Публикации / Никольский Шостьенский монастырь

21 сентября 2023 года. Рождество Пресвятой Богородицы

ОСЕННЯЯ ПАСХА

«В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице»

Праздник Успения в обители проходит, по традиции, в двух храмах. Божественная Литургия для большинства прихожан и паломников служится утром в день Успения в Никольском храме. А в деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая находится на территории монастыря, проходит каждый год ночная Божественная Литургия. На ней могут присутствовать только сёстры обители. После Литургии и Причастия крестный ход с плащаницей вокруг храма.

Глубокой ночью, с зажёнными свечами, с песнопениями в честь Божьей Матери обходят сёстры свой маленький любимый намоленный храм. В эту ночь особенно чувствуется присутствие Той, Которая стала Матерью Бога, а после Его Распятия, Воскресения и Вознесения – стала Матерью всех христиан и особенно покровительствует монашествующим. Сёстры обители в этот день просят Божию Матерь о терпении в скорбях и напастях, о помощи и заступничестве о защите от видимых и невидимых врагов.

Отец Владимир во время крестного хода вдруг радостно воскликнул: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе! – дружно ответил крестный ход. Никто не удивился пасхальному возгласу батюшки. У христиан Пасха – событие, которым живёт боголюбивое сердце. Пасха нескончаемая, славимая, радостная, торжествующая. Пасха «от смерти к Жизни», подаренная Божиим Сыном. Пасха вечная! В день славного Успения Богородицы сердца наши празднуют Пасху, ведь Мать и Её Божественный Сын неразрывно связаны в Вечности. Это Её Праздник. Она, Пречистая и Смиренная, отходит к Сыну в райские обители, выполнив самую Величайшую Миссию на земле.

Вот, что пишет о празднике Успения митрополит Вениамин (Федченков): «Успение Божией Матери иногда называют «Второй Пасхой». Эту мысль мне пришлось впервые вычитать из Афонского листка на Успение. И, действительно, здесь много общего: само Воскресение Господа и воскрешение Божией Матери, и то, и другое совершилось на третий день по кончине; и тогда, и при Успении не было апостола Фомы; при первом явлении Воскресшего и при кончине Богородицы; а потом он прибыл, а через него открылось воскрешение Её. И прочее…»

«Успение Божией Матери является завершением всего круга праздников, – всего дела Христова. Спаситель пришёл спасти человека – и душою, и телом, всецело спасти. Это Он показал многим самим делом в Себе самом наВознесение; а, прежде того, на Преображение, показал лучшим трём апостолам, что ждёт человека, каким он может и должен быть. И вот первою достигла этой славы Царства Пречистая Богоматерь! А Она вся – от нашего естества. Следовательно, и всякий иной может уподобляться Ей и Вознесшемуся Христу. Остаётся лишь трудиться над этим. Для этого и начинается дальше обычный труднический год с 1 сентября, то есть «новый год» по церковному счислению». (Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Успение. М.: Правило веры, 2007.)

Монахиня Иоанна (Сизикова)
На главной