превратиться в кисель бурлящих страстей и желаний. Много было толков и пересудов в преддверии возобновления здесь, рядом с Красной площадью, мужского монастыря. «Зачем? Для кого? Кому от этого будет хорошо?» А что, центр Москвы и других городов вообще освободить от монастырей? Эвакуировать за город? Сделать «стерильную» секулярную зону – пусть духи злобы царствуют без особых «помех»? Вышел монах в город и идет по улице. Рядом компания с горячительными напитками. Кто-то смотрит на него, кто-то на них. Кто-то – на всю картину целиком. И думает. Дать повод задуматься – тоже миссия.
Да, монастырь терпит некоторые «убытки» от вросшего в него города. Но зато город получает некоторый «корм» для своего духовного роста. Так обитель окормляет прихожан, не дает им проголодаться и впасть в полное расстройство.
Приходите, обитель рядом. От самой известной площади России несколько десятков метров по Никольской, слева арка.
Аккурат за Иконным рядом.