Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Новости монастыря

Праздники и будни женской обители
1 / 14 октября 2021 года
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Богоматери. Ок. 1399 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: // нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, // за ны Христу молящуюся.

Верующие люди называют жизнь на земле временной. Эта жизнь очень короткая, пролетает незаметно и быстро. Святые Отцы говорили о том, что земная жизнь – это подготовка к жизни вечной, это экзамен на верность Христу и Его учению. Святые, имея сильную веру, проявляли мужество терпения земных неприятностей и скорбей, вменяли в ничто тленные богатства и проводили жизнь подвижническую, умом и сердцем взывая к Богу день и ночь.

Но не каждому дана сильная вера. Многие, стремясь к лучшему, в том числе и к духовной жизни, испытывают чувства разочарования и страха, отступления и даже ненависти. Отчасти это зависит от самого человека: от расслабленной воли и любви к страстям, от немощи и невежества; отчасти это зависит от нападок врага рода человеческого, который все силы и старания прилагает для того, чтобы погубить род человеческий. Но есть у нас Защитница на земле, простирающая Свой Покров над немощными и больными, над отступниками и предателями. Её милосердие простирается на всех.

Прекрасным подтверждением служит Праздник Покрова Божией Матери. История возникновения праздника такова. В начале X века Константинополь был осаждён врагами (исторические источники указывают, что это были язычники русы, наши древние предки). Жители города собрались во Влахернской церкви, где находились Риза Богоматери, Её головной Покров и часть Пояса. Во время Всенощного бдения святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу. С Ней были Иоанн Предтеча и апостол Иоанн. О, чудо! Дева молилась за христиан! Затем, сняв сияющий Покров, простёрла его над всеми, кто был в храме. Святому Андрею было это прекрасное видение из духовного мира. Это уверение в том, что молитвы, искренние и слёзные, упование на защиту Богородицы, не напрасны. Помощь пришла с Неба, враг отступил от города. Христиане с благодарностью взывали к Божией Матери.

Вспоминая это событие, православные христиане стали обращаться к Богородице с особой просьбой о защите: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!».

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

14 / 27 сентября 2021 года
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня. Икона-таблетка из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника. Рубеж XV-XVI веков.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Это день торжества христианской веры над врагом и противником Господним – дьяволом. Крест – орудие казни – для всех верующих стал освобождением от страданий, потому что через него даровано роду человеческому Воскресение.

Смерть, тление и ад были уготованы каждому до восшествия Господа на Крест. Крест – основание веры и оружие силы. Каждый христианин, желая спасения, получает от Бога свой Крест, который должен понести в земной жизни с благодарением, понимая, что только через крест страданий можно очистить душу для Царствия Небесного. Страдания очищают и возвышают. Истинное величие души, настоящее любящее сердце выковываются из страданий.

Читать материал «Крестный путь спасения» в разделе «Публикации»

Читать подробнее о Воздвижении Креста Господня



8 / 21 сентября 2021 года
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы, псковская икона XVI–XVII веков
Тропарь, глас 4
Рождество Твое Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Читать подробнее о празднике Рождества Пресвятой Богородицы

1 / 14 сентября 2021 года
Начало индикта – церковное новолетие
Начало индикта – церковное новолетие
Тропарь, глас 2
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас 2
В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

В этот день Православная Церковь празднует новолетие — начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется началом индикта. По преданию, в начале сентября Господь Иисус Христос произнёс известную проповедь в синагоге города Назарета о наступлении «лета благоприятного ». 1 сентября на Руси совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой на городской площади совершался молебен с чтением Апостола и Евангелия, а затем, под пение тропаря праздника, духовенство и народ шли в храм для совершения Божественной литургии. В 1699 году Пётр I ввёл в России летоисчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января.