Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Новости монастыря

Праздники и будни женской обители
13 сентября 2022 года
В социальной сети «ВКонтакте» открылось сообщество, посвященное памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
В социальной сети «ВКонтакте» открылось сообщество, посвященное памяти архимандрита Петра (Афанасьева) – «Его лампада не угасла...».

Сообщество создано с целью не только собрать воспоминания духовных чад батюшки, но и дать возможность поделиться впечатлениями от посещения храмов и монастырей, в возрождении которых принял участие отец Пётр. Кто-то напишет стихотворение, нарисует картину, а может быть уже есть песня, посвященная нашему дорогому батюшке?

Дорогие братья и сестры! Присоединяйтесь к сообществу «Его лампада не угасла...»
Адрес: https://vk.com/arkhimandritpetr
13 сентября 2022 года
На сайте открыт новый раздел, посвященный строительству храма Преполовения Пятидесятницы в деревне Анатольевка
На сайте отрылся новый раздел, посвященный строительству храма Преполовения Пятидесятницы в деревне Анатольевка. В настоящее время на странице размещена общая информация, а также историческая справка о деревне Анатольевка и о человеке, имя которого она носит.

В дальнейшем летопись строительства храма будет пополняться фото и видео материалами и другим сопутствующим контентом.

Адрес страницы: monvshostye.ru/hram-anatolyevka
18 / 31 августа 2022 года
Мучеников Флора и Лавра
Чудо о Флоре и Лавре (новгородская икона, конец XV века)
Тропарь, глас 4
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую / восхвалим, вернии, по достоянию, / Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, / иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем, / темже пострадавше до крове, / и венцы пресветлыми увязостеся, // молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8
Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены, / вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь, / яко да улучим благодать и милость молитвами их // и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».
15 / 28 августа 2022 года
Успение Пресвятой Богородицы
Облачное Успение. к. XII — н. XIII вв. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 155 × 128 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропарь, глас 1

В рождестве Девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу/ и предстательствах непреложное Упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Читать об Успении Пресвятой Богородицы на сайте Православие.ру
6 / 19 августа 2022 года
Преображение Господне
Преображение Господне. Икона работы Андрея Рублева
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Читать о празднике на сайте Православие.ру

1 / 14 августа 2022 года
14–27 августа 2022 года. Успенский пост
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успенский пост — две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост длится всего две недели: с 14 по 27 августа. Он считается таким же строгим, как и Великий пост.

По своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. На Успенский пост попадает два праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас») 1/14 августа и Преображение Господне («Яблочный Спас») 6/19 августа.

Читать подробнее на сайте Православие.ру



1 / 14 августа 2022 года
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», 1510 год
Тропарь Креста Господня, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста Господня, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/908028.html

Читать материал об иконографии праздника на сайте Фома.ру
8 / 21 июля 2022 года
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
Московский список иконы из Елоховского собора. 1579 год
Тропарь, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.

8 / 21 июля Православная Церковь празднует день явления Казанской иконы Божией Матери. Праздник был установлен в 1595 году, спустя шестнадцать лет после чудесного явления иконы Божией Матери в городе Казани. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм и продолжаются до сих пор.

Очень быстро Казанская чудотворная икона Божией Матери приобрела широкую известность у русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Богородицы. Дважды в год в благодарность за заступничество Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы совершаются празднества и крестные ходы: в день явления – 8/21 июля и в память освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков - 4 ноября/22 октября.

Молитва перед Казанской иконой Божьей Матери помогает во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах, скорбях.


Читать подробнее на сайте Православие.ру
29 июня / 12 июля 2022 года
Первоверховных апостолов Петра и Павла
Апостолы Пётр и Павел. середина XI в. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 236 × 147 см Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород
Тропарь, глас 4
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание
Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия.

Читать об апостолах на сайте Православие.ру
Читать материал «Посланники Бога» в разделе «Публикации»

30 мая / 12 июня 2022 года
День Святой Троицы. Пятидесятница
Андрей Рублёв «Троица». 1411 год или 1425–1427 дерево, темпера. 142×114 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас тойже
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Читать о празднике на сайте Православие.ру

21 мая / 3 июня 2022 года
Клирику монастыря протоиерею Владимиру Постникову исполнилось 77 лет
Протоиерей Владимир Постников и игумения Неонилла (Фролова). Фотография 2020 года
3 июня 2022 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, штатному клирику нашей обители протоиерею Владимиру Постникову исполнилось 77 лет. Отец Владимир служит в Никольской Шостьенской обители с момента основания. Сёстры обители и прихожане храма, с которыми все эти годы батюшка по-отечески разделяет все радости и горести, поздравили его с Днём рождения и пожелали многая и благая лета.

Несмотря на преклонный возраст, батюшка продолжает служить и исповедовать свою паству. Отец Владимир с первых дней основания Шостьенской обители прошёл с сёстрами долгий и трудный путь её становления.

На праздничной трапезе матушка попросила рассказать батюшку о себе. С присущим ему добрым юмором он рассказал о своей юности, о родном селе, о начале своего служения. Сестры вместе с матушкой спели батюшке тёплое и громкое «Многая лета!»

20 мая / 2 июня 2022 года
Вознесение Господне
Вознесение Господне. Новгородская икона, XIV век
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

2 июня 2022 года в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре состоялось торжественное Богослужение в честь престольного праздника- Вознесения Господня.

Богослужение в обители возглавил и.о. настоятеля Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы иеромонах Даниил (Константинов). Ему сослужили клирик монастыря протоиерей Владимир Постников и клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев). За Божественной Литургией молились игумения Неонилла (Фролова) с сестрами и воспитанницами, игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатово Клинского района Московской области, многочисленные прихожане, паломники и гости обители.

По окончании Божественной Литургии и крестного хода ко всем молящимся обратился с пастырским словом иеромонах Даниил ( Константинов).


ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ОБИТЕЛИ

Двунадесятый праздник Вознесения Господня – престольный в Шостьенской обители. Центральный придел Никольского храма посвящён этому знаменательному событию. К нему всегда готовятся и ждут. Благоукрашение храма и подготовка праздничного угощения – это одно, а обязательное причастие в этот день всех сестер и прихожан – это другое духовное событие.

Каждый переживает этот день в тайне души своей. Соединиться с Господом – главное в духовной жизни. Вспоминая евангельские события , в этот день мы пребываем духом с апостолами, которые видели славное Вознесение Своего Учителя, слышали, наполненное благодатной силой, последнее Слово Его. Слово, дающее надежду и радость, что теперь они и все верующие в Иисуса Христа Воскресшего, никогда не будут одиноки. «Не оставлю вас …», - звучат и наполняют радостью слова Спасителя. В этот праздник Вознесения и мы стоим духом на Елеоне и созерцаем невидимо небывалое чудо восхождения в Небеса с плотью Бога, ради нас Пришедшего и Пострадавшего. Мы познали Его Любовь, мы увидели Его силу, мы просим Его о исцелении наших сердец, чтобы познали мы цену нашего спасения.

После праздничного богослужения сестры вышли на Крестный ход с пением праздничного тропаря празднику Вознесения. В монастыре состоялась праздничная трапеза.

Вечером того же дня служба Владимирской иконе Божией Матери и святым равноапостольным Константину и Елене. В пятницу в Никольском храме обители прошла Божественная литургия. После её окончания поздравили всех тех, у кого этот день является Днём Ангела. Особо торжественно поздравляли нашего служащего в обители много лет протоиерея Владимира. Ему исполнилось 77 лет. Несмотря на преклонный возраст, батюшка продолжает служить и исповедовать свою паству. Отец Владимир с первых дней основания Шостьенской обители прошёл с сёстрами долгий и трудный путь её становления.

На праздничной трапезе матушка попросила рассказать батюшку о себе. С присущим ему добрым юмором он рассказал о своей юности, о родном селе, о начале своего служения. Сестры вместе с матушкой спели батюшке тёплое и громкое «Многая лета!»

подготовила мон. Иоанна (Сизикова)


После Своего Воскресения Господь Наш Иисус Христос, в течение 40 дней пребывая на земле в Своём прославленном, светоносном и бессмертном теле, неоднократно являлся апостолам, беседовал с ними, поучая их тайнам Царствия Божия, и вместе с тем указывал на необыкновенные дары Святого Духа, которые сойдут на них, чтобы исполнить великое дело проповедания Евангелия по всей вселенной.

В Своей последней беседе с учениками Господь «отверзе им ум, разумети Писания» (от Луки, 24, 45), и они только тогда поняли великую тайну искупления человечества.

Господь говорил апостолам, что теперь, когда весь мир искуплен Его кровью, все народы призываются в Царствие Божие – Церковь Христову. Апостолы же по сошествию на них Святого Духа должны быть проповедниками Царствия Божия, святого вечного Евангелия «во Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли» (Деяния 1, 8).

Посылая апостолов на проповедь, Иисус Христос даёт им власть над нечистыми духами, дар чудотворений, дар исцелений, власть отпущения грехов, говоря, что всякий «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк., 16, 16).

Господь обещает Своим ученикам, что Он не оставит их одних, но будет с ними «во вся дни до скончания века».(Мф., 28, 20).

В конце Своей беседы Иисус Христос повелел Своим Ученикам не отлучаться от Иерусалима, а оставаться в нём и ожидать обещанного от Отца Святого Духа, Который подаст им обилие духовных даров, силу премудрости и разума. И только после сошествия Святого Духа Господь повелевает Своим апостолам начать дело всемирного проповедания Евангелия.

После Своей беседы с учениками на горе Елеонской Господь «воздвиг руце Свои, и благослови их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему.»(Лк. 24,50-52).

Апостолы, ясно созерцая своими глазами вознесение Иисуса Христа на небо, были поражены величием совершенного чуда.

Вознесшийся же во славе на небо Иисус Христос «седе одесную Бога» (Мк.,16, 19), то есть принял одинаковую честь и славу с Богом Отцом. Таким Славным Вознесением закончил Свою земную жизнь Спаситель мира, совершивший величайшее дело искупления человечества. Теперь для верующих открыт вход на небо, в Царствие Небесное.

В этом главный смысл и значение Вознесения, венец всех событий в деле спасения людей.

(из книги «Букварь Слова»).

Читать о празднике на сайте Православие.ру
9 / 22 мая 2022 года
Память святителя Николая Чудотворца, престольный праздник обители
Архимандрит Петр (Афанасьев) основатель и духовник Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Зарайский образ свт. Николая с житием
Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

22 мая 2022 года в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре встретили Престольный Праздник – перенесение святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Торжественное Богослужение в Никольском храме обители возглавил клирик монастыря протоиерей Владимир Постников. Ему сослужил клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев).

Накануне праздника состоялся молебен с акафистом святителю и чудотворцу Николаю и всенощное бдение. Торжественные песнопения исполнили два хора – сестер и воспитанниц монастыря. После крестного хода с чтимой иконой Святителя Николая и молебна, прихожанам и паломникам было предложено монастырское угощение.

Читать о святом на сайте Православие.ру
5 / 18 мая 2022 года
Праздник Преполовения Пятидесятницы в Шостье
Архимандрит Петр (Афанасьев) основатель и духовник Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
18 мая 2022 года в Никольском храме главный клирик Шостьенского ставропигиального монастыря протоиерей Владимир Постников отслужил Божественую литургию. За богослужением молились игумения монастыря Неонилла и сёстры обители, слаженно пел монастырский хор, присутствовали и принимали участие в соборной молитве прихожане и гости.

По традиции после окончания Литургии был отслужен водосвятный молебен.

В Шостье возродили старую традицию: совершать Крестный ход в деревню Анатольевка в день Преполовения Пятидесятницы. В этом году также после окончания Божественной литургии Крестный ход двинулся по сельской, размытой дождями, дороге. Шли священники протоиерей Владимир и иеромонах Савва, шли сёстры с хоругвями, иконой Преполовения, на которой изображён отрок Иисус в Иерусалимском храме перед собором иудеев, шли, несмотря на ветреную погоду и пели пасхальные песнопения.

Праздник Преполовения - особенный, он соединяет два великих праздника – Пасху и Пятидесятницу, так как день расположен между ними и приходится ровно на середину. Это один из древнейших христианских праздников. Основное его значение: « праздник проповеди Христа самой по себе» (священник литургист Михаил Желтов). Это праздник учения Христа о слове живом, как воды живой, воды Христова спасительного учения, воды спасения. Душа человека жаждет и изнемогает без слова Истины, не находит себе покоя и радости, умирает в мире неправды без Божественной благодати. Христос – источник «воды живой», он призывает души человеческие к себе, отдавая Себя в Причастии, наполняя души Жизнью Вечной в Благодати Духа Святого. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.,7, 37 – 38).

В Анатольевке Крестный ход совершил молебное пение у Поклонного Креста по установившейся традиции. Здесь уже заложен фундамент будущего храма в честь праздника Пятидесятницы и скоро начнутся строительные работы.

11 / 24 апреля 2022 года
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Архимандрит Петр (Афанасьев) основатель и духовник Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Сошествие во ад. Андрей рублев, Даниил Черный и мастерская. 1408 г.
Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ,// и сущим во гробех живот даровав.

Кондак:
Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый, радуйтеся:/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.

Читать материал «Пасха – Праздников Праздник» в разделе «Публикации»

Читать материал «Пасха Христова» в разделе «Публикации»

Читать о Празднике Светлого Христова Воскресения на сайте Православие.ру


29 марта / 11 апреля 2022 года
День памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
6 лет со дня кончина батюшки
Архимандрит Петр (Афанасьев)
11 апреля 2022 года исполняется 6 лет со дня преставления архимандрита Петра (Афанасьева) – настоятеля Патриаршего подворья и духовника нашей женской монашеской общины.
Всей своей жизнью батюшка явил знавшим его пример жертвенного служения Богу и ближнему.

Плодом его самоотверженных трудов и молитв стали святые обители и храмы, восстановленные и созданные вновь: Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в г. Москве, Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь в Клинском районе Московской области, Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь в Касимовском районе Рязанской области, зарождающаяся Свято-Успенская женская обитель на о. Сахалин, мужской скит в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кулово Касимовского района Рязанской области и многие другие.

Памяти отца Петра – штрихи к духовному портрету (новый материал в разделе «Публикации»)

Читать подробнее об архимандрите Петре (Афанасьеве)
25 марта / 7 апреля 2022 года
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение. Андрей Рублёв. 1408 год, доска липовая, паволока, левкас, темпера, 125х94см, Государственная Третьяковская Галерея
Тропарь глас 4
Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Кондак глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Читать материал «Благовещение» в разделе «Публикации»

Читать о празднике на сайте Православие.ру


16 марта 2022 года
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями на Украине
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине.

Возлюбленные собратья-архипастыри!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы переживаем сегодня непростой исторический период: все наши мысли, тревоги и молитвы связаны с происходящими событиями на Украине. Но даже в самые трудные времена испытаний наш народ искал помощи у Пресвятой Богородицы, которая всегда была усердной ходатаицей и заступницей Святой Руси.

Во дни Великого поста, когда Церковь в покаянии предстоит Господу, обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, с призывом читать ежедневно «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» с прибавлением к нему утвержденной ранее молитвы о восстановлении мира.

Обратим же наши взоры и воздыхания к усердной Заступнице рода христианского, дабы по Ее неотступному материнскому ходатайству Человеколюбивый Господь приклонил Свою милость к нашим народам и даровал крепкий и необоримый мир.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Молитва о восстановлении мира

Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власти предержащие ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
2 / 15 февраля 2022 года
Сретение Господне
Сретение Господне (новгородская икона конца XV века)
Тропарь, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос, Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,// дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство // и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Церковь празднует прекрасное событие в жизни всего человечества – Сретение Господне. Этот двунадесятый праздник уходит своими корнями в ветхозаветно прошлое. По закону Моисееву, евреи, которым посчастливилось стать родителями, на сороковой день приносили своих первенцев (сыновей) в храм для посвящения их Богу. Скромная, по материальным возможностям небогатых людей, жертва благодарения – два голубиных птенчика, была принесена Богоматерью и праведным Иосифом во исполнение закона. На первый взгляд – рядовое событие для Иерусалимского храма. Сколько младенцев принимали руки ветхозаветных священников, сколько жертв приносилось в этот храм! Что знаменательного во Встрече праведного Симеона и Младенца Иисуса?

В лице праведного Симеона, ожидавшего по внушению Духа Святого Спасителя, народ израильский встречает Мессию. Сердце старца Симеона, которому исполнилось тогда 360 лет, трепещет от великой радости: на руках он держит Того, Которому суждено пострадать за всё человечество, быть Первенцем из мертвых, спасти род человеческий от рабства дьяволу.

Бог Отец дарит Сына падшему человечеству как Великую Жертву за спасение людей. Встреча в Иерусалимском храме в тот день становится необычной и знаменательной.

Дошедшее до нас, благодаря евангельскому повествованию, славословие старца Симеона имеет глубокий смысл. Радость старца Симеона, которого Церковь называет Богоприимцем, выражает ликование всего человечества. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Бог Слово во плоти родился и принёс на землю Свет, Истину, Спасение. Каждый, поверивший во Христа, пришедшего во плоти, не одинок: он спасается во Христе и приобретает семью во Христе. Закончилось время ожидания, смятения, тьмы, плена. Свет пришёл в мир; познавшие Его, увидевшие и уверовавшие будут спасены.

Сретение (встреча) – прекрасный Праздник, и приходится он на начало весны, когда первые светлые лучи солнца пытаются согреть промёрзшую землю, а маленькие пташки радостно щебечут в ожидании тепла.


Читать о празднике на сайте Православие.ру

11 / 24 января 2022 года
Память преподобного Феодосия Великого, основателя общежительного монашества
Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх
Тропарь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Феодо́сие, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми красно́ процве́л еси́,/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ слез твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в. Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Ро­дом из Кап­па­до­кии. Вос­пи­тан ро­ди­те­ля­ми в глу­бо­ком бла­го­че­стии. Стре­мясь к от­шель­ни­че­ской жиз­ни, по­се­лил­ся в Па­ле­стине в пу­стын­ной пе­ще­ре, в ко­то­рой, по пре­да­нию, но­че­ва­ли три волх­ва, при­шед­шие по­кло­нить­ся ро­див­ше­му­ся Спа­си­те­лю ми­ра. В ней он про­жил 30 лет в ве­ли­ком воз­дер­жа­нии и непре­стан­ной мо­лит­ве.

К по­движ­ни­ку по­сте­пен­но на­ча­ли сте­кать­ся же­лав­шие жить под его ру­ко­вод­ством. Ко­гда цер­ковь уже не вме­ща­ла со­брав­ших­ся ино­ков, свя­ти­тель по­сле мо­лит­вы, взяв ка­ди­ло с хо­лод­ны­ми уг­ля­ми, по­шел по пу­стыне. На од­ном ме­сте уг­ли вне­зап­но раз­го­ре­лись и вос­ку­рил­ся фими­ам. Тут пре­по­доб­ный и ос­но­вал пер­вый об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, или Лав­ру. В мо­на­сты­ре св. Фе­о­до­сий устро­ил стран­но­при­им­ные до­ма, от­дель­ные боль­ни­цы для ино­ков и ми­рян, убе­жи­ща для пре­ста­ре­лых. По его мо­лит­ве мно­го раз яв­ля­лось чу­до умно­же­ния хле­бов, необ­хо­ди­мых для пи­та­ния со­брав­ших­ся к оби­те­ли ни­щих.

Ко­гда воз­ник­ла ересь Ев­ти­хия, пра­во­слав­ные бы­ли го­ни­мы от им­пе­ра­то­ра Ана­ста­сия (491–518). Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий сна­ча­ла на­пи­сал по­сла­ние им­пе­ра­то­ру, за­тем по­шел в Иеру­са­лим и в Ве­ли­кой церк­ви воз­гла­сил во все­услы­ша­ние: «Кто не по­чи­та­ет че­ты­ре Все­лен­ских Со­бо­ра, да бу­дет ана­фе­ма». За этот по­сту­пок его со­дер­жа­ли в за­то­че­нии. Еще при жиз­ни спо­до­бил­ся да­ра ис­це­ле­ния и дру­гих чу­дес. Мир­но скон­чал­ся в воз­расте 105 лет (529 г.).

Читать «Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого» в изложении святителя Димитрия Ростовского.
6 / 19 января 2022 года
Крещение Господне. Богоявление
Крещение Господне. Андрей Рублёв. 1405
Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине,/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.

Читать о празднике на сайте Православие.ру


25 декабря / 7 января 2022 года
Рождество Христово
Рождество Христово. Андрей Рублёв
Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии,/ звездою учахуся,/ Тебе кланятися Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты востока: // Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:/ нас бо ради родися // Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию Рождшагося/ от Безневестныя/ и Пречистыя Девы Марии.

Читать в разделе «Публикации» материал «Чудесное событие в Вифлееме»

Читать в разделе «Публикации» материал «Рождество Христово»

Читать в разделе «Публикации» материал «Что принесём Тебе, Прекрасному Младенцу?»

Читать о Рождестве Христовом на сайте Православие.ру


12 / 25 декабря 2021 года
Выпуск первой группы слушательниц Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих
25 декабря 2021 года, в день памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, состоялся выпуск первой группы слушательниц Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в количестве 19 человек.

Память Святителя Спиридона почитается в обители. В этот день большинство насельниц причащались за Божественной Литургией, которую служил протоиерей Владимир Постников. После праздничной трапезы состоялась торжественная выдача свидетельств о прохождении курсов базовой подготовки для монашествующий .

Игумения Неонилла (Фролова) тепло поздравила сестер с окончанием курсов и выразила надежду, что они будут применять полученные знания в повседневном монашеском делании. Также настоятельница отметила, что первый выпуск курсов дополнительного образования для монашествующих является важным этапом в жизни обители. В связи с этим, игумения Неонилла напомнила, что шесть лет назад 24 декабря 2015 года решением Святейшего Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье храма свт. Николая Мирликийского в с. Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь. Совпадение этих двух дат знаменательно, как исторические этапы становления монастыря.

Также игумения Неонилла (Фролова) сообщила, что принято решение о продолжении работы богословских курсов для монашествующих, теперь свое место за партами займут насельницы, еще не получившие свидетельства, и сестры пенсионного возраста, которые выразили желание прослушать Курс базовой подготовки в области богословия для монашествующих.

Преподаватель курсов, магистр теологии Белошенков Д.С. поблагодарил слушательниц курсов за совместную трехлетнюю работу и выразил надежду, что дальнейшая работа Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих будет проходить в такой же теплой и дружественной атмосфере.

Обучение на курсах, по признанию большинства сестер, было интересным и многое им дало, как в плане внутреннего монашеского делания, так и в более глубоком понимании творений Св. Отцов. Также сестры отметили, что полученные знания помогают им отвечать на вопросы паломников, прихожан. Помогают в проведении воскресной школы для взрослых и экскурсий по монастырю.

6 / 19 декабря 2021 года
Память святителя Николая Чудотворца
Икона святителя Николая из Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря
Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

19 декабря 2020 года в нашем монастыре встретили престольный праздник – память святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Накануне торжественного события в Никольском храме обители было отслужено торжественное всенощное бдение, а в сам день праздника – Божественная Литургия. Богослужения возглавил клирик монастыря протоиерей Владимир Постников. Ему сослужил клирик Заиконоспасского мужского ставропигиального монастыря г. Москвы иеромонах Савва (Буханцев). За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами и воспитанницами, прихожане, паломники и гости обители. Богослужебные песнопения исполняли монашеский хор и хор воспитанниц пансиона. После Литургии состоялся крестный ход. По окончании богослужения протоиерей Владимир обратился к молящимся с пастырским словом.

Читать статью «Всегда радуйтесь...» в разделе «Публикации»

Читать статью «Святитель Николай – покровитель села Шостье» в разделе «Публикации»

Читать о святом на сайте Православие.ру

21 ноября / 4 декабря 2021 года
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Икона праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.

Читать о празднике на сайте Православие.ру

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

13 / 26 ноября 2021 года
В Никольском Шостьенском монастыре прошла аккредитация курсов в области богословия для монашествующих
26 ноября 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь посетили члены аккредитационной комиссии: архимандрит Феофилакт (Безукладников), заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря – председатель выездной комиссии; монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы – секретарь выездной комиссии; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря.

Члены выездной группы провели оценку знаний 19 слушательниц курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви на базе Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря по дисциплине «История монашества и аскетика». Комиссия отметила высокий уровень знаний у сестер, успешно прошедших итоговую аттестацию и получивших зачет.

Председатель аккредитационной комиссии архимандрит Феофилакт поблагодарил игумению Неониллу (Фролову), настоятельницу Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, руководителя курсов – монахиню Иннокентию (Яцыну), преподавателя курсов – Д.С. Белошенкова и сестер за ответственное отношение к поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о повышении богословского образования монашествующих. Также архимандрит Феофилакт выразил надежду, что курсы базовой подготовки продолжат в дальнейшем свою работу для новых слушательниц.

Комиссией были проверены документы курсов, материально-техническое обеспечение и библиотечный фонд.

Богословские курсы на базе Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря были организованы в 2018 году в ответ на решение Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов о необходимости богословского образования монашествующих с учетом мнения Духовного Собора обители.

В 2018 году действующие монастырские курсы начали реализацию стандарта базовой подготовки в области богословия монашествующих.

Были разработаны рабочие программы, усовершенствована материальная база, пополнен библиотечный фонд.

За три года обучения 2018-2021 уч.гг. программа курсов была пройдена полностью.
8 / 21 ноября 2021 года
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Архангел Михаил. Школа или худ. центр: Ярославль. Конец XIII в. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Тропарь, глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак, глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Величание
Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Читать статью «Друг на всю жизнь» в разделе Публикации
Читать о празднике на сайте Православие.ру
22 октября / 4 ноября 2021 года
Казанская икона Божией Матери
Московский список из Елоховского собора. 1579 год
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.


Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.


Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.


Читать о празднике на сайте Православие.ру

1 / 14 октября 2021 года
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Богоматери. Ок. 1399 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: // нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, // за ны Христу молящуюся.

Верующие люди называют жизнь на земле временной. Эта жизнь очень короткая, пролетает незаметно и быстро. Святые Отцы говорили о том, что земная жизнь – это подготовка к жизни вечной, это экзамен на верность Христу и Его учению. Святые, имея сильную веру, проявляли мужество терпения земных неприятностей и скорбей, вменяли в ничто тленные богатства и проводили жизнь подвижническую, умом и сердцем взывая к Богу день и ночь.

Но не каждому дана сильная вера. Многие, стремясь к лучшему, в том числе и к духовной жизни, испытывают чувства разочарования и страха, отступления и даже ненависти. Отчасти это зависит от самого человека: от расслабленной воли и любви к страстям, от немощи и невежества; отчасти это зависит от нападок врага рода человеческого, который все силы и старания прилагает для того, чтобы погубить род человеческий. Но есть у нас Защитница на земле, простирающая Свой Покров над немощными и больными, над отступниками и предателями. Её милосердие простирается на всех.

Прекрасным подтверждением служит Праздник Покрова Божией Матери. История возникновения праздника такова. В начале X века Константинополь был осаждён врагами (исторические источники указывают, что это были язычники русы, наши древние предки). Жители города собрались во Влахернской церкви, где находились Риза Богоматери, Её головной Покров и часть Пояса. Во время Всенощного бдения святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу. С Ней были Иоанн Предтеча и апостол Иоанн. О, чудо! Дева молилась за христиан! Затем, сняв сияющий Покров, простёрла его над всеми, кто был в храме. Святому Андрею было это прекрасное видение из духовного мира. Это уверение в том, что молитвы, искренние и слёзные, упование на защиту Богородицы, не напрасны. Помощь пришла с Неба, враг отступил от города. Христиане с благодарностью взывали к Божией Матери.

Вспоминая это событие, православные христиане стали обращаться к Богородице с особой просьбой о защите: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!».

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

14 / 27 сентября 2021 года
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня. Икона-таблетка из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника. Рубеж XV-XVI веков.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Это день торжества христианской веры над врагом и противником Господним – дьяволом. Крест – орудие казни – для всех верующих стал освобождением от страданий, потому что через него даровано роду человеческому Воскресение.

Смерть, тление и ад были уготованы каждому до восшествия Господа на Крест. Крест – основание веры и оружие силы. Каждый христианин, желая спасения, получает от Бога свой Крест, который должен понести в земной жизни с благодарением, понимая, что только через крест страданий можно очистить душу для Царствия Небесного. Страдания очищают и возвышают. Истинное величие души, настоящее любящее сердце выковываются из страданий.

Читать материал «Крестный путь спасения» в разделе «Публикации»

Читать подробнее о Воздвижении Креста Господня



8 / 21 сентября 2021 года
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы, псковская икона XVI–XVII веков
Тропарь, глас 4
Рождество Твое Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Читать подробнее о празднике Рождества Пресвятой Богородицы

1 / 14 сентября 2021 года
Начало индикта – церковное новолетие
Начало индикта – церковное новолетие
Тропарь, глас 2
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас 2
В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

В этот день Православная Церковь празднует новолетие — начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется началом индикта. По преданию, в начале сентября Господь Иисус Христос произнёс известную проповедь в синагоге города Назарета о наступлении «лета благоприятного ». 1 сентября на Руси совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой на городской площади совершался молебен с чтением Апостола и Евангелия, а затем, под пение тропаря праздника, духовенство и народ шли в храм для совершения Божественной литургии. В 1699 году Пётр I ввёл в России летоисчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января.